Программа тульской «Ночи музеев» в 2024 г. была традиционно богатой на выбор, но везде не успеешь - тем более, что большинство мероприятий проходит между семью и десятью вечера. Мы ограничились четырьмя пунктами и остались вполне довольны чудесно проведённым вечером.
На неделе мы видели по телевизору анонс выставки замечательной тульской художницы Оксаны Кагальниковой в музее «Тульские древности» и, так как выставки Оксаны мы стараемся не пропускать, то решили начать оттуда.
На мини-выставке в холле музея представлены скетчи-оригиналы, с которых специально для музейной акции «Открытка из музея» была выпущена серия открыток, и которые музей высылает всем, кто пришлёт открытку ему. Но их можно и купить - тут же на кассе всего по 25 рублей. Мы себе в коллекцию купили несколько штучек.
Кстати, музейно-выставочный центр «Тульские древности» расположился в уникальном особняке постройки начала XX века. Здание принадлежало известному купцу-меценату Степану Александровичу Ермолаеву-Звереву. Музей же был основан в 1993 году, а его название стало своеобразной данью уважения Николаю Ивановичу Троицкому - известному в Туле краеведу конца XIX столетия, создавшему первый в городе историко-археологический музей «Палата древностей».
Следующим в нашей программе был музей историко-архитектурный. Но выставка, открывавшаяся там, была не совсем дня него профильная - мы пришли на вернисаж художника Андрея Ветрогонского «Мы ушли гулять. Графика».
Андрей Владимирович Ветрогонский (род. 1956) - младший из трёх сыновей Владимира Ветрогонского (1923-2002), признанного мэтра ленинградской школы графики, народного художника России.
Успешно работает в разных жанрах: городского и традиционного пейзажа, натюрморта, портрета. Особенно известен своими петербургскими видами, для которых характерны экспрессия, стремительное движение цвета и формы.
Культуролог Владислав Дегтярёв: «Все эти резкие ракурсы, слишком жёсткие, на взгляд расслабленных элегиков, цвета, экспрессивная геометрия и активные контуры - знаки тех процессов, в которых мы сами всего лишь часть. Эта жизнь, как вихрь и поток, мчится куда-то вперёд и в свете автомобильных фар бьётся та же энергия, которая раскалывает льдины неправильными треугольниками, лежащими поверх чёрной воды. Можно грустить о прошлом, можно злиться на чересчур назойливое настоящее, но есть сила, которая, как сказал один из древних, согласных ведёт, а несогласных тащит. Это судьба, и Ветрогонский - объективный художник судьбы, изгнавший из неё всю метафизику и оставивший зрителя один на один с тем, что не знает ни памяти, ни печали, ни сожалений».
Экспозицию в Доме Крафта составили более 50 работ. Мы, наверное, почти все отсняли на память в свои дневники. Но все показывать не будем, а то вы посчитаете, что побывали на выставке. Меж тем, впечатление от огромных экспрессивных листов в Доме Крафта гораздо сильнее, чем от маленьких картинок в интернете!
Вера Лузгина: «Вот. Сижу в Туле. Где-то потеряла очки. Пишу про Ветрогонского. Графику вижу, буквы по ощущениям.
1. Мне нравятся его картинки уже давно.
2. Я даже завидую, как художник.
3. Я узнаю там Оссовского, Власовых (особенно, сына), даже Сойфертиса и ещё одного-двух других.
4. Мне нравится то, что этот художник ведёт за собой.
5. Я ему доверяю, и иду с ним гулять, и кайфую.
6. Это про пространство и пластику, и ни одной неверной линии...»
Денис Бычихин: «Графика Андрея Ветрогонского - аполлоническая. Это стихия, обузданная мерой, пойманной пропорцией, чуткой к гармонии рукой. Резкие ритмы и броские цвета реальности, попадая на его листы, встают на службу авторской пластике, работают на вселенную Ветрогонского. Все они следуют за темпом его высказывания, за тем темпом, с которым только он и согласен жить.
Это действительно быстрый темп. Но внутри него много покоя - как в корпусе космического корабля, летящего над Землёй: стремительно, но с плавным и даже домашним бытом пилота.
Наверное, так и появляется гармония: когда бегущая и какая-то внечеловеческая жизнь, разящая искрами и задевающая углами, встречается с тем, кому по силам войти в её эпицентр и там создать точку тишины, пятачок геометрической, то есть человеческой пластики, территорию по-настоящему расслабленного и свободного взгляда - взгляда мудреца из хаоса дионисийской пляски.
Присутствие этого созерцания - гарантия того, что и в эпицентре бури можно чувствовать себя победителем, пребывать в гармонии с собой. Например, позвать друзей, посидеть за сытным столом, а потом подняться и вместе пойти гулять, смиряя смехом и миролюбием хаос внешнего бытия. Да и хаос ли это?»
Пройдя несколько кругов по немногочисленным залам Дома Крафта, мы поспешили в Тульский музей изобразительных искусств, где на 20:00 был назначен концерт клуба авторской песни «Бригантина»...
Тула, 18 мая 2024 г.
ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...