Ошибки проектирования по ГОСТ

Jul 02, 2022 13:52

Одна из серьезных проблем организации дорожного движения в России - ошибки в проектировании организации движения в рамках крупных строительных проектов. Причем с точки зрения нормативов (СП, ГОСТ) все хорошо, а на практике небезопасно и пробки.



Разберем все это на одном из перекрестков Московской области в Долгопрудном: Новое шоссе - Энергетическая улица - съезд с Дмитровского шоссе. Такой вид он приобрел лет 7 назад, когда была построена очень нужная эстакада вместо ж/д переезда в Хлебниково. Светофор включили в 2017 году и с тех пор на перекрестке регулярные пробки. Коллеги из Министерства транспорта и дорожной инфраструктуры Московской области попросили придумать, как заторы победить.

Так выглядит строительный проект организации дорожного движения.


Вопрос к знатокам: какие ошибки в организации движения здесь допущены? Попробуйте ответить сами, а потом свериться с ответом под катом.




1, 2. Стоп-линии очень далеко от центра перекрестка. Любимая ошибка множества проектировщиков. Плохо это тем, что после смены сигнала с зеленого на красный вместо включения следующей фазы требуется дополнительно включать всем направлениям "кругом красный" на 2-3-4 секунды, чтобы проехавшие стоп-линию на зеленый смогли безопасно покинуть перекресток. В итоге часть светофорного цикла просто теряется впустую, а перекресток проезжает меньше машин, чем могло бы. Нарушен ли какой-нибудь ГОСТ или СП при этом? Отнюдь нет! В этих замечательных документах ничего не сказано о том, что далеко оттянутые стоп-линии - это плохо и их надо приближать к перекрестку.

3, 4. Мало полос в сторону перекрестка при избыточной ширине полос и разделительной полосы. С правой стороны огромная разделительная полоса, совершенно не обязательная на регулируемом перекрестке с небольшим числом полос и скоростью 60 км/. С левой стороны вообще шедевр: перед перекрестком количество полос не увеличивается, как это часто делают, а наоборот, уменьшается с 3-х до 2-х полос! Это серьезно ограничивает пропускную способность перекрестка, за время работы зеленого сигнала проезжает куда меньше машин, чем могло бы, а с левой стороны еще и объезжазм по по правой полосе процветает. А нормативы снова не нарушены: там нет требования делать как можно больше полос к перекрестку, возможных в данных геометрических параметрах.

5. Две полосы по 4,5 метров на Энергетической улице + по 1 метру краевая полоса. Еще один любимый прием из серии "сами разбирайтесь". Широки краевые оправданы на скоростных магистралях, а не на местной узкой улочке. Ширина полос 4,5 метра нужна разве что для проезда танка. Если же полоса 5,5 метров без краевой, по ней можно ехать в 1 ряд, а можно в 2. Очень редко такое бывает оправдано на длинных прямых, линейных участках при "маятниковой" и большой нагрузке, но в зоне перекрестков такое делать глупо, нужно делить 11 метров на 3 полосы по 3,5 метра с минимальными краевыми по 0,2 м. Обычно два ряда делают в сторону перекрестка, один обратно, но не в этом случае, чуть позже объясню почему.

А что же говорят СП и ГОСТ насчет ширины полос 4,5-5,5 м? Вы уже догадались: они не запрещают полосы конской ширины, строго регламентируется только минимальная ширина рядов.

6. Едущие прямо всегда перестраиваются. Очередная невынужденная ошибка: едущие прямо на Дмитровское шоссе в область попадают в заканчивающийся правый ряд и должны всегда перестраиваться. Зато гордо продолжается левая полоса, в которую попадают только с Энергетической улицы. Про требования нормативов уже все понятно: само собой, принцип "едущие прямо не перестраиваются" там никак не закреплен.

7. Жесткая программа светофора. Светофор тоже настроен не идеально. Фаза 3 (пешеходы и левый поворот с Энергетической улицы) включается всегда, хотя пешеходов здесь почти нет, а налево с Энергетической улицы поворачивает несколько десятков машин в час. Пустая фаза, в которой никто не едет и не идет, "ворует" время у более востребованных первой и второй.

Как все это можно поправить?
Не так уж дорого и сложно. Прежде всего надо поменять разметку и знаки, перенести участок разделительного ограждения и колонки светофора. По проекту, разработанному по просьбе МТДИ, стоп-линии сместятся ближе к перекрестку, с каждой стороны Нового шоссе добавится по полосе. А вот с Энергетической улицы предлагается сделать 2 полосы от перекрестка, 1 к стоп-линии. Это потому, что с Нового шоссе на Дмитровское в Москву спрос огромный, а с Энергетической налево - ничтожный, а поворот направо едет почти всегда.



Планируется также перенастроить светофор. Фаза 3 будет включаться вариативно по хитрой логике: если пешеходов нет, но есть стоящие налево, будет включаться прямо и направо; если налево нет, но пешеход нажал кнопку - будет включаться переход с поворотом налево; ну а если нет ни пешеходов, ни поворачивающих с Энергетической - фаза не будет включаться вообще. Вишенкой на торте станет настройка адаптивности: фазы 1 и 2 будут работать по спросу.



Помимо МТДИ МО как владельца дороги и светофора, в проекте участвуют еще 3 компании: оператор камер фото-видеофиксации "МВС ГРУП" принял участие в "мозговом штурме" по организации движения и установил на перекрестке детекторы транспорта для сбора статистики и реализации адаптивности, производитель лучших дорожных светофорных контроллеров в стране "Информтехтранс" обеспечивает перенастройку логик светофора, хорошие проектировщики "Инвест Проект" изменили проект организации движения по моим эскизам.

Когда все это реализуют на перекрестке? Это зависит от федеральных дорожников из ФКУ "Центравтомагистраль". Энергетическая улица и правая сторона перекрестка находятся на федеральном балансе, без них переразметить весь узел нельзя. Проект Министерство им уже направило, сейчас все зависит от Центравтомагистрали. Очень надеюсь, что в этом году все удастся решить и реализовать.

А вот ответа на вопрос, когда же скорректируют нормативы и перекрестки сразу начнут проектировать правильно, у меня нет. Система внесения правок в федеральные нормативы ГОСТ и СП консервативна и медленна, сама структура нормативов сложна и не очень наглядна, ну а системы наглядного обобщения и широкого тиражирования лучших практик организации дорожного движения и светофорного регулирования в стране нет вообще. Это надо менять, чтобы новые перекрестки сразу строились наилучшим образом, обеспечивая максимальное удобство, безопасность и пропускную способность.

Мои статьи и комментарии также публикуются на Телеграм-канале https://t.me/crusandr1981, добавляйтесь!


ошибки, Долгопрудный, оптимизация дорожного движения, ПОДД, Московская область

Previous post Next post
Up