Ереван. В гости к Сарьяну

May 12, 2019 12:34




Когда мы были в Ереване весной 2016 г., у нас осталось одно нереализованное желание - дом-музей Мартироса Сарьяна, он тогда был на ремонте. Так что накануне этой поездки мы заранее списались с администрацией музея, чтобы узнать график его работы на праздники, и, соответственно ему, запланировали день на прогулку по Еревану. Благо, этот день выпал ещё и на субботу, а значит, у Лены был шанс насладиться прогулкой по Вернисажу. В общем, мы устроили себе полноценный день отдыха. Проспали до завтрака, а потом пошли гулять по Еревану.


     Первым делом мы отправились дворами в направлении Вернисажа. Стояла чудная погода, тёплая, сухая и солнечная, гулять было одно удовольствие. Мы вышли к Собору Святого Григория Просветителя, и решили, что надо зайти в Храм сейчас - кто знает куда нас занесёт вечером? А ведь сегодня сочельник - канун Рождества, которое в Армении всегда празднуют 6 января. И мы зашли. Через одну из боковых дверок крупнейшего в Армении храма. На самом деле, собор состоит из трёх храмов: самого собора и двух небольших церквей: Святого Тиридата III и Святой Царицы Ашхен, помогавших Святому Григорию Просветителю распространить христианскую веру в Армении. Собор построен в 1997-2001 гг. в память 1700-летия принятия Арменией христианства как государственной религии, а также является хранилищем привезённых сюда из Неаполя реликвий, связанных с Григорием Просветителем. К моменту постройки это был крупнейший в Закавказье храм, но в 2004 г. в Тбилиси достроили главный кафедральный собор Грузинской православной церкви Цминда Самеба, который оказался ещё больше и выше.




В Храме шла служба, и мы немного послушали, как поют трое певчих у алтаря. Пение было очень красивым. А посетителей, несмотря на предпраздничный день, было пока немного - все, наверное, придут на вечернюю службу. Вышли мы через центральные двери Храма. На каменной колонне в арке Храма сидел белоснежный голубь - ослепительно-белое пятнышко на фоне охристой громады Храма - и выглядело это очень символично…




От храма открывался вид на примыкающие кварталы старого Еревана с очень разношёрстной застройкой. Оставив их за спиной, мы пересекли громадную площадь и бульвар с фонтаном и пирамидальными тополями - и пошли в центр, к Вернисажу. Вернисаж в Ереване - это целый городок внутри города, растянувшийся на несколько кварталов рынок местных мастеров. Здесь есть и потрясающие шелка с ручной росписью, и резное дерево, художники с оригинальными аутентичными картинами, но больше всего, наверное, ювелиров! И, в силу Лениной страсти к украшениям и камням, пробродили мы там полдня - так ничего из перечисленного и не купив. Зато нашли подарок для мамы и сувениры для друзей. И восхитились удивительными граффити на соседних подворотнях!












Чудом вырвавшись с Вернисажа, первым делом мы вновь угодили в сувенирную лавку. Мы уже бывали в ней в 2016 году - тогда нас пригласили на вернисаж местной художницы в галерее при магазине. И, конечно, мы хотели вновь заглянуть в этот уютный дворик. Мы нырнули в его сказочные недра - словно в пещеру Али-Бабы, и опять разглядывали, ощупывали, нюхали. Вышли во дворик, чудесный, пестрящий керамикой и картинами на стенах. Зашли в галерею - на второй этаж по деревянной лесенке, поразглядывали картины и графические миниатюры очередной выставки. Старый дом хранил особую атмосферу и не отпускал вот так, сразу. Мы не удержались и купили ещё сувениров для друзей, а сами угостились вкусными орешками. И, довольные, выбрались на солнечную улицу - продолжать путешествие.




Узнаёте Караундж из предыдущего путешествия?


Автора этой картины нашли на Яндексе. From Grassland (2017). Acrylic painting by Ara Shahkhatuni. У него в галерее, кстати, есть очень любопытные пейзажи Конда!






























Побродив по ереванским улочкам, мы отыскали музей Сарьяна. Нам повезло - он был открыт. Наконец-то удалось реализовать давнее желание - побывать в мастерской Волшебника! Мартирос Сарьян - удивительный художник! Родившись в 1880 г., он прожил долгую (92 года!) и поразительно богатую творчеством жизнь. Между прочим, создал герб Советской Армении… Мы провели чудесное время, рассматривая его картины - такие разные, и сказочные, и очень реалистичные. Время пролетело совершенно незаметно. Жаль, что в музее категорически нельзя фотографировать. Всё, что здесь показано, снято абсолютно шпионскими методами. А очень многое осталось только в памяти - в экспозиции есть просто потрясающие работы, унести которые на флешках оказалось невозможно, благодаря бдительным смотрительницам. Нас, кстати, поразил удивительно аскетичный быт жилых комнат знаменитого художника, зато в столовой стояли аж два рояля - оказывается, сын Мартироса Сарьяна был успешным композитором!


Автопортрет, 1909



Константинопольские собаки, 1910



У колодца. Жаркий день, 1908



Персия, 1913



Портрет Сандухт, 1898



У дерева. Сказка, 1904



Любовь. Сказка, 1906



У подножия Арарата. Сказка, 1904



Король с дочерью. Сказка, 1904





Цветущие горы. В ущелье Ахуряна, 1905



Вечер в саду, 1903



Мартирос Сарьян, 1963



Ереванский дворик весной, 1923











Александр Спендиаров (армянский композитор)

Одна из девушек-смотрительниц, кстати, очень настойчиво пригласила нас посмотреть выставку ученика и соратника Сарьяна Генриха Сиравяна на четвёртом этаже дома-музея. Очень интересный и чувственный художник: «Есть в мире такая страна - Армения, наша родина. И я всеми своими силами, которыми одарил меня господь - умом, трудолюбием, знаниями, всегда мечтал выразить свою любовь к Армении, ибо нет для меня ничего более высокого и священного, чем Армения. И я с огромной сыновей преданностью старался сполна и без остатка сотворить кистью художника своё видение моей страны, свою молитву о ней». Вообще, нас часто поражало, как искренне и страстно говорили о своей родине самые яркие представители армянской творческой интеллигенции!
























На прощанье мы купили магнитик с одной из картин Сарьяна, которую не удалось тайком сфотографировать - и выползли на улицу в поисках лавочки, чтобы перекусить. Присели мы на улице имени замечательного художника, неподалёку от музея - прямо напротив входа в Конд. Впереди нас ждало путешествие по извилистым древним улочкам самого старого квартала Еревана. Три года назад нам там очень понравилось. Сейчас же нас поразило, насколько плотно Конд обступили новостройки! Растерявшись, мы сначала даже как-то потеряли те самые старые улочки.


Вот и зашли сперва в церковь св. Ованнеса - где уже шла вечерняя служба по случаю кануна Рождества Христова. У входа продавались лампадки в виде храма, и выходящие со службы несли домой освящённые огоньки…




image Click to view



Выйдя из храма, мы всё-таки нашли потайную тропинку в Конд. Неведомо сколько кругов нарезали мы по его нескончаемым лабиринтам - ловя низкий уже солнечный свет, выискивая ракурсы, пытаясь сориентироваться в путаной географии узких улочек. Раза по два, три, а то и четыре проходили по одним и тем же местам, и однажды даже встретили парочку таких же озабоченных исследователей - с фотокамерами наперевес. И вышли наконец узкой лесенкой к современной цивилизации. Даже прошлись немного по симпатичной улочке, пока, соблазнившись нависавшими сверху деревянными стенами и старинными окнами, опять не нырнули узкой лесенкой в очередную арку-портал под домом. И тут только поняли, что шли не в ту сторону! В сотый раз мы прошли сквозь Конд - и выбрались наконец на знакомый проспект через знакомую по прошлому визиту арку в красивом красном доме. В который раз поразившись этой резкой смене антуража!


































































Потом мы гуляли вечерними незнакомыми улицами в сторону дома, безуспешно пытаясь что-то вспомнить и узнать. Увлёкшись, ушли не туда, вышли в незнакомые кварталы. По навигатору поняли, что в общем-то мы недалеко от проспекта, к которому примыкает наша улочка. Поэтому мы решили срезать дворами. И опять - сюрприз! За помпезными фасадами оказались задворки, частный сектор. Потом - мостик через речку, дома, нависающие над бурлящей водой. Потом - улица меж пятиэтажек. Розовое небо в сумерках, силуэты проявившегося в небесах голубого Арарата… Мы шагали и шагали, шлось хорошо, вечер был прекрасен, свеж и тёпл одновременно - ностальгически знаком, напоминая опять что-то из былых путешествий. Мы купили в подвернувшемся магазинчике пива, открыли на ходу бутылку, были обозваны проходящими пацанятами, кажись, алкашнёй… И вышли… Снова мимо своей улицы! Впрочем, вернуться к ней по оживлённому проспекту оказалось совсем не далеко. И нет, чтобы свернуть домой - Лена побежала искать магазинчик с бисером, полюбившийся ей три года назад, а Андрей пошёл на рынок за сладостями. Встретиться договорились у дверей хостела.








Магазина Лена не нашла, поискала себе в бутиках новую шапку, взамен потраченной у Нораванка, ничего не выбрала - и сумела-таки найти дорогу к нашему хостелу. А по дороге в её беспокойную голову впрыгнула мысль о колечке, на которое она загляделась ещё в первый вечер на Вернисаже - да так и не купленном. Теперь Лена начинала об этом сожалеть. Наутро надо было уезжать в Дилижан, и Лена сообщила подоспевшему со сладостями Андрею, что она идёт на Вернисаж покупать кольцо.
     Времени было семь вечера предпраздничного дня, люди шли домой с зажжёнными лампадками, и Андрей только плечами пожал. Да закрыт уже Вернисаж! Но упорная Лена настаивала, и Андрей, сунув ей в рот пастилы, посоветовал не ходить дворами - «Заблудишься!». Лена выслушала описание маршрута - и побежала туда, откуда только что вернулась.
     У Храма Греоргия Просветителя толпился народ, и плавали в сумраке красные светляки лампадок. Люди несли их, бережно прикрывая ладонями от ветра. И Лена опять подумала, что идёт напрасно. Но вечер сам по себе был прекрасен. И она всё глубже уходила в него, и всё же добежала до Вернисажа. Полки были пусты, редкие припозднившиеся торговцы уносили с рынка сумки с товарами. Только новогодняя ёлочка радостно мигала гирляндами посреди Вернисажа. А упрямая Лена зачем-то добежала до прилавка, где торговал днём мастер, сотворивший понравившееся ей кольцо.
     И - о чудо! - супруга мастера, миловидная черноволосая девушка, ещё стояла у прилавка с собранными в пакеты коробками, и разговаривала по телефону. Поймав вопросительный Ленин взгляд, она спросила, чего Лена хочет. И, мигом поняв, о каком колечке идёт речь, вкрутила лампочку в патрон над прилавком, раскрыла коробку - «Это?» И через минуту Лена, надев на палец кольцо, уже бежала в сторону подземного перехода, очень довольная и не вполне ещё верящая нечаянной удаче…


Конечно, она и не думала второй раз описывать петлю, чтобы не заблудиться. И, ориентируясь на светящуюся меж домов телебашню и на интуицию, решительно двинулась по сокращёнке. От Храма доносились песнопения, выводимые высоким и удивительно чистым женским голосом, и какой-то мужчина на углу спросил Лену откуда она - и поздравил с праздником.
     И, как это ни странно, Лена точно повторила траекторию их с Андреем недавнего возвращения домой. Вышла аккурат к мигающей гирляндами ёлочке - спасибо Новому году, прекрасный ориентир! И, довольная приключением, позвонила в двери хостела, и уже через пять минут готовила на кухне ужин…

5 января 2019 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

Новогоднее путешествие в Армению, Сарьян, живопись, Армения, Конд, Путешествия, Ереван

Previous post Next post
Up