Bristol Boxkite Великобритания 1910 биплан
Bristol Boxkite.
Копания Bristol Aircraft (British and Colonial Aeroplane Co.) была основана в начале 1910 года как летная школа, но к концу года была приобретена лицензия на постройку самолетов у французской компании Zodiac, вместе с одним образцом, который был выставлен на Аэрошоу в Олимпии в марте 1910 года. Однако, самолет оказался неудачным (он смог сделать лишь несколько подлетов, после чего было сломано шасси) и пять начатых аппаратов были разобраны. Взоры совета директоров обратились на гораздо более удачный самолет Henry Farman'а.
В июне 1910 года George Challenger подготовил чертежи на самолет, внешне очень напоминающий Farman-IV, однако с изменениями в конструктивных деталях, такими как стальные клипсы и литые алюминиевые гнезда для распорок. В целом конструкция была более качественная, чем у Фармана, поэтому, когда адвокаты Фармана выдвинули претензии о нарушении их патентов, в суде им отказали, аргументировав значительными улучшениями конструкции.
Вскоре были готовы два самолета, один с двигателем Gregoire 50 л.с., другой с E.N.V. такой же мощности. На одном самолете крылья были обшиты полотном с обеих сторон, на другом - только с одной, как это было принято на самолетах Фармана в целях экономии веса. Двигатель Gregoire оказался ненадежным, недодавал мощности и был заменен на ротативный Gnome. C этим мотором самолет совершил свой первый полет 30 июля 1910 года, с первой же попытки поднявшись на 50 метров. Почти сразу же обе машины были отправлены на соревнования в Lanark'е, начинавшиеся с 6 августа, где летали без каких-либо инцидентов, однако не завоевали почти никаких призов.
Началось серийное производство самолетов с двигателями Gnome. Самолеты отправлялись в различные летные школы, участвовали в соревнованиях и военных испытаниях. Два из них были отправлены в Австралию и Индию (в то время британские колонии).
Некоторые самолеты получали верхнее крыло увеличенного размаха, что повышало их грузоподъемность. Такие машины назывались "военного типа". В 1911 году на одну из таких машин был установлен мотор E.N.V. 60 л.с., что сделало этот самолет "полностью британским" и позволило принять участие в борьбе за Manville Prize за максимальное полетное время в 9 дней соревнований. Приз был выигран Howard Pixton'ом.
Самолет стал привлекать внимание и за рубежом. 15 ноября 1910 года российским атташе Ребиковым был подписан контракт, ставший первым в истории правительственным контрактом на британские самолеты. Было заказано 8 самолетов военного типа с увеличенными бензобаками. В апреле 1911 года один аппарат демонстрировался на выставке в Петербурге. Осмотревший машину царь Николай II был впечатлен, и приказал приобрести и эту машину. Британские военные сделали заказ на 4 самолета только в марте 1911 года, причем два из них надо было оснастить двигателями Renault 60 л.с. в экспериментальных целях. Самолеты удовлетворили военных и заказ был увеличен.
Самолет производился до 1914 года, в основном для множества летных школ, где ученики регулярно разбивали их, сами при этом оставаясь более-менее невредимыми, однако механики творили чудеса и раз за разом восстанавливали эти устаревшие, но надежные самолеты. Было произведено 76 самолетов, из них 61 - военного типа с увеличенным верхним крылом. Кроме трех самолетов, проданных в Россию, еще три были отправлены в Южную Африку, по два получили Австралия, Германия и Испания, и по одному - Болгария, Индия, Румыния и Швеция.
Кроме двухместных, было произведено два одноместных самолета специально для соревнований. Один из них имел уменьшенную одностоечную коробку крыльев и небольшую одноместную гондолу. Он участвовал в Circuit de l'Europe 30 мая 1911 года (пилот Tetard), но не дошел до финиша из-за проблем с двигателем. Второй был доработан Gabriel'ем Voisin'ом в феврале 1912 года. У него был снят передний руль высоты и установлено монопланное оперение с одним рулем поворота. Впоследствии его переделали в стандартный учебный самолет.
Модель StandardMilitaryРазмеры, м длина11,511,5размах крыльев10,514,3Площадь крыла, м241,146,5Вес, кг максимальный взлетный480520пустого360410Двигатель"Гном""Гном"мощность, л. с.5070Скорость, км/ч6565Экипаж, чел22
Оглавление
Второй Boxkite с 50 л.с. E.N.V. в Larkhill в ноябре 1910.
Graham Glimour стартует с аэродрома Brooklands в Брайтонской гонке.
Ангары фирмы Bristol во время маневров 1910 года.
Mr. Graham Gilmour над Портсмутом.
Bristol Boxkite над Стоунхенджем.
Стоунхендж с борта Bristol Boxkite.
Николай II осматривает Boxkite на выставке в Петербурге, 1911 год.
Lieut. Pepper, один из учеников военной летной школы.
Ученики и учителя Бристольской летной школы, 1912г.
Гоночный Bristol Boxkite с уменьшенным размахом крыльев.
Что новенького в конной авиации?
Captain Dickson, на военных маневрах 1910 года.
Boxkite в плену у "красных" на военных маневрах 1910 года.
В военном лагере... Пасутся...
Планирование военного варианта Boxkite на маневрах. Можно разглядеть, что пропеллер не крутится...