Свой второй визит в Балтийск
мы начали со знакомства с восточной, портовой частью города. Там, на улице Советской, в конце 60-х останавливалась у брата -
офицера флота - мама Андрея. И мы нашли тот дом, а потом прошлись по старым улочкам города с послевоенной и довоенной застройкой и вышли к маяку. Там мы позабавившись разглядыванием янтарных сувениров в палатке, обошли Лоцманскую башню и решили пройти по Морскому бульвару до самого конца Северного мола...
Лоцманская башня
«Нойтиф» - аэродром люфтваффе на Балтийской косе
Скульптура «Жена моряка», чуть в стороне от набережной, изначально находившаяся в городском парке, была перенесена поближе к морю как символ веры и любви женщин, ждущих своих мужей из дальнего плавания...
Сложно пройти мимо заброшенной башни «Дальномерного поста» - служившей для измерения расстояния до кораблей в море и корректировки огня железнодорожных артиллерийских транспортёров. Конечно, мы засунули туда свои носы.
Меж тем ветер задувал не на шутку! Делалось ясно, что, невзирая на солнце, купание сегодня всё же вряд ли состоится. Да и солнцу, похоже, недолго оставалось светить на Балтийск. На небо вновь надвигалась плотная синяя облачность.
В поисках места для обеденного привала мы прошагали вдоль моря весь бульвар, купили аппетитной ароматной салаки у рыбака, и понемногу дошли до памятника Елизавете Петровне.
Мы взлезли на дюну, поглощающую Елизаветинский форт, побродили вокруг, и уселись обедать на бетонном бортике, некогда бывшем основанием для пушки. Солнце к тому времени окончательно кануло в облачность, и ветер с моря дул такой, что вырывал из рук колбасу. Метались под ветром кроны деревьев, море из зелёного сделалось свинцовым. Взлетели из-за дюны в воздух - один за другим - три разноцветных купола-крыла, закувыркались красиво и опасно. Это кайтеры пытались обуздать ветер... Мы разглядывали памятник императрице - и забор вокруг постамента, уже почти утонувший в песчаных барханах. Дюна пожирала пространство вдоль берега.
Поднявшись по лестнице к памятнику, взглянули поближе на Елизавету и её могучего коня. Императрица вид имела очень бодрый и азартный. А ещё - увидели вдали окаймляющие пляжи полосы водорослей. Что ж, если не купание - так поиски янтаря нам обеспечены!
Но сперва мы пошли прогуляться по молу, уходящему далеко в море. На карте у него даже есть название - улица Северный мол!
Слева тянулся лес могучих бутонных тетраподов, справа - гранитное ограждение. На него присела ворона, принялась смачно разделывать клювом какую-то бумажку. «Что у нас сегодня на обед?» - поинтересовался у вороны Андрей. В ответ птица подняла упаковку - яркой надписью прямо к нам. «Чоко-пай» - обалдело прочли мы. Эх, вот снять бы эту сценку на видео!..
Нешуточный ветер завывал над молом, и мы имели удовольствие видеть, как вороны в полёте борются с ним, то зависая в воздухе, то закладывая головокружительные пируэты, то камнем срываясь вниз. Почему вороны, а не чайки - было не понятно... Огромный паром, проходя мимо мола, вызвал в прогуливающемся люде массу оживления. Мы тоже поснимали эту громадину, чинно входящую в пролив, демонстрируя длиннющий борт.
Паром Усть-Луга - Балтийск
Южный мол
Балтийский пролив
К моменту, как мы возвратились с мола на берег, из трёх кайтеров остался только один, самый упорный. Мы подошли к пляжу, и с удивлением увидели, как песок и волны бегут навстречу друг другу.
Странное это было зрелище - к набегающей волне со стороны пряжа тонкими струйками струился песок, влекомый ветром.
Андрей остался снимать это занятное явление, а Лена поспешила к водорослям. Увы, собирать там было уже нечего. Водоросли заносило песком, а упорные туристы всё рыли его, пытаясь откопать янтарь. Лена же пошла навстречу Андрею, глядя как струится вдоль пляжа песок под фактурными пасмурными небесами.
Кайтер, потерявший свою доску в волнах, добрался до неё, ухитрился взобраться и снова взлетел на волне. И полетел, поскользил всё дальше от берега, ловя ветер своим жёлто-зелёным парусом...
Мы долго и с удовольствием гуляли по пляжу, любуясь свинцовыми небесами с розово-оранжевыми полосами света у горизонта, изредка сияющим сквозь облака солнцем и ртутно сияющими, невозможно-прекрасными волнами.
Ветер не позволил купаться, но Адрей всё же разулся и немного походил по морю босыми ногами. Скоро нам переезжать из Светлогорска в Калининград, а там моря не будет... От этого становилось немного грустно. Мы уже начинали скучать по морю - такому живому, такому прекрасному!
На прощание мы немного посидели на брёвнышке у края пляжа. Но нужно было спешить к вокзалу - до нашего автобуса в Светлогорск оставалось всего сорок минут.
И мы взошли на дюну, чтобы двинуться в обратный путь по улочке вдоль окраины парка, где больше полувека назад ходила на пляж мама Андрея. Сейчас здесь, конечно, ничего не осталось от того Балтийска...
И стоило уйти с побережья - сразу стал утихать ветер. И сделалось совсем тепло... Мы шагали, разглядывая окрестные дома. Из калитки часовни во имя святой блаженной Матроны Московской вышел огромный пёс. «Ты что - наша новая собака?» - пошутила Лена.
Зря пошутила. Это уже делалось совсем странным. Пёс, похоже, стремительно ощутил себя действительно нашим. И тут же присоединился к нашему движению. Шагал рядом, и мысли о том, что это случайно, и нам просто по пути, скоро отпали сами собой...
Пёс был очень крупным, с густой шерстью какой-то медвежьей, рыже-каштановой масти. На филейной части и пышном длинном хвосте его имелись ужасающего вида дреды. «Расчесать бы его да помыть!» - подумала вслух Лена. Пёс обернулся. Он как-то сразу стал реагировать на её голос - с какой-то поспешной готовностью. Лене даже сделалось неудобно.
Мы ускорялись, боясь опоздать к автобусу. Пёс бежал рядом, потрясая дредами. А потом улёгся на асфальт у остановочного павильона. Глаза у него были грустными. Будто бы вся прожитая, долгая и непростая собачья жизнь, отражалась в них. Он был совсем не похож на сопровождавшего нас в Приморье пса - тот был деловитым и радостным, хотя тоже явно уже не молодым. И когда пришёл автобус, похожий на медведя пёс даже не повернул головы нам вслед. Из окна мы видели, как он поднялся и ушёл куда-то вдоль улицы.
Полтора часа дороги в уютном и тёплом автобусе отделяли нас от Светлогорска. А когда мы приехали - оказалось, что там совсем тепло и безветренно. И мы, конечно, опять пошли гулять по вечерней улице Ленина. Конечно, заглядывали в магазинчики с янтарём, и Лена купила в знакомом по прошлому году магазине кулончик полюбившегося ювелира - приглянувшийся ей ещё год назад. Потом по чудесной лесенке от улицы Пушкина мы спустились в волшебный, пахнущий соснами и дубами полумрак. И на одной из ступенек нашли мозаику с лунными зайцами. Словно подсмотренный в замочную скважину заячий мир: космический, звёздный, волшебный! Какой замечательный человек, должно быть, сочинил такую потрясающую картинку!
И снова путь от фонаря к фонарю среди сказочных домов и осеннего леса кружил голову запахами листвы, и мы в который раз очаровывались Светлогорском. Вот и детская площадка - где огромный красавец кот чёрно-белой масти когда-то ходил по Лениным плечам и голове... А через дорогу, на стене здания туристического центра - ещё один заяц, точнее фокуснический кролик, из шляпы! Надо же, сколько ходили мимо - и не замечали!
Тёплый вечер был так чуден, что жаль было уходить домой. И после ужина с привезённой из Балтийска вкусной салакой Лена не удержалась, пошла в магазин за продуктами. Не то чтобы по острой необходимости - просто чтобы ещё разок подышать этим чудным тёплым вечером! Было уже девять вечера, асфальт был мокрым, но мимолётный дождик уже закончился. На главной улице всё ещё оживлённо прогуливался народ, и море шумело в тёмной дали под дюной. Завтра мы вновь отправимся на прогулку по побережью!
А ночью вдруг снова пошёл дождь…
Светлогорск - Балтийск, 11 октября 2023 г.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...