Дороги Москвы становятся безопаснее

May 12, 2022 16:04

Обещал рассказать о работе нашей команды по повышению безопасности дорожного движения в Москве. Сегодня поговорим про цифры, а в следующей части расскажу о принимаемых ЦОДД мерах.

Уровень безопасности дорожного движения измеряют в абсолютных и относительных показателях. 3 абсолютных показателя - количество ДТП с пострадавшими, количество погибших и раненых в ДТП за год; по ним можно сравнить уровень аварийности и смертности от года к году. 2 относительных показателя - социальный риск (число погибших в ДТП в год на 100 тысяч населения) и транспортный риск (число погибших в ДТП в год на 10 тысяч автомобилей). По ним можно сравнить показатели аварийности и смертности в ДТП в Москве с другими регионами и городами.

Вот абсолютные показатели аварийности в Москве за 12 месяцев с 2010 г. по 2021 гг.


Что здесь бросается в глаза? Прежде всего, все показатели аварийности стабильно снижаются. По сравнению с 2010 годом в 2021 году в Москве стало на 28% меньше ДТП с пострадавшими (минус 3241 ДТП в год) и на 29% меньше раненых (минус 3942 человек в год). Небольшой рост был лишь в 2012 году, когда произошло присоединение территорий нынешнего ТиНАО. Особенно впечатляюще выглядит прогресс по числу погибших в авариях: минус 53%, а это значит, что в 2021 году в столице на дорогах погибло на 405 человек меньше, чем в 2010-м!

Немного портит картину небольшой рост числа раненых и ДТП в 2021 году по сравнению с 2020 г. Это так называемый статистический отскок, причина которого - серьезные противопандемические ограничения, введенные на движение транспорта в 2020 году в рамках и снятые к 2021 г. Из-за этих мер показатели аварийности по итогам 2020 года упали куда резче обычного, а в 2021 году просто вернулись на долгосрочную траекторию. Мы ожидали этот «отскок» и прилагали усилия, чтобы его сгладить.



И предпринятые действия (о них в следующей части) дали результат: число ДТП и раненых в 2021 г. выросло лишь на 7%, оставшись значительно ниже показателей «доковидного» 2019 года, а число погибших в 2021 году и вовсе продолжило снижаться, упав еще на 5% по сравнению с 2020-м (по сравнению с 2019 г. - на целых 19%).

Перейдем к социальному риску.



Население Москвы растет и за счет миграции, и за счет демографии, а в 2012 году выросло еще и за счет присоединения ТиНАО, поэтому на фоне снижения показателей аварийности социальный риск снижается еще быстрее, чем абсолютные цифры. В 2021 году достигнут самый низкий показатель социального риска за последние 18 лет, он составил 2,82 погибших в ДТП на 100 тыс. чел., снижение по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза.

Достигнутый показатель значительно опережает не только запланированный в 2018 году, но и целевой показатель БДД для России в целом, установленный Президентом - не более 4 погибших на 100 тысяч жителей. Что характерно, о для России в целом этот показатель был сначала установлен на 2024 год, но учитывая значительно более медленное снижение аварийности в стране по сравнению с планом, его достижение «сдвинули вправо» к 2030-му. Москва же показатель перевыполнила.

С транспортным риском дела обстоят еще лучше.


Причина не только в снижении аварийности, но и в том, что автопарк в Москве рос еще быстрее, чем население. В 2021 году достигнут самый низкий уровень этого показателя - 0,74, что означает снижение по сравнению с 2010 годом в 2,7 раз.

Почему в Москве растет безопасность дорожного движения? Начнем с системных факторов. О них я писал 5 лет назад, процитирую себя же:
«1. Повышение качества и безопасности автомобилей. Российский автопарк постепенно обновляется. Много лет назад сняты с производства и стремительно уходят в прошлое убитые «классики» и «девятки» без подушек безопасности. Новые автомобили оснащены системами активной и пассивной безопасности и гораздо лучше заботятся о жизни и здоровье как водителя с пассажирами, так и других участников движения: даже у пешеходов теперь шансов остаться в живых гораздо больше.

2. Транспортное самообучение нации. Все больше получающих водительские права становятся водителями во втором - третьем поколении и многие правила поведения на дороге впитали, что называется, с молоком матери. Такие люди пристегивают себя и пассажиров ремнями безопасности, малышей возят только в детских креслах, уступают пешеходам и не проскакивают на красный свет не из-за боязни наказания, а по убеждению. По мере того, как таких водителей на дорогах становится больше, движение становится спокойнее, а нарушителей - меньше. Растет и общественная нетерпимость к многим нарушениям ПДД: если в 90-е езда пьяным за рулем или по встречке многими воспринималась эдаким проявлением молодецкого ухарства, сейчас такие нарушители - однозначные маргиналы.

3. Видеокамеры и видеорегистраторы. Видеофиксация нарушений тоже работает на повышение безопасности. В последние годы на российских дорогах было установлено множество камер фотовидеофиксации, это объективно успокаивает трафик, например, заставляя снижать скорость. Интересно, что видео-регистраторы, активно приобретаемые водителями, работают на тот же результат: даже принципиальные лихачи волей-неволей вынуждены ограничивать себя на дороге, ведь мало кому хочется попасть на Ютюб, да и отвертеться от наказания при ДТП гораздо сложнее.»

Следует добавить сюда еще четвертый блок - оперативную работу по прикрытию и освобождению проезжей части.
Дорожный патруль ЦОДД, созданный несколько лет назад, становится все более важным фактором повышения безопасности дорожного движения. Коллеги прикрывают своим ярким автомобилем места ДТП, помогают водителям быстрее оформлять Европротокол, чинят и буксируют заглохшие и сломавшиеся машины. За один только 2021 год сотрудники Дорожного патруля 40276 раз помогли водителям в Москве: 23816 раз помогли участникам ДТП, в том числе оформлено 13983 «Европротоколов», оказали помощь 16460 водителям неисправных транспортных средств, 9377 автомобилей отбуксировали с проезжей части. Тем самым они предотвратили множество ДТП с погибшими и ранеными, которые иначе бы наверняка произошли.


Тем не менее, было бы заблуждением приписать весь эффект только этим факторам. Как показывает практика и анализ статистики аварийности, огромное влияние на безопасность оказывает организация дорожного движения на конкретном участке дороги или перекрестке. Каждое аварийное место надо выявить, проанализировать происходящие там ДТП, разобраться с их причинами, придумать, как эти причины устранить и не создать при этом пробку, учесть эти решения в проектной документации, донести до исполнителей, убедить исполнителей оперативно эти решения реализовать и главное, проконтролировать эффективность реализованных мер, при необходимости принять еще какие-то меры и реализовать их.

Об этой работе ЦОДД и других городских и федеральных организаций поговорим в следующей статье.

Все материалы также публикуются в моем Телеграм-канале: https://t.me/crusandr1981, добавляйтесь!


статистика, безопасность дорожного движения, ГИБДД, ЦОДД

Previous post Next post
Up