Многоликий Ереван. Часть 2 - Конд и Голубая мечеть

May 17, 2016 15:40




Осмотрев с утра главные ереванские достопримечательности - Матенадаран и Каскад, мы поспешили на поиски самого старого квартала города - Конд. Наслаждаясь солнечными улицами, любовными орнаментами и архитектурными изысками домов, милым уютом уличных кафе, мы чуть было не пропустили тот единственный поворот, потайной переулок, ведущий в Конд…




Город в городе! Да, здесь мы получили именно то, что искали… И узкие улочки, и непередаваемую атмосферу старых стен, балкончиков, окошек - всего этого бедного, но на удивление уютного и любовно-чистого мирка… В каждом городе должны быть свои Бомборы! Ну, или - своя Аполлоновка! Отсюда когда-то начиналась застройка Еревана, теперь буквально окружающая старые кварталы многоэтажными стенами.








Кто-то назовёт Конд трущобами, но нам он пришёлся по душе, потому как именно в таких местах сохраняется душа города. Удивительно, но вот мы пишем «Ереван - красивый город» (несомненно имея ввиду розовый город архитектора Таманяна, создавшего в 1924 г. лицо Еревана, которое теперь так безбожно уродуют бетонными небоскрёбами), а проиллюстрировать особо и нечем. Пройтись по улицам Абовяна, Налбандяна, Сарьяна, проспекту Маштоца весьма увлекательно, но как-то нефотогенично - редко возникает желание достать камеру. А вот «трущобы» Конда с его вертикальными композициями разбегающихся вверх-вниз улочек и многообразием линий фасадов, заборов и столбов - просто кладезь красивых картинок. И что на местной «толкучке» «Вернисаж», что на стенах кафе - самые популярные сюжеты - улочки Конда!








Узенькие кривые улочки Конда, словно спутавшиеся кишки, и плоские кровли не следует воспринимать как неупорядоченные и бездарные, безалаберные строения. Как знать, что было на уме у наших предков, когда сельджуки, турки, персы, монголы и другие завоеватели непрерывно вторгались в нашу страну? Возможно, благодаря именно этим постройкам жителям удавалось избежать резни. Каждый дом, каждая улочка являли собой баррикаду - разве осмелился бы неприятель проникнуть в этот лабиринт, где его прикончили бы, забросав теми же камнями, припасёнными на кровлях? Достаточно было отрезок кишки оградить с обеих сторон каменными глыбами - и угодившее в ловушку войско погибло бы. Выходит, что хаотическое сплетение улочек выполняло защитную функцию. (Вальтер Арамян. «Конд и кондовцы»)














На улицах убирались, гуляли, общались. Здесь было много стариков и детей - а значит, это место живо! Дети кричали: «Хеллоу!», потом - «гутен морген!», а потом, почти по складам - «здравствуйте!» «Догадались!» - смеялись мы.








По вечерам, вернувшись с работы, кондовцы переодевались чин чинарем, умывались тёплой водой с мылом «Бодло». Причёсывались, надевали остроносые туфли и, прихватив пачку папирос и маленький табурет, отправлялись на «площадь». Одни любили скоротать тут время за беседой, другие - поиграть в нарды, а третьи - просто посидеть, понаблюдать за игрой и прислушаться к разговорам. Некоторые же не прочь были после ужина выйти из дома и посидеть на камнях, предпочитая такой отдых прогулке по Астафьевской улице. (Вальтер Арамян. «Конд и кондовцы»)












Благоустроенные дома со всеми, так сказать, удобствами, не встречались в Конде, оттого что и богатых семей, видимо, было мало: Агамаловы, Ерзрумцианы, Сирун Геворг и всё, пожалуй. Естественно, те дома не отвечали бы нашим нынешним требованиям и представлениям о благоустроенности. На более или менее приличных постройках непременно красовался балкон с какой-либо затейливой архитектурной задумкой. У этих добротных домов была и сводчатая каменная кладка, так называемая арка. Под аркой хранился камень-фильтр, обычно туфовый, с подставленным под него кувшином, куда стекала очищенная уже вода и охлаждалась в нём; с потолка свисала маслобойка, рядом, на полу, стояла крынка с таном, тут же были широкая тахта и шкаф для продуктов. Арки фактически заменяли холодильники. Когда в самую жаркую пору дня настежь открывались двери на улицу, в арках возникал сквознячок, вода и продукты не протухали, тан не прокисал, а засыпая в прохладе на тахте, можно было и замёрзнуть. (Вальтер Арамян. «Конд и кондовцы»)














В Конде все друг друга знали. Ни у кого дома не были пронумерованы, и почтальон - уроженец Конда своевременно, ни разу не ошибившись, доставлял корреспонденцию по назначению. Он знал и кто захворал, и у кого крестины, и у кого именины, и кто пошёл в церковь, а кто - в баню. Таков был Конд, этот большой каменный дом с его обитателями. (Вальтер Арамян. «Конд и кондовцы»)




Обшарив все доступные уголки, заглянув во все манящие загадочные переулки, мы наконец по каменной лестнице спустились под арку многоэтажного дома, ограждающего один мир от другого. И разом вышли на обычную городскую улицу. Покинутая арка за нашими спинами выглядела как телепорт. Туннель в иной мир.






Мы снова погрузились в бурление городских улиц. И опять нас вёл Геокэшинг! На сей раз мы искали Голубую мечеть ([VI/17350]). Её дворик приятно наполнял аромат цветущей сирени. Нарядный орнамент красиво сиял на фоне облачно-синих небес. Действующая Голубая мечеть в столице Армении - символ армяно-иранской дружбы. Она была построена в 1765 году по приказу Хусейна Али Хана - в то время губернатора города Еревана. Из четырёх первоначально существовавших минаретов мечети (высотой в 25 метров) три были снесены после 1945 года. В конце 90-х Иран профинансировал восстановление мечети, и сейчас здесь культурный центр иранской общины Армении. И кстати, в одном из павильонов обнаружилась выставка иранской посуды - такой изысканной красоты и тонкости, что мы только ахнули!


Рынок напротив мечети. Цены нам там очень не понравились.




















Мимо минарета, через красивейшие ворота мы вышли в город. И побрели уже в сторону дома, попутно присматривая кафешку для ужина. А потом, уже у самого дома, заглянули на рынок и накупили вкуснющих фруктово-ореховых сластей! Тем временем на фоне сумрачно-свинцового неба выглянуло яркое солнце, и мы даже немного пожалели, что идём домой. Как мог бы быть сейчас красив Арарат! Не долго думая, мы нырнули в подъезд ближайшей многоэтажки и поднялись на лифте на самый верх. Увы, сквозь мутные стёкла было видно, что Арарат в тучах. Так что мы оставили затею с продолжением прогулки - и отправились домой. Пить чай с бесподобными сладостями и писать дневники. Впереди нас ждал ещё один день в Ереване - посвятив выходные музеям, все поездки по стране мы оставили на будни, рассчитывая, что у популярных достопримечательностей будет не так людно.






16 апреля 2016 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

город, По ту сторону Кавказа, Армения, Конд, Ереван

Previous post Next post
Up