Предыстория
Реконструкция магистралей вообще - относительно быстрый и недорогой способ решить часть накопившихся проблем улично-дорожной сети Москвы. Например, комплексно устранить бутылочные горлышки и недочеты в организации движения,
подготовить магистраль к введению выделенных полос для ОТ, повысить безопасность пешеходов, предотвратить застройку зарезервированных под УДС коридоров. И конечно, повысить пропускную способность.
Поэтому я поддерживаю реконструкцию магистралей Москвы. Но это не мешает мне и остальному коллективу Probok.net подходить к проектам с конструктивной критикой. Если делать - так делать хорошо! А многие недостатки проектов, незаметные из кабинетов, прекрасно видны водителям, которые по этим магистралям ездят.
Между тем, в ближайшие месяцы завершится реконструкция Каширского шоссе. А один из главных объектов (два тоннеля между Пролетарским проспектом и проспектом Андропова) будет открыт на днях.
Тоннель готов, даже разметка нанесена. Вид с Андропова в область.
Второй тоннель в центр. Тоже готов.
Пришло время вспомнить, что больше года назад Probok.net сделал
анализ проекта реконструкции Каширского шоссе и подал его в Департамент строительства и Москомархитектуру (ряд комментариев мы
давали в СМИ). Реконструкция Каширского шоссе в целом - нужнейшее мероприятие, которое давно пора было провести. Но в своем анализе мы предупредили о ряде недоработок проекта, которые «съедят» часть эффекта от реконструкции. И которые следовало бы устранить, чтобы этого не допустить.
Большинство наших замечаний были признаны целесообразными в Москомархитектуре. Причем все они не требуют отмены проекта или радикальной переделки каких-то его узлов: их можно реализовать «отдельными титулами» или в рамках локальных мероприятий. Тем не менее, оперативно в проект было внесено лишь несколько правок. Остальные в работу не пошли…
Как только проект будет завершен, можно будет проверить на практике сделанные нами прогнозы и оценить необходимость реализации наших «доработок» по Каширскому шоссе. Вот я и решил освежить и выделить наши основные «предсказания» по остающимся проблемам Каширского шоссе.
Пост будет длинный. Пусть ответственные лица увидят все главные проблемы и недоделки в одном месте. Возможно, это стимулирует начать работу по исправлению. Потому что все это можно и нужно исправить!
Предсказание 1.
Сохранится и даже увеличится пробка в центр на развязке Каширского шоссе с Коломенским проездом
От МКАД до Коломенского проезда на протяжении 10 км
нет переездов через железную дорогу Павелецкого направления. А т.к. масса точек притяжения находится на западе Москвы, «клеверный лепесток» на развязке перегружен, в него пытаются встроиться в 2-3 полосы. В результате с утра движение на развязке выглядит так:
Эффективных и недорогих способов, как предотвратить встраивание в 2-3 ряда, пока не придумано. А каких-либо мер по реконструкции этой развязки в проекте не предусмотрено. В результате эффект от расширения Каширского шоссе на участке от метро Каширская до Коломенского проезда в сторону центра будет во многом «съеден» нарушителями.
Да, конечно, стратегически эту проблему будут решать строительством сразу
нескольких связок. И хорошо, что будут. Но это будет не ранее чем через 3 года.
Предложение Экспертного центра Probok.net
Построить левоповоротную эстакаду с Каширского шоссе в направлении Нахимовского проспекта. Это решение проверено практикой МКАД и позволит повысить пропускную способность направления в 1,5-2 раза (с 1000 авто в час до 1500-2000).
Кстати, еще одно наше замечание (отсутствие разгонной полосы с Коломенского проезда на Каширское шоссе в область) было учтено в проекте. Правда, ее сделали узкой.
Предсказание 2.
Пробка на Проектируемом проезде 3689 (Котляковский пр.) не только не уменьшится, но даже увеличится.
ПОД - проект организации движения. Он пересматривался (в нашем анализе еще первая версия). Вот так выглядит ПОД этого места сейчас:
Отметим удачное решение перенести правый поворот с Каширского шоссе чуть раньше, через проезд у АЗС. Это позволяет организовать здесь очень нужный разворот «из центра - в центр». Будем снисходительны к опечаткам, не станем обращать внимания на подпись «ул. Москворечье» вместо «Проектируемый пр. 3689».
Но нельзя не обращать внимания на недочеты проектировочного решения! А они просто вопиющие.
Во-первых, откровенно ужасно организовано движение по полосам. В сторону Каширского шоссе 3 полосы (самая левая не используется, становится островком безопасности). При этом левая полоса отводится для разворота «из центра в центр». Правая - для правого поворота (хотя направо тут сворачивает от силы 1 авто на 20). Для левого поворота с Проектируемого проезда остается всего одна полоса - центральная!
Чтобы оценить «качество» такой организации движения, следует вспомнить, что сейчас, по предложению Probok.net, левый поворот осуществляется из 3-х полос. И даже этого не хватает!
Что здесь произойдет, если движение будет организовано по замыслу проектировщиков, для левого поворота будет лишь 1 полоса? Коллапс и пробка длиной не 200-500 метров, как сейчас, а несколько километров. Конечно, так не будет: по факту все будут нарушать и поворачивать из правого ряда, а также резко уходить в левый (разворотный). Но все это в лучше случае позволит законсервировать текущее положение дел! Но не исправить его!
Во-вторых, так и не устраняется одна из главных проблем: слишком малый радиус поворота, созданный разделительным ограждением. Именно ограждение мешает организовать напрашивающийся разворот «из центра в центр» из левого ряда вместе бессмысленного «островка безопасности». Ограждение же делает очень маленьким радиус поворота, из-за которого авто мешают друг другу. Probok.net добивается срезания части ограждения и переноса стоп-линии на 10 метров (в сторону центра) уже 2 года. Увы, пока этого копеечного мероприятия нам добиться не удалось.
Предложение Экспертного центра Probok.net
Демонтировать 10 метров разделительного ограждения на Каширском шоссе, изменить организацию движения, сохранив левый поворот из 3 полос! При этом добавится еще 1 полоса слева (за счет бывшего островка), а из правой поворот будет налево и направо. Примерно так:
В своем анализе мы предлагали несколько другую схему движения, т.к. основывались на предыдущей версии ПОДа. Но главная идея та же: левый поворот с Проектируемого проезда 3689 должен быть из 3-х полос! Здесь левый поворот получается как раз 3 полосы с Пр.пр. 3689 + 1 разворотная с Каширского шоссе.
Возможное возражение «а левый поворот из 4-х полос делать нельзя, т.к. на Каширском 3 полосы + выделенная» отклоняется. Выделенная полоса все равно через 20 метров прерывается для поворота направо к АЗС и на ул. Ак. Миллионщикова. Нет никакой проблемы разрешить выезд на нее чуть раньше.
Обращу внимание: эта схема не требует никаких иных строительных работ, кроме демонтажа 10 ограждения на Каширском шоссе, переноса колонки светофора и перерисовка разметки! Никаких уширений не требуется! Конечно, если хочется сделать карман для поворота направо, его можно построить.
Предсказание 3.
Будет большая проблема с парковкой у Онкоцентра в сторону центра.
До реконструкции типичная ситуация на Каширском шоссе была такой: в правой полосе 3-х полосного шоссе от метро Каширская до ул. Ак. Миллионщикова была сплошная парковка посетителей рынка и Онкоцентра. В результате для движения оставались 2,5 полосы!
Неудивительно, что это место было прославлено как одно из самых пробочных на Каширке в центр.
С парковкой пытались бороться выставлением конусов. Их каждый день в часы пик расставлял сотрудник ГАИ:
По проекту Каширское на участке расширяется на 1 полосу, до 4-х полос в центр (желтым на схеме ниже). При этом правая полоса становится выделенной, т.е. парковка на ней запрещена. Но никаких парковочных карманов тут не запланировано.
Вопрос: куда денутся запаркованные? Вариантов только два: или они будут нарушать ПДД (парковка на выделенной полосе), или будут пытаться найти место на Каширской аллее и ул. Ак. Миллионщикова.
Предложение Экспертного центра Probok.net
Очевидное решение: построить на газоне между Каширкой и забором несколько эко-парковок, похожих на построенные на проспекте Андропова у парка Коломенское:
Как-то так:
Предсказание 4.
Свежепостроенный тоннель Пролетарский - Андропова утром плотно встанет в сторону центра. Пролетарский проспект перед ул. Москворечье - вечером, в сторону области!
Вообще-то 2 магистрали здесь давно пора была развести в разных уровнях. И двойной тоннель под Каширкой - нужнейшее мероприятие проекта реконструкции. Однако эффект будет в значительной мере «съеден» бутылочными горлышками на выезде из тоннелей. Особенно в направлении проспекта Андропова в центр: тут 4 полосы «общего пользования» (2 с Каширского шоссе и 2 с Пролетарского проспекта) сливаются всего в 2 (две)! 3-я полоса выделена под ОТ.
Что самое обидное: общественный транспорт на проспекте Андропова ходит сравнительно редко и всегда полупустой даже в час пик! И немудрено: зачем ездить на НОТ между соседними станциями одной ветки - Кантемировской, Коломенской, Автозаводской?
Похожая проблема и у Пролетарского проспекта на перекрестке с ул. Москворечье. Пока он был 3-х полосным, перекресток прекрасно справлялся с потоком в любое время. (Конечно, кроме случаев, когда пробка стояла сразу за перекрестком, это здесь бывало и бывает и в центр, и в область). Но стоило выделенку ввести, «отъев» полосу - пробки здесь наблюдаем почти в любое время…
Предложение Экспертного центра Probok.net
1. Оперативное
Отменить выделенную полосу для ОТ на проспекте Андропова на участке от Каширского шоссе в центр до ТТК. Все равно «выделенка» провозит не более 300-500 человек в час даже в пиковое время. А каждая из соседних «общих» полос - по 800-1000 человек.
2. Капитальное
Расширить проспект Андропова до 4 (3+А) полос в каждом направлении от Каширского шоссе до Нагатинского метромоста и далее от моста до ул. Трофимова. В местах 3-х полосных участков (тоннели, эстакады) выделенную полосу не создавать. Расширить Пролетарский проспект до 4 (3+А) полос в каждом направлении. Картинка кликабельна.
Справедливости ради отметим, что вся магистраль «Таганка - Бирюлево» запланирована к реконструкции в 2015-2017 гг. Но тоннель-то открывается в ближайшие дни! Иного способа предотвратить коллапс, кроме отмены участка выделенной полосы - к сожалению, нет…
Предсказание 5.
Станет проблемой выехать с Шипиловского проезда на Каширское шоссе как в центр, так и в область. Возможна блокировка перекрестка Каширского шоссе с ул. Борисовские пруды.
Левый поворот с Каширки на Борисовские пруды - очень проблемное место. Чтобы избежать блокирования основного хода шоссе машинами, ожидающими левого поворота, левый поворот по проекту переносят на дублер. Однако последствия просчитаны не до конца:
- Карман короткий и может переполниться. А это повлечет все ту же блокировку прямого хода Каширского шоссе в область. В тому же выезд с Шипиловского проезда на Каширское шоссе в область становится проблемой.
- Схема организации движения непроработана. Из кармана выезд на ул. Борисовские пруды разрешен в 3 полосы, а ширина ул. Борисовские пруды от Каширки - всего 2 полосы! Это приведет к перестроениям на перекрестке. А левый поворот на Каширское шоссе в центр из-за ограждения придется выполнять с крайне малым радиусом, что чревато резким снижением скорости.
Предложение Экспертного центра Probok.net
- Продлить боковой проезд, начав его от поворота на Сабурово.
Формально это территория ООПТ Царицыно. Фактически - пустующая полоса земли вдоль магистрали.
- Расширить створ улицы Борисовские пруды до 3-х полос для приема 3-х полос с бокового проезда. Убрать часть разметки на разделительной полосе для более комфортного левого поворота.
Предсказание 6.
Очень скоро и в пожарном порядке властям придется бороться с парковкой на боковых проездах по всей их длине. Пока не поборют - многие левые и правые повороты с Каширского шоссе будут затруднены! Когда поборют - возникнет дефицит парковочных мест с западной стороны Каширского шоссе.
До реконструкции левые повороты выполнялись из двухполосных карманов на основном ходу Каширского шоссе, и обычно это не вызывало проблем.
По проекту все левые повороты (как и правые) переносятся на боковые проезды - существующий западный и строящийся восточный, в каждом из них по 3 полосы (у м. Домодедовская - даже 4). В целом это разумное решение - разделение проезжей части магистрали на транзитную и коллекторно-распределительную. Но есть несколько больших «но»:
А. Из-за дефицита парковочных мест существующий западный «дублер» (боковой проезд) сейчас запаркован с обеих сторон на всем протяжении.
Существующий западный боковой проезд
Как видим, ехать можно в 2 ряда «поперек» разметки или в 1 ряд по разметке. Еще полбеды, если бы это было только на прямом ходу проезда. Но перед перекрестками ситуация та же! А значит, 2 полосы «поперек разметки» - все, что останется для левого поворота, проезда прямо, поворота направо!
Что случится, если на боковых сохранится такая картинка? Они станут главными «пробкогенераторами» Каширского шоссе. Куда сложнее, чем сейчас, будет повернуть и налево, и направо. Прямо по дублерам проехать станет вообще невозможно. А «хвосты» с дублеров будут вылезать на прямой ход Каширского шоссе, запирая его и блокируя выделенную полосу!
Напомню, Probok.net предупреждал о проблеме больше года назад, в начале 2012 г. В марте 2013 г. власти наконец обратили на проблему внимание. И как решено бороться с этим? Запретом парковки на всех боковых проездах. Из заметки в
«Московской перспективе»:
«Боковые проезды на Каширском и Варшавском шоссе очистят от паркующегося транспорта, заявил в ходе субботнего объезда заммэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин. «Мы построили много боковых проездов, но сегодня в ходе объезда я обратил внимание, что дублеры забиты припаркованным транспортом. По ним уже невозможно проехать. Мы их строили не для того, чтобы там парковались машины. Поэтому я обратился к департаменту транспорта, чтобы они организовали работу эвакуаторов и очистили дублеры для проезда автотранспорта», - отметил Марат Хуснуллин».
Поможет это? Все не так просто.
Во-первых, давно известно, что эвакуаторами быстро побороть востребованную парковку не получится - слишком много нарушителей, эвакуаторов не хватит. К тому же эвакуаторы при работе сами создают не меньше проблем, чем эвакуируемые, т.е. перегораживают еще 1 ряд.
Во-вторых, допустим, парковку удастся побороть, запустив «парконы», поставив камеры, применив эвакуаторы и иные меры. Но куда денутся те сотни, чтобы не сказать - тысячи автомобилей, припаркованные на боковых проездах сейчас? Все «точки притяжения» на Каширском шоссе никуда не денутся. Значит, авто будут искать место во дворах и на газонах, на тротуарах и детских площадках.
В-третьих, даже если все удастся решить, проблема проезда прямо останется нерешенной, т.к. выполнять его придется одновременно с левым поворотом.
Б. По проекту левые повороты при движении в сторону области на Борисовский проезд и Шипиловскую улицу будут выполняться по-прежнему из двух полос бокового проезда. Но из средней также разрешен проезд прямо. А поскольку левые повороты весьма востребованы, проезд прямо будет затруднен.
Кстати, это прогресс. Раньше (и это есть в нашем анализе) схема организации движения выглядела так (левый поворот только из левого ряда):
А поворот на Ореховый бульвар и сейчас остался только из левого ряда:
Надеюсь, это ошибка, которая будет быстро исправлена.
Предложение Экспертного центра Probok.net
1. Везде перед перекрестками в область на боковом проезде необходимо сделать дополнительную левоповоротную полосу! Это даст возможность левого поворота из двух полос, и освободить 1 ряд для прямого хода.
2. На дублерах необходимо предусмотреть парковочные карманы. Для этого их необходимо расширить везде, где парковка востребована, в ту сторону, в какую возможно. И прямо разметить на дублерах парковочные места. На отдельных прямоходных участках возможно предусмотреть 2 полосы + карманы, не расширяя дублер. На более востребованных - 3 полосы + карманы.
Примерно так это может выглядеть на местности. Ну что тут сложного? Почему так нельзя было сделать с самого начала (картинка кликабельна)?
Кстати, картинка из области выглядит еще сложнее. Здесь для выполнения левых поворотов на Ореховый и Ясеневую надо будет совершить вот такие петли.
Хорошо это ли плохо? Все будет зависеть от того, насколько хорошо удастся настроить светофорный цикл перекрестка, обеспечив и Каширское шоссе, и поворотные, и поперечные направления. Если удастся, небольшой перепробег не страшен.
Предсказание 7
Придется устранять ошибку, допущенную по улице Шипиловская с восточной стороны Каширского шоссе. Ее сузили на 1 полосу, с 3-х полос до 2-х!
Вот какой была Шипиловская перед Каширским шоссе до реконструкции. 2 полосы прямо, одна направо!
А вот какой она будет по проекту реконструкции. 1 полоса прямо, 1 направо:
Причина такой небрежности мне неизвестна. Видимо, кто-то не обратил внимание, что Шипиловская резко расширяется с 2-х полос до 3-х прямо перед Каширским шоссе. И при создании бокового проезда не стали «переносить» уширение… Разумеется, на форумах жители уже поминают «добрым» словом это сужение. А пробка на перекрестке значительно выросла.
Предложение Экспертного центра Probok.net
Расширить Шипиловскую в этом месте до прежних 3-х полос, начиная от выезда со стоянки торгового центра. Длина уширения не менее 100 метров.
Заключение
Возможно, кому-то покажется, что я ругаю проект Каширского шоссе, проектировщиков и строителей. Это не так! Реконструкция Каширского шоссе необходима; проектировщики работали в условиях крайне сжатых сроков; строители строят весьма быстро (вся реконструкция - 2 года). Масса решений по проекту реконструкции Каширского шоссе (уширение под выделенные полосы, тоннели, переходы, боковые проезды) принесет большую пользу Югу Москвы.
Претензии у нас к бюрократической процедуре, которая не позволила все эти замечания вовремя учесть и включить в проект. Хотя замечания поданы нами больше года назад!
Вот что надо сделать:
1. Не бояться признать, что некоторые ошибки и недочеты в проекте есть. И обязательно провести работу над ними. Не получилось в составе проекта - значит, «отдельным титулом», локальными мероприятиями, в рабочем порядке. Стоимость почти всех мероприятий в сравнении со стоимостью проекта будет незначительной, а польза - большой.
2. Пригласить Probok.net в качестве обязательно согласующей инстанции, «бета-тестера» по всем дорожно-строительным и дорожно-реконструктивным проектам ДО их утверждения. Проекты не должны запускаться в работу без квалифицированной «пользовательской проверки». На сроках это не отразится - мы сделаем свою работу и найдем все главные ляпы за 2-3 недели. Зато город сэкономит деньги, время, избежит репутационных потерь и исправления ошибок в дальнейшем!
3. На рассмотрение и исправление должен подаваться ПОД (проект организации движения), а не проект планировки. Это крайне важно! Сейчас документом, в который можно внести изменения, является проект планировки. А ПОД является уже рабочей (проектной документацией), и когда он готов, внести изменения куда сложнее! Но не менее 60% ляпов допускается как раз на стадии подготовки ПОДа. В проекте планировки такие вещи как количество рядов, направления движения, геометрия проезжей части, парковки - просто не видны. В результате по прекрасному проекту планировки можно сделать безобразный проект организации движения! Поэтому на исправление и рассмотрение необходимо подавать именно ПОД. Для этого необходимо обязать строителей/проектировщиков делать его в первую очередь.
ЗЫ. За первые 2 фото спасибо Roads.ru, за фото с панорам - Яндексу.