Пособие для гениев, но может пригодиться талантам и даже просто способным, а также вылечившимся от невроза.
Гений не принадлежит себе - это рупор Бога.
Неизвестный автор
Прежде чем начать изложение я хочу посоветовать гениям жить нормальной человеческой жизнью и не пытаться делать каких-либо открытий.
Не волнуйтесь за человечество! Если открытию суждено выплыть на свет Божий, то это сделают и без вас. Вы думаете, что если бы Колумб не открыл Америки, то этого не сделал бы кто-нибудь другой? Уверяю вас, Америку бы открыли и без него. Если бы он был истинным гением, он прожил бы долгую, незаметную счастливую жизнь и умер бы в кругу семьи в возрасте 80-90 лет, а может быть даже прожил бы и дольше, не трепав им нервы своими дальними путешествиями, жена бы была сексуально удовлетворенной, а дети бы воспитывались под присмотром умного отца. Наверное, он оставил бы своим близким и неплохое состояние. Истинно гениален тот, кто так и поступает. Если уж хочется сделать великое открытие, то лучше опиши его на бумаге и никому о нем не рассказывай. Эти мысли у меня возникли после прочтения одного малоизвестного врача и гениального писателя А.П.Чехова «Правила для начинающих авторов» (1885) Там он пишет:
«Всякого только что родившегося младенца следует старательно омыть и, давши ему отдохнуть от первых впечатлений, сильно высечь со словами: «Не пиши! Не пиши!» Если же, несмотря на такую экзекуцию, оный младенец станет проявлять писательские наклонности, то следует попробовать ласку. Если же и ласка не поможет, то махните на младенца рукой и «пишите пропало». Писательский зуд неизлечим».
То же самое относится и к гениям, которые пытаются сделать великое открытие.
Дальнейшая клиническая практика показала, что ласка не только не отвадит от желания изобретать и вообще что либо придумывать принципиально новое, а наоборот подтолкнет младенца на этот скользкий путь. Поэтому мы предлагаем не тратить зря время на ласку, а вот наказания следует интенсифицировать. Ниже я публикую свои рекомендации.
С моей точки зрения, каждого ребенка с момента его рождения сечь каждый день хотя бы один и как минимум три раза в день повторять: «Будь как все, не высовывайся, не делай великих открытий!» и т.п.
Почему так следует поступать с каждым?
Потому что наукой установлено, что каждый из нас рождается гением. Ведь каждому из нас во время нашего зачатия, когда мы были еще сперматозоидами, пришлось вместе со своими 100 миллионами братьями сестрами (говорят именно такое количество сперматозоидов выбрасывает наш папа во влагалище нашей мамы в момент семяизвержения). А статистика показывает, что гений рождается один на 100 миллионов. Конечно, во время того, как наша мама выращивала нас у себя в животе, кое-кто этой гениальности лишился.
Но мой дорогой читатель, если ты уже смог дочитать до этого места и намерен читать дальше, то ты уж точно рожден был гением. Но с гениями очень хлопотно. Они не хотят вести себя «как все», придумывают то, что раньше было неизвестно. Некоторым гениям повезло, что ими не занимались родители и, следовательно, не загубили гениальность такого ребенка. В частности, такая удача сопутствовала А.С.Пушкину. Старшая дочь была любимицей отца, а младший сын - любимцем матери. Предоставленный самому себе Александр Сергеевич Пушкин лет до 7-9 фактически развивался сам по себе. А уж после этого возраста гениальность выбить уже не удается, разве, что убить носителя гениальности. Но этим уже занимаются взрослые. Строго говоря, это нам повезло в том, что у Пушкина родителям не удалось выбить гениальность. Для самого Александра Сергеевича было бы лучше, если бы родители гениальность у него выбили или: точнее забили бы. Может быть и прожил бы лет 70. Правда мы бы о нем ничего не знали.
Интересно, как дальше сложилась твоя судьба, мой дорогой читатель?
Обычно, чаще всего родители начинают эту гениальность выбивать, и ребенок их гения превращается в талант. Многие на этом не успокаиваются. С талантом тоже хлопот не оберешься. Хочу заметить тем, кто пытается выбить из ребенка гениальность, что сделать это невозможно! Можно только загнать ее вовнутрь, создав препятствия для ее реализации по прямому назначении вверх к творчеству и созданию гениальных произведений. Тогда гениальность прорывается вбок в виде гениальных болезней типа невроза с такой яркой и неповторимой симптоматикой, с которой не могут разобраться даже опытные врачи, а сам пациент достигает своей вожделенной мечты стать известным и знаменитым («Сам профессор Н. Не смог меня вылечить!» с гордостью заявляет он своим близким или очередному врачу, провоцируя последнего на длительную и бесплатную работу с собой).
Я занимаюсь лечением больных неврозами. Если лечение проходит успешно, то их гениальность восстанавливается. Вот поэтому я и пишу это пособие не только для гениев, но и для больных неврозами. Ведь когда они, выздоровев, попытаются эту гениальность реализовать, они должны уметь вести себя так, чтобы их гениальность не забили, но теперь уже не родители, а взрослые дяди и тети, не состоящие с ними в кровном родстве. Эти бьют покрепче, чем мамы и папы. Вспомните судьбу многих гениев, из которых родителям не удалось выбить гениальность: тот же А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, В.Высоцкий и многие другие.
Но продолжим рассказ о типичной судьбе гения, которого уже довели до состояния талантливости. Талант тоже забивается, и человек становится способным. Это уже несколько терпимее, ибо способный человек только старается усовершенствовать известное, не пытаясь придумать принципиально новое, так талант уже выбит. Так вот, дорогой мой читатель, если вы смогли дочитать до этого места, то как минимум способности у вас еще выпирают, и у вас может возникнуть желание вытащить из глубин вышей личности забитый ранее талант, а может быть и гениальность. Так вот вы уж дочитайте до конца это пособие. Это поможет вам избежать многих неприятностей, а может быть стать богатым и знаменитым еще при собственной жизни.
Хочется заметить, что и способный человек может вызвать неудобства. Поэтому нередко способного продолжают воспитывать до того, что он становится серятиной или даже тупицей. Когда ребенку становится 7 лет, к этому делу подключается школа, естественно плохая. Хорошая может даже разобрать завалы, сделанные родителями и детским садиком: благо они еще не очень большие. Но, к сожалению, многие учителя, также забитые гении, нередко накладывать на гениальность ребенка столько камней, что потом уже ему не выбраться в течение всей жизни и замурованная гениальность в виде тяжелого невроза подает свои сигналы о том, что она еще жива.
Я сейчас расскажу вам как это происходит.
Дело в том, что некоторые учителя требуют от ребенка не просто правильного выполнения задания, но и выполнения его именно тем способом, которому обучают они. Тем самым выбивается творческий потенциал. Я как-то помогал решить арифметическую задачу своему сыну, когда он учился во втором классе. Сын сказал, что я решил неправильно, хотя ответ совпадал. Я просто решил ее другим способом. Я настаивал на своем, так как не знал того способа, которому обучала его учительница, считая, что нет разницы, каким способ решена задача, лишь бы она была решена правильно. Сын сделал так, как я ему велел. Как вы думаете, получил ли он замечание от учительницы, Конечно! Я вспомнил, что, когда мы учились в институте, то мы, готовясь к экзаменам, выясняли какому преподавателю и как надо отвечать на один и тот же вопрос. Это знание имело большое значения для получения хорошей оценки. Кстати, мои попытки организовать семинары для учителей школ по психологии педагогического процесса окончились полной неудачей, хотя проводил я их бесплатно. Они считали это глупостью или серятиной и посоветовали мне самому преподавать в школе. Я последовал этому совету. Я преподавал психологию в 10 классе школы и убедился, что учитель очень много может сделать. Свои впечатления и методы работы я описал в книге «Психотерапевтические этюды». А впрочем, может быть так и хорошо, Вспомним, что как правило гении долго не живут.
Но если вашим родителям и учителям не удалось сделать доброе для вас дело - отвадить от желания творить, то помните, что желание творить, так же как и писательский зуд неизлечим. И здесь все правила, предложенные А.П.Чеховым начинающим авторам подходят и для начинающих творцов в других областях. Поэтому привожу эти правила полностью. А вы уж, дорогой мой читатель (все-таки пишу-то я ведь для гениев), сами переделывайте отдельные слова относящиеся к литературному творчеству на слова, которые соответствуют вашему увлечению или страсти (переписано с некоторыми сокращениями).
1) Следует помнить, что случайное авторство и авторство а propos лучше постоянного писательства. Кондуктору пишущему стихи живется лучше, чем стихотворцу, не служащему в кондукторах.
2) Следует зарубить себе на носу, что неудача на литературном поприще в тысячу раз лучше удачи. Первая наказуется только разочарованием, да обидною откровенностью почтового ящика, вторая же влечет за собою томительное хождение за гонораром, получение гонорара купонами 1899 года, «последствия» или новые попытки.
3) Писание как «искусство для искусства», выгоднее, чем творчество за презренный металл. Пишущие домов не покупают, в купе первого класса не ездят, в рулетку не играют и стерляжьей ухи не едят. Пища их - мед и акриды приготовления Саврасенкова, жилище - меблированные комнаты, способ передвижения - пешее хождение.
4) Слава есть яркая заплата на ветхом рубище певца, литературная же известность мыслима только в тех странах, где за уразумением слова «литератор» не лезут в «Словарь 30000 иностранных слов».
5) Пытаться писать могут все без различия званий, вероисповеданий, возрастов, полов, образовательных и семейных цензов и семейных положений. Не запрещается писать даже безумным, любителям сценического искусства. Желательно, чтобы карабкающиеся на Парнас были люди зрелые. (Те же правила годятся и для тех, кто хочет прославиться на ниве науки. Желательно, конечно, иметь диплом о высшем образовании. Но если вы добиваетесь Нобелевской премии и не претендуете на получение степеней и званий, то такой мелочью как диплом о высшем образование можно пренебречь. Само же образование просто необходимо - М.Л.)
6) Стать писателем очень нетрудно. Нет такого урода, который не нашел бы себе пары, нет такой чепухи, которая не нашла бы себе подходящего читателя. А посему не робей... Клади перед собой бумагу, бери в руки перо и, раздражив пленную- мысль, строчи. Строчи о чем хочешь: о черносливе, о погоде, Говоровском квасе, Великом океане, часовой стрелке, прошлогоднем снеге...
(Убедился в правоте этого совета. У меня были большие затруднения с написанием диссертации. Поговорить о ней я мог. Мысли постоянно роились, но как садился писать, то сразу же наступал ступор, и лист бумаги оставался чистым в течение нескольких часов, пока какие-либо дела, не отвлекали меня от «написания» диссертации. Я послушался совета А.П.Чехова.
Первая фраза моей диссертации о лечении неврозов была такой: «не пойму как так получается, что, когда я обдумываю что-то, то вроде бы все ясно, но как сажусь писать, но не могу выдавить из себя ни строчки...» Так я писал о своих переживаниях минут 15, а потом пошел текст диссертации: которая затем превратилась в монографию «Неврозы», 40 тысяч экземпляров которой разошелся по стране. К сожалению, первые строчки пришлось опустить, ибо они не укладывались в тему. - М.Л.)
Настрочивши, бери в руки рукопись и, чувствуя в жилах священный трепет, иди в редакцию. Снявши в передней калоши и справившись «тут ли редактор?», входи в святилище и, полный надежд, отдавай свое творение... После этого неделю лежи дома на диване, плюй в потолок и услаждай себя мечтами, через неделю же иди в редакцию и получай свою рукопись обратно. Засим следует обивание порогов в других редакциях... Когда все редакции уже обойдены и нигде рукопись не принята, печатай свое произведение отдельным изданием. Читатели найдутся.
(Полностью согласен с А.П.Чеховым. Два года я пытался пристроить свою первую брошюру, а затем опубликовал ее за свой счет. Читатели действительно нашлись. Я хочу модифицировать совет А.П.Чехова: не ходите по редакциям, а сразу печатайте свое произведение за свой счет. Пока у вас нет имени с вами никто даже разговаривать не будет, а не то, чтобы читать ваши произведения. Я хотел, чтобы на меня не обиделись издатели и редакторы, являющиеся исключением из этого правила. Вас так мало, что шансов у гения попасть к вам очень мало. - М.Л.)
Остальные советы также хороши, но прочтите самого А.П.Чехова.
А мы с вами продолжим дальше. Все-таки я пишу научное исследование, а не юмористический рассказ. И посвящено оно не столько для литераторов, сколько для научных работников и изобретателей. Хотя с моей точки зрения юмор обязательно должен сопутствовать всем серьезным делам, ибо философы древности определяли человека как животное, которое умеет смеяться. Чувство юмора тесно связано с творческим мышлением. Поэтому что-то серьезное можно сделать только с улыбкой. Отсюда вытекает, что несерьезно быть серьезным. Нельзя делать серьезные дела с серьезным видом. Это несерьезно. Но с другой стороны, если вы будете писать о своих открытиях понятным, четким и доступным языком не только для мужей науки, но и для непосвященных, то вас могут обвинить в примитивности, хотя вы сами понимаете, что просто - это еще не значит примитивно.
Итак, следует помнить, что история всех великих открытий имеет три этапа:
1-й - этого не может быть потому что не может быть никогда;
2-й - в этом что-то есть;
3-й - только так и должно быть.
Отсюда вытекает ряд научных примет:
1. Если то, что вы придумали, встречается публикой восторженно, следовательно вы не придумали ничего принципиально нового. В лучшем случае усовершенствовали известное.
2. Если то, что вы придумали, вызывает бурный протест, возмущение, иронию, насмешку, а вас самих пытаются поместить в сумасшедший дом, посадить в тюрьму или сжечь на костре, то не исключено, что вы сделали великое открытие. Ибо великое открытие заставляет пересмотреть или перестроить столь многое, что лучше от него отказаться, а его создателя уничтожить.
Точно не знаю, то почти уверен, что изобретателю автомобиля чиновник, который имел свое выезд, советовал не говорить глупостей, ибо повозка без лошадей ездить не может. «Этого не может быть потому что не может быть никогда». Но даже тогда когда была представлена действующая модель, я думаю что чиновник транспортного ведомства со скепсисом сказал, что «в этом что-то есть».
Такова история почти всех великих открытий, которые мне известны.
Открытия Фрейда о сексуальной жизни ребенка да и все остальные идеи вызвали бурный протест. В средние века его точно сожгли бы на костре. Его работа «Толкование сновидений», факт существования которой сейчас известен практически каждому культурному человеку, в течение первых 8 (!) лет после ее выхода была продана в количестве 600 экземпляров. Сейчас многие издатели на ней неплохо заработали. Но я не уверен, что количество читателей этой книги соответствует количеству проданных экземпляров... Просто Фрейд сейчас в моде.
В.Райх сидел в тюрьме. Поняли его конца и приняли и то не все уже после его смерти. Ф.Перлс, создатель гештальт-терапии, считался со школьных лет «паршивой овцой». Эти примеры можно было бы продолжить. Если некоторые и достигли славы и признания еще при своей жизни, то это скорее исключение.
Об этом в свое время писал А.Шопенгауэр. Он вообще не советовал добиваться славы, избавиться от гордости, особенно национальной. Но кто ж слушается мудрецов. Так вот он поступки человека, которые могут привести к славе и деньгам разделил на творения и деяния. При жизни быстрей к внешнему успеху приводят деяния: путешествия, спортивные рекорды, покорение горных вершин, общественная и политическая деятельность. Творения редко ведут к славе еще при жизни его создателя. Но именно эту славу А.Шопенгауэр называет истиной. Так вот истинная слава разгорается медленно и достигает апогея только после смерти, нередко насильственной, создателя творения. Примером тому могут быть Сократ, Иисус Христос, Джордано Бруно. А если прямо не убивают, но создают условия такие, что долго не проживешь (Хотите пример - Владимир Маяковский, Владимир Высоцкий. Я могу привести много пример, но эти имена ничего не будут говорить нашим читателям. Это многие мои пациенты, которым не удавалось реализовать своей гениальности, а если и удавалось, то они не смогли добиться признания и сносного материального положения.)
Поэтому я хочу еще раз повторить, что родители правильно поступают, что выбивают из своих детей гениальность и доводят их до состояния тупости. Они, может быть, тем самым спасают им жизнь. Но делают ли они их счастливыми? Создатель гуманистической психологии А.Маслоу утверждает, что истинного счастье сможет достичь лишь тот, кто реализует свои способности, свою гениальность.
К сожалению, многих гениев можно назвать гениотами: гениальными идиотами. Гениями - потому что делают великие открытия, идиотами - потому что пытаются их сразу же внедрить в жизнь, то есть перестроить весь мир.
Вот помочь избавиться от этого идиотизма и оставить одну гениальность я и хочу помочь нашим гениям.
С моей точки зрения все гении должны пройти психологическую подготовку для того чтобы суметь еще при своей жизни увидеть плоды своих трудов стать богатыми и остаться здоровыми.
Дорогие мои гении, если посещать тренинги и читать психологическую литературу у вас нет времени, то постарайтесь следовать нескольким правилам.
Сделав великое открытие, не выбегайте голым, как Архимед, и не кричите «Эврика», а притворитесь дурачком (по-моему, так поступал А.Эйнштейн) и выскажите свою мысль так, как будто вы ее где-то вычитали. Можно приписать ее какому-нибудь умершему авторитету или древнегреческому философу.
Если вы ее преподнесете как свою и покажете большому авторитету, то вас ждет судьба Г.Менделя, скромного монаха, открывшего законы генетики. Плоды своих многолетних исследований он показал одному авторитету (не хочу называть его имени). Тот сказал ему, что этого не может быть, потому что не может быть никогда. Мендель ему поверил и больше научными исследованиями не занимался. Хорошо, что добросовестным ученым Моргану и Менделю удалось отыскать эту брошюру и процитировать его работу. Иначе его имя так и осталось бы неизвестным даже потомкам. (Несколько слов по поводу словосочетания «добросовестный ученый». Словосочетание довольно нелепое. Ученый всегда добросовестный, а если недобросовестный, то не ученый, а принявший вид ученого. У на есть ряд слов, к которым присоединение любого эпитета неуместно: любовь, друг, честность, счастье и ряд других. Как можно говорить «искренняя любовь», «преданный друг», «настоящая честность», «полное счастье». Любовь она и есть любовь. Искренность является ее составной частью. Когда мы говорим, что есть искренняя любовь, то мы значит допускаем, что есть и любовь неискренняя. Может ли быть друг предателем, честность ненастоящей, а счастье неполным).
Гений нуждается в длительном психологическом тренинге. За гениальность приходится расплачиваться одиночеством. Мы все нуждаемся в похвале. Но мы, рядовые люди, делая обычные дела получаем необходимые нам поглаживания от окружающих. Гений лишен этих источников поглаживания именно в тот момент, когда он больше всего в них нуждается. Поэтому прежде чем приступать к свершению великих открытий следует подготовить себя к тому, что ЕДИНСТВЕННЫМ источником положительных эмоций будешь ты сам. Никто кроме тебя самого тебя не похвалит. И здесь я советую прислушаться к мнению А.С.Пушкина, которое уже один раз приводилось в этой книге.
Поэт! не дорожи любовию народной.
Восторженных похвал пройдет минуты шум;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной,
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Ты царь: живи один. Дорогою свободной
Иди, куда влечет тебя свободный ум,
Усовершенствуя плоды любимых дум,
Не требуя наград за подвиг благородный.
Они в самом тебе. Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит
И плюет на алтарь, где твой огонь горит,
И в детской резвости колеблет твой треножник.
Шопенгауэр считал вообще, что основной источник счастья - это собственная личность. У гениев, совершивших великие открытия, личность развита особо высоко и следует научиться довольствоваться именно этим высоким развитием. Это может избавить гения от многих мучений и издевательств.
Шопенгауэр с горечью писал: «Жизнь идет так быстро, а ваше понимание медлительно; поэтому я не дождусь моей славы и не получу моей награды».
Но прошло уже более ста лет. Сейчас психологические технологии продвинулись, и многим из моих подопечных удалось выразить свою гениальность, добиться известности хотя бы в узком круге специалистов и не бедствовать материально.
Опираясь на опыт тех, кому после прохождения психологической подготовки удалось и сделать что-то принципиально новое и не бедствовать материально, я хочу дать несколько практических советов:
1. Прежде всего, избавьтесь от миссионерских тенденций. Если вы убедились, что ваше открытие может перевернуть все представления и осчастливить многих людей, не говорите вслух об этом и попытайтесь помочь хотя бы нескольким. Так у вас постепенно сформируется группа поддержки.
2. Стройте свою систему вне той официальной пирамиды, где вы находитесь. Но в той системе, которую вы построили, вы должны занимать первое место.
3. Никогда в официальной пирамиде не занимайте второго места. Руководитель стоит на вершине, а второй упирается в его задницу и перспективы не видит. Второй в своей деятельности все время выполняет указания первого. Если хотите чего-то добиться, беседуйте с нужным для вас человеком один на один.
4. Но нельзя занимать и самое низкое положение. Тогда вами будут помыкать все.
5. Четко выполняйте обязанности, за которые вам платят деньги, но прослывите чудаком. Уволить вас не смогут, да и не будут хотеть, но никто не предложит административной деятельности или занятие общественной работой. (Общественная работа сгубила не одного гения. На ней он растрачивал энергию. и для проявления своей гениальности у него не хватало времени. В конце концов у них возникало субдепрессивное состояние и они уже не жили, а доживали).
6. Ведите себя так, чтобы ваш начальник никогда не видел в вас конкурента. Тогда он не только не будет против вас выступать, но и кое в чем поддержит. Если вам удастся прослыть чудаком, то автоматически вы выполните и это правило.
7. Никогда не выступайте на производственных совещаниях со своими предложениями. Большинство совещаний не имеет здравого смысла и является потерей времени. Лучше во время совещания тихонечко читать книгу или вообще заняться каким-нибудь своим делом. Я, например, стараюсь принять позу и выражение лица, кого-нибудь из присутствующих на совещании. Так мне удалось лучше узнать своих сослуживцев. Ведь поза (мышцы) тесно связана с эмоциями, а эмоции с мыслями. Когда я принимаю позу кого-нибудь, я сразу начинаю чувствовать как он и меня посещают те же мысли.
8. Публикуйтесь где-нибудь на стороне и как можно чаще и как можно больше. Рано или поздно вы вырастете до такой степени, что «прополоть» вас уже не удастся.
И в заключение хочу привести несколько изречений А.Шопенгауэра, в которых он дает указания, как работать над собой и создавать гениальные творения и советует при этом не ждать признания:
«Что гарантирует мне подлинность, а с нею и непроходимость моего учения, это то, что я вовсе его не сделал, а оно сделалось само. Оно возникло во мне безо всякой помощи с моей стороны, в моменты, когда всякое хотение во мне как бы погружалось в глубокий сон и когда интеллект, освобожденный от своего господина и потому незанятый, отдавался самому себе, воспринимал интуиции реального мира и ставил их в параллель с мышлением, точно играя соединял их вместе, причем воля моя даже нисколько не касалась этого дела, и все происходило безо всякого моего содействия, совершенно само собой. А вместе с хотением исчезала и уничтожалась также и всякая индивидуальность; поэтому мой индивидуум совсем не участвовал в этом процессе, а это была интуиция, чистая сама по себе, т.е. чисто объективное воззрение или сам объективный мир, который в чистой форме и сам собой претворялся в понятия, Интуиция и понятия - обе избрали мою голову ареной для этой операции, потому что голова моя была пригодна для этой цели. (Вот готовить свою голову, то есть изучать логику и повышать общее образование, для этой цели следует обязательно. - М.Л.) Что исходило не от индивидуума, то и принадлежит не одному индивидууму: оно принадлежит только познаваемому и только познающему миру, только интеллекту, а этот последний по своим свойствам ( но не по степени) - один и тот же во всех индивидуумах; следовательно должно встретить когда-нибудь признание у всех индивидуумов.
Только то, что мне являлось в такие моменты освобождения от воли познания, я записывал как простой зритель и свидетель, и только этим пользовался я для своего творения. Это гарантирует подлинность его и позволяет мне не сбиваться с пути, несмотря на отсутствие всякого участия и всякого признания».
«Нет ничего более редкого, чем самостоятельное суждение. Меньше всего его можно ожидать от ученых по профессии. Узкое пространство их головы наполнено традиционным материалом: а последнему всякое самостоятельное мышление опасно.
На что может надеяться тот, кто славу за добытое собственной мыслью должен принимать из рук таких людей, которые не могли мыслить сами и хотят возместить этот недостаток с помощью традиционного материала, коего они служат хранителями»?
«Фундаментом всякой истинной славы является сознательное уважение; но большинство людей способно уважать только то, что похоже на них, - т.е., посредственность. Оттого большинство людей будут питать уважение к гениям только на словах. Истинное же уважение опирается на сознательное же уважение очень малого числа высших индивидуумов, которые способны оценить создания гения: в этом и заключается причина той медленности: с которой вырастает истинная слава».
«Быть великим - вот единственное средство показать маленьких людей в их малости. Кто прибегает к иным средствам, тот показывает этим, что в его распоряжении нет первого средства».
автор М.Е. ЛИТВАК