Способы лечения пробок: методика Probok.net. Часть II

Aug 12, 2013 10:21

В части I я на примере перекрестка Каширского шоссе и Володарского шоссе описал 3 простых, быстрых и недорогих способа повышения пропускной способности перекрестков. Это установка на светофор правой стрелки и пешеходной «вызывной» кнопки, плюс изменение разметки. Рассмотрим теперь более дорогую группу мер - локальные уширения для загородных дорог.

Каковы основные проблемы российских загородных дорог?
На мой взгляд, их 5:
1. Заторы и аварии на Т-образных перекрестках.
2. Заторы и аварии на Х-образных перекрестках.
3. Заторы и аварии в местах примыкания к дорогам рынков и хаотичной придорожной торговли.
4. Длительные заторы автотранспорта на железнодорожных переездах.
5. Опасность для пешеходов из-за отсутствия безопасных пешеходных переходов.

Темы 4 и 5 (пешеходы и ж/д переезды) заслуживают отдельного анализа. Остановимся на первых трех проблемах. Тем более что это особенно актуально в связи с губернаторской программой Московской области «Удобный поворот». Первый пакет из 23 мероприятий был подготовлен еще до нас и большей частью реализован в 2013 году.

Свежепостроенное по программе "Удобный поворот" уширение для проезда прямо на пересечении Володарского шоссе и съезда на подъездную дорогу в аэропорт Домодедово.


Раньше и левый поворот, и проезд прямо тут выполнялись из одной полосы, а встречный поток всегда был достаточно интенсивным. В результате пробка в сторону Москвы иногда растягивалась на 2-3 километра. В результате асфальтирования 150 метров обочины эту пробку удалось победить: поворачивающие налево теперь ждут очереди в своей полосе.

Следующий том программы «Удобный поворот» (на 2014 год) будет подготовлен за сентябрь-октябрь, и в работе над ним Probok.net примет самое активное участие. В преддверии этого попробую обобщить опыт и подготовить типовые решения для повышения безопасности и пропускной способности перекрестков.

Проблема 1. Заторы и аварии на Т-образных перекрестках

Если ширина проезжей части небольшая (1-2 полосы в каждую сторону), а плотность движения высокая, оба левых поворота на Т-образных перекрестках выполнить трудно. Ожидающие левого поворота тормозят основной поток и создают пробки. Кроме того, такие левые повороты часто еще и высокоаварийны: водителю, ожидающему «окна» во встречном потоке, отчаянно гудят сзади, что заставляет его торопиться с маневром… и иногда попадать в ДТП.



Часто для повышения безопасности на таких перекрестках просто ставят светофор. Но это не всегда возможно из-за сложности подключения и требований к видимости. Кроме того, установка светофора не всегда решает проблему пропускной способности, а при неграмотной регулировке - даже снижает ее.

Между тем, в практике дорожного строительства давно существуют дешевые и эффективные решения, которые можно применять повсеместно.

Решение 1.1. Уширение для разделения прямого хода и левых поворотов



Оптимально для Т-образных перекрестков с примыканием малонагруженных дорог. Требует расширения главной дороги за счет обочины в сторону, противоположную примыканию. Прямой ряд уводится правее плавно (помним про скорость движения 90 км/ч), потому уширение до и после перекрестка должно быть достаточно длинным (от 80 до 200 м в зависимости от длины левоповоротного кармана). Что это дает?
- По главной дороге прямо все будут ехать без остановок и перестроений.
- Поворачивающие налево с основной дороги могут спокойно выждать «окно» во встречном потоке
- Поворачивающие налево с примыкающей дороги могут выехать в собственный прикрытый «карман», а не сразу в прямоходную скоростную полосу
В результате повысится и пропускная способность, и безопасность перекрестка!

Казалось бы, несложное решение, но не всем оно очевидно. Линейное мышление некоторых проектировщиков порой приводит вот к таким странным решениям:


Если делать так, поворачивающие налево остаются в своей полосе и продолжают «делить» ее с едущими прямо. А едущим прямо дается возможность уйти правее, но с достаточно резким перестроением. Затем уширение быстро заканчивается, и 2 ряда снова сходятся в один, причем едущие прямо по новому уширению должны уступать.

Такая организация движения - прямой путь к непониманию водителями приоритетов и к авариям на таком перекрестке. Избежать этого легко: при проектировании подобных уширений надо обязательно соблюдать правило «едущие прямо должны оставаться в своей полосе, а перестраиваться должны поворачивающие».

Решение 1.2. Уширение для разделения прямого хода и левых поворотов + обустройство примыкания



Очень похоже на решение 1.1 и также подразумевает расширение главной дороги за счет обочины в сторону, противоположную примыканию. Отличие в дополнительных мерах по повышению пропускной способности примыкания: обустройство основной дороги полосой разгона-торможения и островком безопасности, а проезжей части примыкания - поворотным карманом. Оптимально для Т-образных перекрестков с примыканием нагруженных дорог.

Кстати, очень похожа организация движения на подъездной дороге к аэропорту Домодедово в районе ж/д переезда на повороте к поселку Ациационный. Только прямоходных полос тут по две в каждом направлении.


Благодаря такой схеме движения ДТП на перекрестке редки, несмотря на очень плотное движение. А светофор на перекрестке вполне сносно справляется с трафиком, несмотря на то, что он единственный на участке дороги от МКАД до аэропорта.

Проблема 2. Заторы и аварии на Х-образных перекрестках

Возьмем классический «крестообразный» перекресток в одном уровне. Его производительность крайне низка даже если там нет пешеходов. Зачастую применяемая установка светофорного объекта, опять-таки, не всегда возможна и не всегда улучшает ситуацию.



Решение 2.1. Уширения для правых поворотов



Самое бюджетное решение для малонагруженных трасс. Предполагает правоповоротные уширения за счет обочин. В зависимости от востребованности правых поворотов обеспечит рост пропускной способности перекрестка на 20-25%.

Это решение имеет и минус: для организации левых поворотов придется либо делать 4 раздельные светофорные фазы, либо допускать повороты «на просачивание», что чревато блокировкой движения прямо.

Решение 2.2. Уширения для правых поворотов и прямого хода



Похоже на решение 2.1, но с «приемными» уширениями за перекрестком. Они решают сразу 2 задачи: обеспечивают проезд в прямом направлении в построенных карманах до перекрестка и более безопасные правые и левые повороты. Позволяет избежать блокировки прямого хода ожидающими поворота налево. Как результат - рост производительности перекрестка на 40-50%.

Решение 2.2а. Уширения для левых поворотов с непрерывным прямым ходом



Если левые повороты нагружены, карманы перед перекрестком можно делать длиннее и прямой ход «уводить» правее, как это сделано в решении 1.1 и 1.2 для Т-образных перекрестков. Это позволит соблюсти принцип «едущие прямо должны оставаться в своей полосе»

Решение 2.3. Уширения для правых и левых поворотов, сдвиг прямого хода



Это мое самое любимое решение. Логически развивает и дополняет предыдущие. Тут не только прямоходная полоса плавно уводится правее, за счет чего слева появляется место для левоповоротного кармана, но и справа за счет обочины строится правоповоротный карман.

Конечно, такое решение требует большего свободного пространства. Зато и обеспечит рост производительности перекрестка на 70-90%.

Кстати, это решение «подсмотрено» на Северном обходе Новосибирска. Вот так это выглядит в жизни (отличие - из правой полосы только направо). Не могу не сделать комплимент проектировщикам Новосибирска: сделано с душой и пониманием.


Решение 2.4. Уширения для левых поворотов, сдвиг прямого хода и направленные съезды



Разновидность решения 2.3 со строительством направленных правоповоротных съездов вместо карманов. Требует еще большего свободного пространства.

Решение 2.5. Круговое движение



Круговое движение заслуживает отдельного анализа. Оно очень широко используется в мире благодаря безопасности (неизбежно снижение скорости при проезде) и саморегулированию потоков. Наиболее эффективно на пересечениях нешироких дорог (1+1 или 2+2).

Технические детали разбирать пока не будем - разновидностей кругового движения слишком много. Отметим лишь, что важны и полосность, и разметка, и диаметр.

Важно не забыть и главный принцип: движение на круге должно быть главной дорогой, выезд с прилегающих - второстепенной.

Проблема 3. Хаотичная торговля и рынки на проезжей части.

Очень часто придорожная торговля происходит вплотную близко к трассе без организации парковочного пространства и остановок. Люди останавливаются прямо на прилегающих к дороге обочинах, частично оставаясь на проезжей части. Беспорядочный заезд и выезд с таких "парковок" затрудняет движение на трассе, создавая порой многокилометровые пробки.


Решение

Канализировать движение трассы в районе торговых точек путем установки барьерных ограждений вплотную к проезжей части, ликвидировав обочины. Организовать парковочное пространство в зоне рынка с въездами и выездами к торговым точкам. Организовать безопасные пешеходные переходы, при необходимости оборудованные све¬тофорами с ТВП (кнопкой по вызову).


В жизни это может выглядеть примерно так:


Заключение

В сентябре-октябре будем собирать предложения в программу «Удобный поворот» на 2014 год. Об этом я напишу отдельно, но идеи и пожелания по местам в области, где необходимы локальные мероприятия, можно оставлять уже сейчас. Чем детальней, тем лучше. Оптимальный формат:
- проблема (описание + фотография и схема)
- предлагаемое вами решение (описание + схема)
- ссылка на метку на Яндекс-карте, чтобы легче найти это место

Все проанализируем, соберем в пакеты, подадим в Мосавтодор и ГУДХ Московской области.
Ссылка по теме: Работа Probok.net в Подмосковье: июль 2013

локальные уширения, способы борьбы с пробками

Previous post Next post
Up