Переехать на рейсовом автобусе
из Рисана в Пераст было делом нескольких минут. И вот - чудесный городок на побережье, город-сказка, город-открытка, город в стиле Венецианского барокко, город - живая декорация к романтическому или приключенческому фильму… И нынче всё было тут совсем как в прежний наш приезд - светило солнышко, и (несмотря на середину весны) самые яркие краски лета плескались в морской воде, на ослепительных камнях стен и парапетов, в цветущих клумбах и пестрой толпе туристического люда. Тут есть на что посмотреть туристам, в этой истории, по-прежнему населённой людьми, вытянутой архитектурным ансамблем прямо вдоль кромки полной солнечных бликов лазурной воды…
На набережную Пераста выходят фасады девятнадцати палаццо. В одном из них, дворце Буйовичей, располагается музей города, остальные же до сих пор принадлежат их владельцам.
Первое упоминание о Перасте датируется 1326 годом. В то время здесь якобы жили пираты. В 1420 году город вошёл в состав области Венецианская Албания со столицей в Которе. Важность Пераста заключалась в том, что из города можно было надёжно следить за входом в бухту Которскую.
В период расцвета Пераст насчитывал семнадцать католических и две православные церкви. В конце XVIII века году на деньги жителей Пераста рядом с городским собором была возведена самая высокая кампанила на Балканском полуострове. Она возвышается над городом на высоту 55 метров. Тогда в городе проживало 1600 жителей - сегодня числится лишь 349… Но зато туристов столько, что днём в городке, пожалуй, столь же людно, как и двести лет назад.
Каждый приезжающий в Пераст турист фактически в обязательном порядке посещает остров «Госпа од Шкрпела» («Мадонна на Рифе» или «Божья Матерь на Скале») - катера беспрестанно снуют от многочисленных пристанек Пераста к острову и обратно. Мы в прошлый приезд стали редким исключением, решив сэкономить время для
похода через Враново Брдо, но на сей раз наша компания поддалась на уговоры Оли - тоже сплавать на остров. Мы прошли буквально несколько шагов вдоль берега к городу - у одной из миниатюрных пристаней нас как будто поджидала пустая лодочка, и брутальный чернобородый капитан быстро уговорил нас воспользоваться именно его бортом, щедро сбросив цену в два раза, как только узнал, что мы русские. Он даже не стал ловить других пассажиров, а сразу отчалил от берега, устроив нам персональную экскурсию!
Это было стремительное и очень красивое путешествие! Ракурсы на набережную и город стремительно менялись, и мы только развели рты, и пытались делать фото, борясь с весёлой качкой и уворачиваясь от летевших в лица и в объективы камер брызг. Прекрасный белый город, увенчанный колокольнями храмов, плыл над синей водой бухты, а впереди уже приближался белый остров с голубыми куполами…
Это единственный рукотворный остров во всей Адриатике. До XV века здесь лишь слегка выступала скала над водой. Городская легенда уверяет, что в 1452 году два моряка из Пераста нашли здесь икону Божьей Матери, которая излечила одного из них от болезни. Жители города двести лет затапливали у подводной скалы старые корабли, отвозили и сбрасывали в воду камни, пока, наконец, не создали плато площадью 3030 кв.м., на котором построили церковь Божьей Матери, причём не только потому, что желали видеть Деву Марию покровительницей своих моряков, но и чтобы закрепить за собой власть над рукотворным островом в противовес власти Котора над соседним природным островом Св. Георгия, на котором ещё с IX века расположено бенедиктинское аббатство. Вот с ним-то и связана не эта легенда, а история, которую в Перасте постарались покрепче позабыть…
3 мая 1535 года в церкви на острове Св. Георгия шла праздничная служба. Аббат Помпей Паскуали приступил к таинству причастия, когда в храм ворвались семьдесят вооруженных пераштян. Они набросились с ножами на священника, который держал в руках Святые дары. Тот просил их не проливать кровь в храме, не осквернять таинство евхаристии, но гнев был сильнее и веры, и разума. Аббата Паскуали убили, выволокли во двор церкви и там бросили. Через три дня которский епископ Бизанти предал анафеме убийц и всех, кто им помогал, и под страхом отлучения от церкви запретил всякое общение с ними. Папа Римский Павел III запретил службы в церкви на острове Св. Георгия, и даже ступить ногой на проклятый остров христианин не смел. 11 лет жителям Пераста был закрыт вход в Котор и соседние города, люди не хотели иметь с пераштянами никаких дел. Только в 1546 году жители города решились просить прощения. Они написали покаянное письмо, снарядили гонцов и отправили в Ватикан. Папа Римский помиловал Пераст, а горожане тем временем нашли свой способ искупить вину. Они построили храм на месте, где и острова то не было. Построили в надежде, что Бог простит им убийство и осквернение храма. Так рядом с островом Мертвых появился Живой остров.
Нам дали целый час на осмотр острова, и мы выпрыгнули на прогретые солнцем каменные плиты. На этом крохотном пятачке суши туристов со всех краёв света оказался целый муравейник. Мы закружились в толпе, осматриваясь вокруг и пытаясь найти ракурсы побезлюднее и поинтереснее. Синее небо, синяя вода, ставший вдруг далёким Пераст под горной стеной - и сияющие белизной солнечные камни переднего плана…
Обошли остров по периметру, поднялись по каменной лесенке с резными каменными перилами к выходу из храма и выяснили, что через него мы внутрь не попадём. Пришлось возвращаться к массивным стальным дверям внизу и стоять приличную очередь, чтобы попасть внутрь.
Оля и Паша сразу отправились туда, поэтому внимательно всё осмотрели и побывали в музее. А мы, испугавшись очереди, потратили время на выбор сувениров во втором здании острова.
Внутри церкви Божьей Матери было загадочно-сумрачно, и очень яркие краски мерцали в полумраке большого пространства - непривычно, красиво, волшебно… Мы не стали покупать билеты на экскурсию, а только сунули любопытные носы, постоять минуту-другую среди этого удивительного и таинственного, и на цыпочках - наружу, обратно в солнечный свет и белокаменное сияние…
В конце XVII века Пераст достиг вершины экономического и культурного развития, что помогло украсить церковь Божьей Матери на Скале многими произведениями искусства. На протяжении столетий церковь получала дары от богатых горожан и капитанов кораблей и сейчас является не только храмом, но также сокровищницей и картинной галереей. Здесь находятся 68 картин, написанных маслом. На стенах церкви можно увидеть 2500 золотых и серебряных «обетных» пластинок, которые жители Боки Которской жертвовали церкви «во исполнение данного обета» за избавление от различных бедствий…
Аккурат к назначенному времени из музея при храме вышли наши друзья, и тут же причалил наш капитан - сама пунктуальность! Мы устроились на деревянных лавочках качавшегося на воде судёнышка. На сей раз с нами загрузились попутчики - европейские туристы, с которых хитрый кэп взял почему-то наоборот по двойному тарифу. Полные впечатлений, мы даже уже ленились фотографировать пусть и в разных ракурсах, но один и тот же пейзаж с живописным городом на берегу бухты. Нам ещё предстояло познакомить с ним наших друзей, да и мы далеко не все закоулки исследовали
в прошлый приезд.
Но сначала - на пляж! Эта самых невозможных цвета и прозрачности вода поманила к себе. Купание на маленьком уютном пляжике на окраине Пераста изначально было в наших планах, и по каменным ступеням мы спустились к пляжу у пустующей таверны.
Не сказать, чтоб тут было не протолкнуться от желающих погрузиться в манящие воды бухты. Парочка отдыхающих нежились на солнышке на деревянном помосте кафе, пока не работающего по случаю несезона. И мы заработали немало изумлённых взглядов своим решительным купанием. Вода-то, несмотря на жаркое солнце Черногорской весны, была ещё, мягко говоря, прохладной. Но зато мы замечательно освежились, и потом с удовольствием перекусили, сидя под стеной, над которой шумели деревья и шелестел въезжавший в город транспорт.
Мы немного побродили вместе с Олей и Пашей, но вскоре Лена нашла-таки уютный уголок в приглянувшемся дворике и решила сделать очередной этюдик. А компания временно разделилась - Андрей пошёл исследовать местные улочки, а ребята отправились в музей и на поиски ресторана с устрицами.
Параллельно шумной набережной, позади помпезных палаццо, расположена узенькая улочка, где над мостовой нависали нарядные кашпо, цвели клумбы и красовались у дверей кафе велосипеды. Живописные каменные арки и своды боковых проходов и лесенок делали этот уголок города весьма фотогеничным, так что пока Лена писала, Андрей тоже не скучал…
А потом, нагулявшись, нарисовавшись и нафотографировавшись, мы встретились снова в тихом скверике, присели выпить пива и отдохнуть в тенёчке. Пора было пускаться в обратный путь - домой, в Котор. Которому, увы, оставалось быть нашим домом уже совсем недолго. Назавтра нам предстоял переезд в Будву, но впереди нас ещё ждала вечерняя прогулка по Старому Городу в Пасхальный сочельник.
20 апреля 2019 г.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...