Хождение во Рвы

Jul 28, 2022 10:01




На экваторе лета захотелось сбежать из жаркого города в лесную прохладу. Но не очень далеко, чтобы не расплавиться в дороге. По привычке мы отправились в окрестности Ясной Поляны - и близко, и леса там кругом дикие, засечные. Не так давно мы рассказывали, как прошлись из Кочаков через яснополянский Калинов луг в посёлок Косая гора, а на сей раз пойдём наоборот на Калинов луг с Косой горы. К её окраине примыкает деревня Судаково, где в прошлом веке был остановочный пункт «9 км» Тула-Лихвинской узкоколейной железной дороги. В наши дни следы той дороги могут увидеть только те, кто ездил по ней на дачи до 1996 г. или гулял чуть позже, как мы, пока оставленные без рельс и шпал насыпи не заросли непроходимыми чащами. Поэтому, выйдя на конечной, мы не стали искать «9 км», чтобы не ломиться потом сквозь кусты, а отправились к первой цели нашего сегодняшнего маршрута по тропинке вдоль Стрельбищенского пруда.



Тропинка-просека на окраине Косой горы

Стрельбищенский пруд вдали

Пройдя местами по тропе, местами по трассе лыже-роллерного стадиона, а потом перейдя пруд через плотину, мы оказались в тенистом лесу, сохранившем сырость недавних дождей. Из кучи установленных на смартфоне карт разобраться с путаным лесными тропами помогла только Maps.me. Прочие тропинок в здешних лесах не знают. А так мы довольно добрались до деревеньки Рвы (к слову, родине бывшего министра обороны Павла Грачёва), где надеялись увидеть одноимённую заброшенную станцию старинной узкоколейки.

Дубы у плотины



В лесу было свежо и сыро

Местами очень сыро. Скользко

Ромашки - это уже на окраине деревни Рвы

Не тут-то было! Это, конечно, были Рвы, да не те где станция. Повезло, что ближайшие ворота вдруг распахнулись, и вышедшие оттуда мужики доступно объяснили, как найти станцию - идите по дороге, а когда она уйдёт вправо, вы всё равно идите прямо.


Дорога быстро стала грунтовкой, потом, как и предупреждали мужики, резко свернула вправо, а прямо нас повело направление, которое только с большой натяжкой можно назвать дорогой. Но кто-то ведь тут ездит! Мы всё дальше удалялись от деревеньки, и уже стали закрадываться сомнения - не прошли ли мы станцию. Но тут на перекрёстке столкнулись с женщиной, подсказавшей нам правильное направление и ставшей на время нашей попутчицей. «Зачем вам станция? Она же не работает!» На очередной развилке она свернула вправо, а нам велела продолжать идти прямо.


Надо сказать, что после того как мы встретили попутчицу, мы стали замечать в лесу параллельно дороге бывшую насыпь железки. Хорошо, что мы не пошли по ней изначально - заросли там просто непроходимые. А с дорожкой вдоль насыпи нам очень повезло, хотя сомнения, что мы придём на станцию «Рвы», а не на следующую, не отпускали - уж очень далеко станция оказалась от деревни.
      Наконец лес расступился, и мы вышли на большую поляну. Дорога вдруг оказалась засыпанной щебнем, хотя на недавних фотографиях в интернете тут была земляная насыпь, и даже шпалы ещё местами были. Слева от дороги оказался маленький прудик - явно пожарного назначения, а справа очень милый ухоженный домик.




За его оградой следовала не длинная стена непроходимых зарослей, а за ней тропинка вправо, и вот он - вокзал. Станция «Рвы». Табличка, которую мы видели на старых фотографиях, не сохранилась, но кто-то сделал надпись прямо на стене.


Станция находилась в двух километрах от деревни и обслуживала шахту с одноименным названием «Рвы» (ныне она закрыта) и пассажиров. Доставлялся крепёжный лес со станции Ясеновая, из Дубны возили удобрения и корм для скота, из Тулы товары, рабочих и оборудование. Так как на Тула-Лихвинской не хватало места для крытых товарных вагонов, то возили их во Рвы, где они отстаивались.


Чудом дожившее до нашего времени здание станции построено в 1963 году. Оно разделено на три комнаты: самая большая - зал ожидания для пассажиров, где располагались диванчики для отдыха; контора, где располагалась билетная касса; комната начальника станции. Во все комнаты есть отдельный вход, а также осуществлялось отопление печкой, расположенной в центре зала и гревшей сразу все комнаты.


















На территории станции располагалось три пути, здание вокзала, сараи, туалеты, дом путейцев, сарай с инвентарём (знаки, указатели, лопаты и др.), водокачка для заправки паровозов водой, которую после их замены закрыли (ныне полностью разрушена) и дрезина.






Имелась пассажирская платформа с выложенным бетонными плитами и поднятым до уровня вагонных ступеней перроном. За третьим путем на станции Рвы есть обширная площадка. Она использовалась в начале ХХ века как перегрузочная. Тогда в окрестностях нынешней Косой Горы располагались угольные шахты, принадлежащие промышленнику Мосолову, которому, принадлежал и Дубенский чугунолитейный завод. Так вот изначально к этим шахтам со станции Рвы были проложены пути для мотовозов, которые привозили в вагонетках уголь и перегружали его в вагоны Тула-Лихвинской железной дороги для отправки на завод в Дубну. Кстати, первый пассажирский поезд отправился из Тулы в Лихвин (ныне Чекалин) 25 декабря 1905 года - на Рождество.


Дорогу в течение прошлого времени сокращали постепенно. Также уменьшалась и станция. После закрытия участка до Ханино существенно сократилось грузовое движение, поэтому был демонтирован третий путь, а после закрытия движения на Дубну демонтирован первый путь (у перрона), остался только второй путь, который и действовал до закрытия дороги. Кстати, билет от Тулы до Рвов на тогдашней «Кукушке» стоил в нашем детстве 15 копеек.


Мы осмотрели ещё один уютный домик с красивой картошкой во дворе, и вернулись по щебню к развилке, у которой начинается обычная грунтовка.




Когда мы шли к станции, то не заметили среди деревьев памятник - теперь мы искали его специально, он нам нужен был как ориентир. Этот обелиск посвящён Козыреву Сергею Алексеевичу, партизану, расстрелянному на станции во время второй мировой войны.




За стеллой начинается чудесная дорожка к яснополянскому Калинову лугу, раскинувшемуся на берегу речки Воронки. Которая, кстати, впадает в Упу, а та в Оку, а Ока в Волгу - в общем, так и до Каспия доплыть можно. Было бы… В районе Ясной поляны Воронка совсем не судоходная - где по колено, а где и по щиколотку.








Прогулка по лесу нам очень понравилась. Тут реально было на несколько градусов прохладнее, чем в городе! Тенёк… И комары! Вот они одолели. «Ох, лето красное! любил бы я тебя, когда б не зной, не комары да мухи» - неоднократно вспоминали мы «нашего всё». Зато по всей дороге от Косой горы до Ясной Поляны видели очень много орехов лещины - надо будет наведаться в те края в начале сентября!








Время давно было обеденное, но комары, сырость и отсутствие видов не давали нам остановиться и перекусить, так что мы очень обрадовались поваленной берёзе на краю широкой поляны в сотне метров от Воронки. Здесь мы и устроили пир.


Перекусив, мы вышли на тропинку вдоль Калинова луга по кромке леса, но далеко не ушли.


Сначала достали камеры и начали щёлкать во все стороны, потому что в небе творились жуть и мрак! К нам приближалась гроза. И приближалась очень быстро. Ждать её на дороге было верхом глупости, и мы вломились через кусты в лесную чащу. Тут был свой мир - темно, сыро и как-то очень тихо. Было. Пока не загремел гром, да не засверкали молнии. И застучал по листьям дождь, сначала робко, а потом вполне себе мокро. Хорошо, что у нас были зонты! Отойдя на всякий случай от деревьев, мы пережидали ливень в центре лесной ротонды. А в окошко в листве нам было видно, что творится на лугу - ливень ударил не на шутку! Но летний дождь приятен своей скоротечностью - через пятнадцать минут мы уже продолжили свой путь, свернув зонты в рюкзаки.










А снаружи творилась красота! Краски поминутно менялись, небеса были дивно фактурны, а эпизодически пробивавшееся солнышко раскрашивало траву в золото. И хоть ландшафт не баловал разнообразием пейзажа, мы всё равно жадно снимали - вдруг хоть что-то получится!




























От предполагавшегося похода в Грумант пришлось снова отказаться - тропа по этому берегу была слишком зыбкой и слишком мокрой. Мы перешли на другой берег и пошли по торной знакомой дороге. Которая тоже отнюдь не была сухой. Ноги промокли мгновенно, но по жаре это было даже приятно.


















Приняв решение не ходить ни в Кочаки, ни в Грумант, мы искали поворот в «Ёлочки под Грумантом» - самый дальний уголок музея-заповедника «Ясная Поляна». Но отмеченный на карте поворот тропинки, похоже, зарос и не находился.




Пришлось сделать крюк - подняться к ёлочкам по дороге, немножко вернуться по параллельной и свернуть вместе с ней в тёмный-претёмный лес. Кстати, здешние роскошные сосны-великаны были высажены Софьей Андреевной ещё в 1897-1900 гг.




После ёлочек тропинка въётся сквозь дебри леса «Арковский верх». Возраст некоторых дубов в этом лесу - 180 лет. Эти дубы - свидетели всей жизни Л.Н.Толстого. В этих местах Лев Николаевич, между прочим, охотился на волков.








Кстати, говорят, что в Тульской области выросло поголовье волков. В этом году насчитали 11 особей на область! Нам по счастью они ни одна не встретилась!








Миновав лес, мы благополучно вышли к памятному сказочному прудику, где некогда кормили комаров, не в силах уйти от дикой красоты. Сейчас мы тот подвиг повторять не стали - спасаясь от кровопийц, мы этот участок миновали почти бегом. И вывалились в заросшее бурьяном поле.


Тут нас опять накрыли сомнения - стоит ли идти через берёзки и Кочаковское кладбище или свернуть прямо здесь к деревне Ясная поляна. Здравый смысл возобладал над жаждой ромашек - купим маме у дома - ждущая к ужину мама и близость пива победили. Через пять минут мы уже шли по деревне, стремительно приближаясь к магазину…


10 июля 2022 г.

Тула, лето, Ясная Поляна, поход

Previous post Next post
Up