Субботним утром 16 апреля, как и предвещали синоптики, шёл дождь. Это, впрочем, не испугало нас - и, заправившись приготовленным хозяйкой завтраком, мы отправились в город. Надо сказать, что дождь Еревану был к лицу. Сочная весенняя зелень, заливавшая улицы, сделалась ещё ярче, воздух наполнился свежестью и самыми приятными запахами - и мы, шлёпая по лужам, бодро поскакали по красочным улицам. Над тротуарами пышно зеленели платаны, дубы, ясени - и ещё какие-то незнакомые нам, потрясающе пушистые деревья с маленькими листиками. Те самые, что так украшают площадь Республики. Листва у деревьев здесь какая-то особенная, просто нереально яркая, свежая, без единого пятнышка и изъяна. Просто картинки, а не деревья…
Кстати, насчёт картинок. В Ереване множество арок - проходов с улиц во дворы и улиц, пролезающих под домами - и арки эти все без исключения расписаны разнообразными сюжетами. Здесь явно читается рука одного художника - и рука умелая. Чего только нет на этих стенах… Городские пейзажи, сельские пейзажи, цветущие сады, лестницы в небеса. То вдруг встретится мольберт на стене, а напротив - будто бы приколотый к стене холст с готовым пейзажем. То из растрескавшейся стены вылетит на всех парах паровоз. То прошествует колонна девушек, то неожиданно распахнётся какой-то совсем уж парижский вид…
А на улицах - городская скульптура. В это дождливое утро нам повстречалось целое трио музыкантов, в одном из которых мы, конечно же, узнали легендарного Дживана Гаспаряна!
А ещё - на улицах Еревана цвели вишни, сиренево-розовые церцисы - и даже сакуры! Самые настоящие, пышно-розовые, любовно высаженные в оформленные узорно плиткой клумбы. Прямо напротив удивительного дома, у которого окна нескольких нижних этажей окаймлены горизонтально расположенными горшками с цветами! Впрочем, в этом самом доме располагался магазин всяческих цветочно-декоративных изысков, так что - ничего удивительного…
Цветов на улицах Еревана великое множество и в букетах. Мы очутились в Армении в пору цветения сирени, так что у цветочных палаток благоухали пышные сиреневые букеты. А основная масса цветов - роз и тюльпанов - здесь располагается на прилавках палаток разноцветными брикетами. Залюбовавшись одной из таких палаток, мы притормозили поснимать - и тут же познакомились с человеком по имени Ашот. Он проводил нас до Матенадарана, рассказывая о своей жизни, и расстался с нами только у дверей музея, где, как и ожидалось, попросил-таки помочь ему материально. История его была убедительна и полна деталей, так что пришлось сэкономить на фотосъёмке в музее (700 рэ - как-то не по-божески).
Музей древних рукописей Матенадаран расположен на высоком холме. Когда мы добрались сюда, дождь уже почти закончился, и с высоты мы увидели зелёную улицу внизу, небо в тучах - и укрытые облаками горные хребты на горизонте.
Матенадаран весьма впечатляет. Величественное здание-глыба, молчаливо-суровое, выдержанное, - и в то же время изысканно-красивое. Свойственно это и армянской архитектуре, и скульптуре, и живописи. Всё здесь было очень любовно, аккуратно, выверено. Этакая скупость и абсолютная точность гармоний. И в лестницах, и в каменных орнаментах полов, и в сосудах на перилах, и в цветовой гамме. И в картинах, оформляющих парадную лестницу.
Со страниц рукописей и со старых фотографий на нас дохнуло самой Историей. Да и сами залы, с высокими арчатыми сводами и изысканными орнаментами, заставляли как-то внутренне собраться, проникаясь почти благоговением. Что-то во всём этом было невыразимое словами… Среди изображений на страницах старинных Евангелий встречались такие, что невозможно было поверить, будто художник, их выполнивший, жил так бесконечно давно. Особенно - лик одного летописца, сразил абсолютно нереальной живостью взгляда. Словно с древней иконы на нас глянул настоящий, живой человек… И обложка, выточенная из кости, со множеством фигур на библейские сюжеты - пятого или шестого веков - мастерством исполнения просто сразила. Впечатлила ещё витрина с подборкой природных материалов, из которых древними мастерами изготавливались краски. Васильки, маки, глина - чего только нет в этой витрине, и яркость цветов, добывавшихся из этих источников, просто нереальна. Однако же - вот они, образцы рисунков, перед глазами. И за века не выцвели, не потускнели… А до чего тонкая работа - уму не постижимо! Ювелирные узоры на страницах, просто чудеса… Приказы правителей, разрисованные по полям маками и ирисами. Витиеватые виньетки восточной вязи, похожие на сложные орнаменты…
История Александра Македонского, XVII в. Битва
Библия, 1318 г.
Евангелие, XI в.
Евангелие, XIV в.
Евангелие, 1336 г.
Дождь за стенами музея закончился, и в огромное окно третьего этажа (у которого спрятался ответ на очередную загадку Геокэшинга
[VI/17862]) стали видны подсвеченные пробившимися сквозь тучи солнцем снега Арарата.
А мы всё бродили среди истории армянского народа. И уже случайно, дойдя до гардероба, обнаружили в замысловатых недрах здания выставку работ иранских армян, отца и сына: фотографа Антуана Севрюгина (1851-1933) и его сына, живописца Андре Севрюгяна (1896-1997). И в очередной раз были покорены живостью фотографий, лиц, мест - и изысканностью картин на темы армянского эпоса. Очаровательные миниатюры, яркие иллюстрации - и удивительного колорита, сияющие, мастерские холсты…
Мы вышли из музея - и оказалось, что светит солнце, подсыхают лужи, а небо украсилось синими просветами среди туч и белых облаков.
И мы поспешили к Каскаду.
Несмотря на свежий ветерок, делалось по-настоящему жарко. Мы полюбовались видами с Каскада при свете дня, зашли внутрь, поразглядывали стеклянные экспозиции, надолго заворожено зависли в комнате с висящими в пространстве сетками, наполненными стеклом… Темнота, подсветка и матово-стеклянная стена делала из незамысловатой в общем-то инсталляции просто космическое чудо…
Следуя заданию Геокэшинга (
[VI/17381]), мы посчитали черепах на последней достроенной площадке Каскада и, маясь от жары, поднялись мимо стройки на самый-самый верх. Оттуда прекрасный вид на Ереван и невидимый за облаками Арарат. Рядом с недостроенным мемориалом неожиданно приютился небольшой парк с необычными произведениями садово-паркового искусства.
Тут были и птицы всех мастей, сделанные из самых неожиданных материалов, и цирковые слоны из гнутой жести (сперва напомнившие мамонтёнка, найденного в вечной мерзлоте). Металлический конь готовился прыгнуть через барьер, а в деревянную кабинку убегал явно динозавр, оставив наружу только могучий хвост да пару задних ласт. Металлический, очень правдоподобный волк стерёг овечку из ажурной фанеры, а рядом с миниатюрным домиком пасся призрачный поросёнок из проволоки. Видимо, уже съеденный волком прежде. В домике жила семейная чета вполне живых, настоящих воробьёв. Неведомо как затесалась в эту сказочную тему белая ажурная зебра, и скульптурная парочка - мальчик с девочкой - шаловливо прятались под металлическим зонтиком. А среди одуванчиков скалился очень реалистичный крокодил… Вот только, тема зайцев оказалась тут совсем не раскрыта.
На лавочке у густонаселённых лужаек мы устроили походный перекус, заодно подсушив зонтики. И отправились назад к Каскаду. Много чего ещё мы увидели в его недрах, катаясь туда-сюда на эскалаторах. Стеклянные, проволочные, прочие инсталляции. Скульптуры, парящие орлы и светящиеся акулы, хищный ирис, изящные стеклянные колокольчики… А ещё - при свете дня оказалось вдруг, что глянувшийся нам накануне вечером лев изваян из автомобильных покрышек! Почему-то мы сперва подумали, он металлический. И до чего же он внушительный, реалистичный и хищный - просто чудо!
Налюбовавшись досыта, мы поспешили на поиски самого старого ереванского квартала - Конд. Наслаждаясь солнечными улицами, любовными орнаментами и архитектурными изысками домов, милым уютом уличных кафе, мы шли через город - и чуть было не пропустили тот единственный поворот, потайной переулок, ведущий в Конд…
16 апреля 2016 г.
ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...