Ингушетия. Страна башен

Mar 15, 2023 11:11




Долго мы ехали из Пятигорска в Ингушетию, где сначала заехали на туркомплекс «Армхи» и погуляли на перевале Цей-Лоам. И вот во втором часу дня автобус припарковался на площадке над огромным оврагом. Внизу зеленела пушистая трава в россыпях камней, темнели редкие деревца и кусты. А на противоположном склоне, раскинулся старинный город Эгикал (Эги Кхъале) - светлая охра кладки на синевато-пепельном фоне гор. По склону сбегала тропка - туда, круто вниз, нам предстояло спуститься, чтобы, миновав дно оврага, подняться к башням.








В удивительной всё же красоте здесь жили люди… Солнце золотило кладку башен, прозрачные тени лежали на стенах, а вокруг - могучие вершины гор, простор, великолепие… Но как же суров был быт горцев! Сейчас, под жарким солнцем, пейзаж выглядел идиллическим. Вне всяких сомнений, не менее прекрасен он и в туман, и в дождь, и в снег - но представить себе жизнь внутри этих каменных стен… Зимой, и в промозглой сырости межсезонья…










Эгикал - один из крупнейших средневековых башенных комплексов Ингушетии. Этот древний город расположен на просторах Джейрахского района и входит в состав историко-архитектурного заповедника. В средневековье Эгикал был довольно людным местом и считался центром административной и торговой жизни. По телеку даже говорили - был столицей! Построен был в одиннадцатом веке и теперь - это музей под открытым небом на склоне южной оконечности горы Цей-Лоам, которую называют ингушским Олимпом.


Местные жители именовали себя галгаями, что в переводе означает «строители башен». В аулах не было понятных обитателям равнин изб и землянок: слишком непрактично. Горцы строили высокие каменные башни. Экскурсовод завела нас - аккуратнее по камням! - и в оборонительную башню, и в жилую. Каменный мешок, остатки каменных ступеней наверх, ко второму и третьему этажам. Как по такой лестнице можно подняться?! Просто несколько выступающих камней по углам башни. Жуть. Дверей снизу у оборонительной башни не было вовсе, поднимались по приставным лестницам. А в жилой башне очаг располагался на втором этаже. И у младшей жены в семье была обязанность - натаскать наверх воды. Просто в немыслимых количествах, на всякий случай… Там всегда горел костёр, вот и весь обогрев жилища.








У входа в башню среди камней кладки - обереги, выбитые в отдельных камнях. Этакие петроглифы. А может, клеймо строителей?






Главное было - не поломать ноги в процессе разглядывания, местность на подходе к башням не очень-то располагала к вальяжным прогулкам. Но зато - красота, ракурсы, экзотика!






Экскурсовод вещала о том, что горцы не хотели покидать этих мест и переезжать в удобные для жизни города. До сих пор не хотят. Ну, глядя вокруг, мы вполне понимали местных жителей. Для тех, кто родился среди гор, кто привык к этой жизни - что притягательного в городе? Здесь - целый мир, пусть и суровый, но прекрасный и бескрайний. Дом, родина предков. А там что? Пыльные шумные улицы? Конечно, легко писать об этом, сидя в тёплой квартире у батареи центрального отопления, за компьютером, когда на кухне - газовая плита, электрический чайник и горячая вода в кране… Но тут уж - кто к чему привык…


Жизнь в Ассинском ущелье кипела уже в XII веке. Но расцвет аула пришёлся на позднее средневековье. В то время этот город насчитывал шесть боевых, пять полубоевых и 50 жилых башенных сооружений с различными пристройками. По периметру было двойное кольцо оборонительных стен. Жители занимались различными ремёслами: гончарным, оружейным делом и другими. Кроме того, Эгикал славился знатоками горского права и народной медицины. Но главное - там жили искусные строители.


Каждая жилая башня - гала - принадлежала определённому роду (поэтому сейчас башни именуются по фамилиям семей, живших в них). Галу нужно было обязательно построить за один год, иначе род считался слабым, терял уважение. Строители имели непререкаемый авторитет. Даже если они халтурили и построенная на века башня начинала рушиться, считалось, что виноваты хозяева. Пожадничали, мало заплатили работягам - отсюда и брак. На первом этаже, как правило, держали скот (овцы, козы), а на верхних жили несколько родственных семей. Рядом с жилой башней обязательно строили полуподземный или надземный склеп. Таким образом, гала - это своего рода семейная усадьба, где поколения одного и того же рода сменяли друг друга. Вещи в башне хранили в нишах толстых каменных стен, топили по-чёрному, готовили на открытом очаге. При этом очаг и цепь, на которую подвешивался котёл, считались священными - все важные решения принимались у очага, а цепь являлась семейной реликвией.












А вот боевые башни считаются вершиной архитектурного искусства галгаев. Воув - высокая (не ниже 20 метров) квадратная военная башня, имевшая, как правило, пять этажей и пирамидальную крышу. В воув был только один вход, ведущий сразу на второй или третий этаж (на первом держали пленников). Забирались туда по приставной лестнице, выполнявшей ту же роль, что мост через ров в средневековых замках: её в любой момент можно было поднять наверх. Ширина последнего этажа боевой башни, как правило, в два раза меньше первого. Воувы сужались кверху неслучайно: при осаде, когда противник завоёвывал один из этажей, обороняющиеся поднимались выше и баррикадировались там. Из-за наклона стены врагам было сложнее атаковать. При достаточном запасе воды и еды, башни могли выдерживать довольно длительные осады…






















Мы снова загрузились в автобус и поехали дальше, с интересом глядя в окна. Увы, такова реальность автобусной экскурсии - часок-другой прогулки по красотам, и много часов пути, с отчаянным желанием выпрыгнуть вот-прямо-здесь и наразглядываться, нагуляться, пофотографировать. Тем более, что нам показали только один комплекс, а их тут много - то слева башни на склоне, то справа - в лесной тени.


Ко всем не подъедешь на такой дальней экскурсии. Так в Джейрахском ущелье, где мы оказались, мы, к сожалению, не увидели ни древнюю родовую башню Цуровых, ни такой же древний, как Эгикал город Таргим - зато нас везли к Вовнушкам.
     И по пути остановились посмотреть храм Тхаба-ерды, сооруженный в VIII веке. Он выглядел не слишком впечатляюще - тем более что внутрь заходить нам запретили из-за угрозы обрушения.


Тхаба-ерды - самый таинственный и неизученный храм на просторах Ингушетии. Когда построен точно неизвестно. О его названии споры ходят - одни ученые считают, что оно переводится как «наша вера», другие - «наша святыня», а третьи уверены, что наименование означает: «2000 святых». К общему знаменателю лингвисты пока не пришли. Кто построил святилище, также до конца не ясно. Считается, что ранее на его месте располагался языческий алтарь. Поэтому, вероятнее всего, после этого предки современных ингушей решили построить здесь христианский храм, чтобы святое место не пустовало.


Алтарь храма Тхаба-Ерды каменный и ступенчатый, с установленной чашей среднего размера. Он находится в единственной апсиде здания. В зале имеется небольшое окно, свет из которого скупо заливает помещение, поэтому в храме всегда сумеречно. Снаружи здания есть барельефные композиции. Некоторые из них изображают Иисуса Христа и датируются примерно X веком. На одном из рисунков, украшающих церковь Тхаба-Ерды, долгое время был утерян важный фрагмент. Потом его случайно нашли археологи, причём довольно далеко от храма. Оказалось, что в композиции недоставало колоритной фигуры епископа Георгия, о чём гласила надпись на грузинском языке.






Храм дышал стариной, мы обошли его по периметру, рассматривая рельефы на стенах. Но самым замечательным были пейзажи вокруг! Огромная, всхолмлённая местность, рыжие осенние деревья, камни, убегающая вдаль светлая дорога. Далёкие суровые горы… И среди набежавшей пасмурности, вдруг - лучики солнца, зажигающие в ландшафте яркие лоскутки красок!




















И снова нас ждала дорога, сперва асфальтированная, а потом и вовсе грунтовая. Автобус трясло, мы ехали к таможенным башням Вовнушки.


По легенде в этих башнях жили со своими семьями два брата-таможенника. А когда один из братьев погиб, то жена его, по традиции, сделалась второй женой оставшегося в живых. И когда случилась битва, и был убит и второй брат, то женщина из одной башни по верёвке переходила в другую, прикрывая своих детей от пуль металлическим тазом…




Увидев наконец башни своими глазами, мы осознали всю нереальность пересказанных событий. Башни и впрямь оказались феноменальными! Они в самом деле росли из скал, по две стороны от дороги, возвышаясь над ней этакими фантастическими пиками. Потрясающее зрелище! Особенно учитывая, что в перспективе меж башен, в немыслимой дали, светлели в дымке розовато-лиловые горы со снежными вершинами. Чудный, завораживающий вид! Мы ловили ракурсы, наблюдая, как бегут по синему небу меж башен белые клочки облаков - и пытались представить себе, как можно по натянутой веревке преодолеть эту пропасть, с детьми и тазиком… Нереальная затея!








Средневековый замковый комплекс «Вовнушки» (ингуш. «Воувнушке» - «Место боевых башен») - это родовая крепость клана Оздоевых, памятник ингушской архитектуры XII-XV веков и одно из семи чудес России (по результатам конкурса 2008 года). Высота башенного комплекса над уровнем моря составляет 1250 метров. С такой смотровой площадки все окружающие ущелья и долины открывались, как на ладони! С этажа на этаж воины и жители переходили по высоким приставным лестницам, а вот для сообщения между башнями был предназначен подвесной мост, который до наших дней не сохранился.






Конфигурация комплекса такова: две башни стоят на огромной скале, а третий боевой бастион находится напротив. Кроме них, на территории расположен уникальный мавзолей в виде огромного ядра. Оборонные башни Вовнушки защищали не только свое селение - они также служили своеобразными сигнальными факелами для соседей. Именно поэтому горные населённые пункты в те сложные времена строились так, чтобы не терять из виду башни соседей. Вовнушки защищали селение от хищных зверей и врагов, предупреждая жителей соседних деревень об опасности, а также нередко становились приютом для купеческого люда, ведь замок возведен на дороге, по которой проходил легендарный Шёлковый путь.












За спинами нашими журчала речка, укрытая густыми прядями вётл, а чуть дальше по дороге над рекой раскинулся прилавок со скамеечками. Тут местные продавали мёд. Народ тут же сгрудился - дегустировать. Отчаянно дымил самовар, рядом стояли стаканчики и банка с пакетированным чаем. Чай тут раздавали бесплатно. Мы попили чаю, купили мёда - он предсказуемо оказался очень вкусным, да и как могло быть иначе? Дальше по дороге была ещё одна достопримечательность из экскурсионной программы - домики-захоронения на склоне, но это было нам интересно куда меньше. Мы уже видели куда более впечатляющий Даргавский некрополь в Осетии, а заглядывать внутрь, любоваться на кости никакого желания не было. Так что мы быстро вернулись к башням и горячему, пахнущему дымом чаю.




Наша горная экскурсионная программа подошла к концу. Обещан был еще музей в новой, свежевыстроенной столице Магас, куда мы добрались по другой дороге - по живописному ущелью реки Асса.












В Магасе мы были удивлены и немного шокированы открывающимися за окнами автобуса видами. Экскурсовод восторгалась красотой современного города, мы же видели неэстетичные, какие-то будто бы не настоящие здания. Каменные джунгли, стекло и пластик, не уютные, какие-то будто сошедшие с компьютерного 3D-проекта улицы. За всю дорогу только пара зданий показалась нам симпатичными... И вдруг оказалось, что дорога к музею перекрыта из-за каких-то мероприятий. Не сказать, чтобы мы сильно расстроились. Накатались мы уже вполне, а дело всё отчётливей двигалось к вечеру. Смеркалось, и оставалось только покинуть странную столицу, и двинуться в обратный путь.
     Мы снова заехали в знакомую уже столовую, и решили, что чем возиться дома с готовкой - лучше уж поужинать здесь. И правильно сделали, как показали дальнейшие события. Вместо того чтобы ехать в Пятигорск, автобус наш в конце долгого пути исполнил впечатляющую петлю в объезд Машука - чтобы завезти экскурсовода в соседнее Иноземцево. Уставшие от бесконечного сидения, мы, разумеется, были от такого манёвра далеко не в восторге. Зато маршрут автобуса теперь проходил через центр города и водитель высадил нас недалеко от дома!
16 октября 2021 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Осень на Водах, Кавказ, горы

Previous post Next post
Up