Старый Тбилиси

Apr 27, 2017 08:58




Утро нашего нового грузинского дня выдалось по-весеннему развесёло-солнечным. Мы выпрыгнули в мозаику света и теней под платановой сенью - и отправились постигать Тбилиси ногами.
     Главной целью на сегодня должна была стать историческая часть города с обязательным катанием на канатной дороге к крепости Нарикала. Но для начала Лена, конечно же, потащила Андрея знакомиться со своими давешними маршрутами. И по проспекту, и в скверик со скульптурами, и дальше - манящими улочками всё глубже в город…








И уже вместе мы шагали по солнечным переулочкам, заглядывая в арки и дворы, удивляясь сохранившейся каким-то чудом атмосфере былых лет. Здесь был настоящий Заповедник - времени, архитектуры, да и не только. В одном из двориков, который Лена накануне постеснялась снимать, а теперь решительно завернула сюда Андрея, по деревянной лесенке спустился к нам худощавый мужчина средних лет. Он очень обрадовался нам - принявшимся было извиняться за вторжение с камерами. И рассказывал о своём любимом дворике - итальянском, как его называют тут - о живущих здесь людях, об их всегдашней дружбе. Этот удивительно славный мирок, колоритный и ветхий, скроенный из лесенок и деревянных балконов, растущих один из другого, являл собой содружество самых разных наций. Грузины, армяне, греки, евреи - много лет жили тут бок о бок, в самом добром соседстве, и наш новый знакомый, армянин по национальности, рассказывал о них вдохновенно, радуясь нашему интересу и вниманию. Как было бы замечательно, если бы везде люди так реагировали на интерес к их городам и дворам! А ещё замечательнее было бы, если бы повсюду жили столь дружно…

    



Петляя по мощёным камнем улочкам, мы понемногу двигались по городу. Честно говоря - совсем понемногу, уж больно заманчив был для наших жаждущих ракурсов взглядов каждый поворот, уголок, дворик… И круто взбегающая вверх улица, ведущая к железной дороге, была пройдена опять и показана Андрею, и подъезд с видом на городскую панораму, и лесенка, под которой нежился в знойном полуденном свете кот… А потом Лена то теряла знакомые улицы в недрах города, то опять находила. Были ещё итальянские дворики, балкончики, плющ на стенах, коты на лестницах… Восхитительной была эта прогулка по солнечному Тбилиси, и хотелось идти так бесконечно. Но вот в просвете между домами мелькнула вдруг река, поток машин вдоль набережной… И опять сделалось странно, когда успела река подобраться к улицам так близко. Или это улицы прильнули к реке…









    





Прекрасная извилистая улочка, мощёная тёмным камнем, круто сбегала вниз, мы покорно следовали её изгибам, словно крысы за звуками дудочки - и вдруг оказалось, что улица эта - та самая, знакомая по вчерашней вечерней прогулке. Та, которой любовались мы в колдовском свете бликующих в мостовой фонарей. Это значило, что прогулка по нашему берегу Куры подходила к концу. Мы приближались к парку Рике…





    

     Ярким солнечным днём парк оказался нарядным и людным. Мы прошлись среди праздничного оживления отдыхающих горожан - и отыскали станцию канатки. Нам предстояло вознестись над Курой в одном из тех вагончиков, на которые глядели мы в темноте вчерашнего вечера. Мы ехали вверх - туда, где высилась над городом крепость. И прекрасный город раскидывался под нами, являя нашим взорам оба своих берега, пологий и крутой. Пестрящие крышам, сияющие куполами храмов, красующиеся зеленью парков и розовыми купами цветущих багряников.


Несла свои воды меж двух дорог жёлтая Кура, футуристической новизной блистал только что покинутый нами парк. И всё ближе были стены древней крепости…







    

     Мы покинули станцию канатки не вдруг. Любовались со смотровых видами на город, странствовали по лестницам вдоль стен и башен - а вдоль дорожки качали алыми головами отчаянно-яркие маки. Справа, далеко внизу, были видны красные крыши старых кварталов, и можно было бесконечно рассматривать их восхитительное разнообразие, какие-то дворики, закоулочки… Туда обязательно надо было спуститься, погулять, сунуть всюду любопытные носы! Где-то там спрятались старинные серные бани, интригующие старинные квартальчики и даже тайный водопад… Но до этого было ещё далеко! Пока мы отправились гулять по дорожке над городом.


Увеличить фотографию на полный экран...















Ряды торговцев сувенирами притягивали взгляды, и мы, конечно, порассматривали и пощупали всё, до чего могли дотянуться. Нашли над дорогой руины башни, взобрались по тропке вверх в поисках тайника. И увидели, как розовеют внизу, в зелёной чаше меж гор, пышные багряники. Там текла речка с чудными мостиками, там был ботанический сад, и мы стали высматривать, как бы туда попроще спуститься. Пока же мы стояли над садом, на пугающе-большой высоте. Под ногами нашими были скальные обрывы (оценить масштабность которых мы смогли чуть позже), а с другой стороны возвышалась монументальная и гордая фигура Матери-Грузии.










Спуск в сад оказался металлической многопролётной лесенкой. Её ажурные ступени уводили под розовые цветущие ветви, в приятную полутень. Дорожки сада были засыпаны розовыми цветками. И мы отправились исследовать уголки сада, уютные и зелёные - куда более, кстати, зелёные и разнообразные, чем виделось сверху. Над головой нависали жёлтые скалы пугающего вида - те самые, по краю которых мы недавно ходили. А под мостиком, который мы видели сверху, оказался водопад! Прекрасный, сказочный водопад в обрамлении цветущих деревьев! Журчала река, изгибались мостики, над рекой нависали деревянные беседки. Сад цвёл и благоухал. Мы устроились на сделанной из бревна скамье в тени, чтобы отдохнуть и перекусить. Мы жевали вкуснющие грузинские лаваши и молодой сыр, а рядом журчала речка, и маленькая птичка, к нашей радости, скакала у воды по камням.














Потом мы продолжили прогулку по аллеям сада, приятно повторяющим причуды горного рельефа. Спустились по дорожке к подножью роскошного водопада, перешли речку по очередному мостику, полюбовались цветущими клумбами, густыми сиренево-розовым цветом багряника над водой. Восхитились металлической совой, устроившейся на площадке у моста…

    


    


    





Крепость огромным кораблём выплывала слева от нас. Туда уходили манящие тропки - траверсом, по склону выгибающейся чашей горы. Очень хотелось испробовать эти неведомые дорожки, это явно были тропы местных, ходивших в сад в обход кассовых домиков - но невозможно объять необъятное.




В планах наших было выйти из сада у входа в старый город. А потому мы шли по дорожке дальше, мимо чудесных зелёных лужаек с милыми деревцами. И в конце концов свернули на тропку под кроны этих деревьев, и вышли под горку в садик, удивительно цветущий, любовно ухоженный. Здесь были ирисы всех возможных цветов, разнообразные клумбы, вазоны в виде потешных ежей… И над всей этой красотой величаво царила в высоте древняя крепость…







    



Прямо за воротами ботсада взгляды наши привлекла художественная галерея с громким названием «Сезанн». Внутри оказалась очень интересная экспозиция тбилисской поэтесы, художницы и филолога Тамары Ломидзе. Тамара издала три сборника стихов, является членом Союза художников Грузии и принимала участие в различных культурных проектах в Грузии и Норвегии, основала туристическую компанию «Культурное путешествие - Грузия». Нам очень понравились многие из её работ - жаль только, что фотографировать нам их не разрешили. Но зато подсказали адрес её галереи в Сети и страничку на Facebook.


По асфальтовой дорожке, отчётливо скатывающейся вниз, мы вышли к городу. Эта часть Тбилиси - туристическая, парадно-отреставрированная - опять поманила нас сувенирными лавками, предметами старины, магнитиками. Здесь мы накупили друзьям маленьких подарочков, здесь не удержались от посещения сказочных уголков, полных разноцветного полумрака, ковров, замечательных ламп, необычайной красоты посуды… Ну просто пещеры с сокровищами Али-Бабы! Заглянули в старейший из сувенирных магазинчиков - по крайней мере, хозяин, достав альбом фотографий старого Тбилиси, показал нам, как выглядели эти места и его магазин до масштабных перестроек и «улучшений» последних времён.



    

     А рядом были те самые серные бани, где когда-то отмывали самого Пушкина! Их могучие охристого цвета купола росли посреди площади из плоской крыши, на которую взбирались туристы, чтобы поглазеть и пофотографироваться, посидеть по разогретой солнцем поверхности крыши. И вдохнуть исходящей из вентиляционных окошек куполов тухлой вони сероводорода… Мы проделали ровно то же самое, сунули носы во все уголки, погуляли по мостикам над рекой вдоль дверей бань…


С Абанотубани связана легенда об основании Тбилиси. Согласно ей, грузинский царь Вахтанг Горгасали охотился в этой местности и выпустил сокола на пролетавшего фазана. Сокол упал на добычу, и птицы скрылись в лесу. Когда царь отыскал своего сокола, оказалось, что добытый им фазан упал в горячий источник и сварился. В некоторых вариантах легенды сокол сварился вместе с фазаном, но, если судить по современному памятнику-фонтану в центре Абанотубани, с соколом всё было благополучно, он просто ждал хозяина, сидя на добыче. Царь был рад такой находке и приказал построить вокруг источника баню, позже разросшуюся до квартала, а потом и города.




В Тбилиси несколько подземных тёплых источников, которые берут своё начало на более чем трехкилометровой глубине. Тёплые сернистые источники сыграли очень важную роль в выборе места для постройки города. Даже свое название он получил от слова «тбили» («тфили»), что означает «тёплый». Тёплые (температура выходной воды достигает 37°) источники в этом месте всегда служили местом купания для жителей. В дальнейшем место было благоустроено и застроено отдельными банями. Сформированный комплекс обустроенных бань существовал по крайней мере во время разрушительного набега на Тбилиси Ага Мухаммед-хана в 1795 году. А старейшей баней считается Ираклиевская, известная по крайней мере с XVI века. Также к старейшим баням относятся Бебутовская, Казенная и Сумбатовская (все - начало XVII века). Бани выполняли в городе не только функцию места, где можно помыться. Они были своего рода клубами для жителей и гостей города. Бани были открыты круглые сутки, причём часто входная плата не ограничивала времени пребывания в бане. Бани были местом где люди мылись, брились, отдыхали, общались, решали деловые вопросы, организовывали обеды, пили, похмелялись и даже устраивали смотрины. В художественных произведениях баня описывается как способ традиционного для Тбилиси проведения досуга. Банные дни, как правило, чередовались: мужские и женские. Архитектура бань - традиционная, восточная, в основном, персидская. Сами бани представляют собой очень низкие приземистые здания и находятся, с точки зрения постороннего наблюдателя, под землей, снаружи видны только сводчатые полукруглые купола, так что туристы ходят прямо по крышам бань. Сверху купол, как правило, заканчивается небольшой башенкой с проемами, через которые в баню поступает солнечный свет. Стены бань сделаны из кирпича, пол и обычные ванны - из плит местного серого пористого камня. Более дорогие номера и ванны в них отделаны мрамором. Исключение составляет Орбелиановская (Голубая, или Пестрая) баня. Это отдельно стоящее здание, украшенное боковыми минаретами и стрельчатым фасадом с красочными изразцами. Это объяснимо ещё и датой её постройки - возвели эту баню в 1840 году, что несколько позже остальных серных бань в Абанотубани. Некоторые бани по сей день открыты для посещения. Есть несколько вариантов: общая парилка, что больше подходит смельчакам и любителям на все сто процентов прочувствовать колорит этого места, или отдельные номера. Отдельный номер будет стоить от 20 лари за один час (бассейн меньше обыкновенной ванны) и до 100 лари. В среднем номер на 2-4 человек можно арендовать за 40 лари. Также предоставляются услуги массажа (от 10 лари за сеанс), подают горячие напитки и сдают в аренду банные принадлежности - полотенца и тапочки.




Спустя некоторое время мы шли по берегу речки вместе с толпой туристического люда. Особенно запомнилась нам еврейская семья, восхитительно-ортодоксального вида, словно из кино - в очень типичных одеждах, в чёрных шляпах и пейсах. И с маленьким детишками в колясках! По берегу реки сидели художники - и писали реку, высокий скальный обрыв, нависающие над обрывом резные деревянные домики… А в конце дорожки - там, где она упиралась в реку - скальный массив замыкался в дугу, и сверху падал внушительной высоты водопад. Там текущая потом вдоль бань речка перебиралась с горы вниз…










Нагулявшись вволю в окрестностях бань туристических, мы отправились вглубь квартала Абанотубани. Тут встретились нам и другие бани, попроще - не для туристов, а для своих. Выглядевшие куда обыденнее, чем их исторически-достопримечательные соседи. Да и посетителей тут у крылечка было поболее.

    

     А вдоль улицы, чуть ли не в каждой подворотне, были вывески или просто надписи на стенах, зазывающие к местным мастерам: часовщику, сапожнику, пекарю. Тут мы не удержались и купили очередной вкуснющий лаваш, а в соседней лавке - пива. Ибо, несмотря на апрель и вечер, на улице изрядно припекало. Да и улочка забирала круто вверх. Настолько круто, что мы не переставали удивляться, как тут держатся запаркованные автомобили, не съезжая вниз под собственной тяжестью - особенно умилили камни под колёсами (как будто они удержат эти махины!). Когда мы уже решили, что ещё выше подниматься уже нет никакого смысла, нас напоследок покорили местные пацаны, умудряющиеся на эдаком уклоне играть в футбол!





    


    




    

     Вниз вернулись той же дорогой, снова прошли мимо бань и сувенирных лавок (купили ещё пару магнитиков). И нырнули в кварталы, которые мы рассматривали сверху, со стен крепости. Мы шли по старинным улочкам, с энтузиазмом засовывая в каждый уголок свои ищущие взгляды - и виды нам открывавшиеся были самыми разными - то удивляли прихотливой архитектурой или скобянкой, а то пугали откровенно отваливающимися от домов стенами и ледяным дыханием подвалов…



    

     Мы углубились в недра старинного района Сололаки - где дома, построенные без фундамента, отчаянно заваливались внутрь себя, и вбок, и навстречу друг другу на улицу - и улицы превращались в невозможный лес из подпирающих дома металлических швеллеров. Это было странно и жутко - идти среди кренящихся домов, будто бы опутанных толстенной металлической паутиной какого-то чудо-паука, где из перекошенных дверей выходили люди, и спешили по своим делам, словно бы и не было ничего из ряда вон выходящего в том, чтобы жить в этих полуруинах, готовых рухнуть в любое мгновение… А жизнь бурлила, стояла рядами автомобили, бегали кошки, играли дети, журчал фонтан в скверике, беседовали на лавочках старики… Тбилиси - город контрастов. Прекрасный и пугающий, весёлый и печальный, сверкающе-новый и старый до древности…




Совсем забыв про виденных накануне вечером фонарщика и афиши, мы почему-то решили, что именно здесь надо искать Театр марионеток Резо Габриадзе. Мы провели в этих поисках некоторое время, безрезультатно расспрашивая всех подряд прохожих, пока не встретили пару девушек, приблизительно показавших на карте в смартфоне, куда нам надо идти. Впрочем, мы уже рассказывали и об этих поисках, и о самом театре, и о знаменитом Художнике - не будем повторяться. Но и сами кружения по тенистым улицам - в попытках отыскать дорогу - запомнились как впечатление весьма яркое. Незнакомые кварталы, зелёный свет сквозь кроны деревьев, проплывающие справа и слева старые дома… Удивительные парадные, гулкие и огромные, манящие заглянуть поглубже. Витиеватые перила, высоченные своды потолков - или вдруг солнечный свет сквозного прохода сквозь подъезд во двор… Тут были удивительные здания, и восхищающие, и тревожащие. На пафосной архитектуре лежала зачастую скорбная тень разрухи. Полуподвальные окна, врастающие в асфальт у ног прохожих, временами оборачивались какими-то обморочными чёрными провалами - и однажды из этой непроницаемо-тёмной глубины повеяло вдруг в тепло весеннего дня сырым, прямо-таки замогильным хладом. Таким невозможно-резким и неуместным, что разом побежали мурашки по коже, и воображение живо принялось рисовать картины того, что могло скрываться в жутких недрах, простирающихся под огромным массивом жилого красивого дома… А яркая тёплая весна уже снова ласкала все чувства, прыгали сквозь листву солнечные зайчики, интриговали вывески над дверями магазинов - своей абсолютно непреодолимой непонятностью, эльфийской витиеватостью вязи грузинских букв…

    

     На улице Коте Абхази, куда вывел нас совет юной прохожей, мы опять немного растерялись и, вместо того, чтобы по красивыму бульвару выйти к фонарщику, снова нырнули - разом сменив картинку реальности - в лабиринты Старого города. Оглядываясь назад, очевидно, что мы ходили почти по тем же закоулком, что и в предыдущий вечер, но тогда мы это как-то не сразу осознали.

    


    











Мы нашли, конечно же, Театр. Удивительный, чудесный кукольный дом, сказочный дворец, словно просочившийся в реальность из самых красочных детских снов… Фривольно пляшущая башня, разноцветные плитки, мозаики, изразцы, черепица… Чудо-дворик, фонтан, гуляющие люди, лавочки, кафе (больше фотографий в специальной записи). Ласкающая душу атмосфера купания в красоте и ауре творчества. И тут же - требующая подаяния женщина средних лет, живо и напористо курсирующая среди людей. Город контрастов…



    





Мы ещё немного покружили по старому Тбилиси. И полные впечатлений побрели в лучах закатного солнца на свой левый берег в приютивший нас хостел… Назавтра у нас был намечен самостоятельный вояж в Кахетию - в картинный городок Сигнахи. А заодно знакомство с местными метро и маршрутками!


Тбилиси. 24 апреля 2016 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

город, Тбилиси, Кавказ, По ту сторону Кавказа, Грузия

Previous post Next post
Up