Из Еревана в Тбилиси

Apr 22, 2017 16:04




Ровно год назад 22 апреля 2016 г. мы уезжали из гостеприимной Армении в не менее гостеприимную Грузию.
     Утро выдалось пасмурным и сереньким. На улице стояла зябковатая прохлада. Хозяйка покормила нас завтраком и попыталась вызвать нам такси. Но к её удивлению в семь утра никто не изъявил желания везти нас на автовокзал. Ереван в это пятничное утро ещё спал, и Рузанна, прихватив с собой громадную кружку кофе, повезла нас на вокзал сама. Честно говоря, мы немного мандражировали - впереди нас снова ждала неизвестность. Мы ехали навстречу новым приключениям.






На почти безлюдном автовокзале нам помогли отыскать машину до Тбилиси. Немного удивительно было садиться в обычный рейсовый микроавтобус, направляющийся в другую страну. Мы в последний раз проехали улицами Еревана. За окнами автобуса показалось солнышко. Замелькали знакомые пейзажи - автобус выехал на ту же дорогу, по которой пару дней назад мы ездили с Кареном в Ахпат. Горные вершины, разрисованные снежными полосами, всхолмлённая местность с каменистым узором, снежная пелена на траве…








Суровая и прекрасная природа Армении не отпускала взгляда. Гора сменяла гору, из окошка автобуса веяло снежным холодком. Мелькали деревни, словно нарочно впечатанные в пейзаж расчётливой рукой художника. Мимо проносился целый мир, и Лена не уставала удивляться ему, снова и снова нажимая на кнопку камеры в детском стремлении увезти этот мир с собой…








Солнце окончательно вступило в законные весенние права, засиял яркий день. Уже зелёно-золотой от пронизанной светом зелени по обочинам. Мы въехали в лесистые горы, внизу темнело ущелье реки Дебет. Промелькнули туннели, навевавшие ассоциации с Морией. Вот и восхитивший нас недавно город Алаверди, одновременно и раскинувшийся на дне ущелья, и вознёсшийся над обрывом…








Теперь ещё немного - и новые места. Незнакомая дорога, буйство зелёных зарослей. Дорога, дорога мимо обрывов, и постепенно всё ниже скалы. Журчит вдоль дороги речка. Вот наконец и граница. Таможенный контроль, проверка вещей и паспортов. Ну, здравствуй, Грузия!


И словно по мановению волшебной палочки сменился за окном пейзаж. Пасторальные картинки, возделываемые поля. Пушистые от зелени горы на горизонте. Ухоженные, ярко раскрашенные домики. Грузия напоминала и Крым, и Краснодарский край. Совсем не похожа она была на суровую каменистую Армению.




В Тбилиси цвело всё. И багряник, и сирень, и каштаны… Окружающие город зелёные горы растревожили мятежную душу, и Лена уже с вожделением рассматривала тропки, взбегавшие от дороги в густой кустарник склонов. Это же можно прямо из города залезть на какую-нибудь гору! По какой угодно тропке, выбирай любую… Нет, в Тбилиси мы точно не заскучаем!
     На автовокзале таксисты кинулись на нас, как стая пираний. Отдавшись во власть первого же попавшегося, назвавшего ожидаемую по информации из Интеренета цену, мы покатили по Тбилиси. Правда, в конце концов выяснилось, что как попасть по указанному адресу, таксист не знает, и по с трудом найденной улице Дмитрия Узнадзе мы двигались под спорадические стоны о том, что въезд с этой стороны улицы запрещён, а штрафы непомерно велики. К счастью, всё обошлось. Мы отпустили таксиста на свободу, не доехав до хостела нескольких домов. Не так уж тяжелы были наши рюкзаки, а улица, на которой предстояло жить в ближайшую неделю, нам понравилась. Она оказалась довольно уютной, зелёной и тенистой, с платанами и старыми домами. Вскоре мы нашли дверь нашего нового дома. Отворил двери сухощавый, подтянутый мужчина средних лет, очень живой и обаятельный. Это был сам хозяин - Гоча. Он сразу узнал Андрея, и посетовал, что комнату нашу не успели прибрать. Это было не удивительно, ведь приехали мы раньше уговоренного времени. Собственно, мы особенно никуда не торопились, и принялись с любопытством осматривать обстановку. Хостел состоял из небольшого холла под лестницей, кухни, ванной и трёх комнат. Две располагались на втором этаже, а третья - наша - на первом. Так что от нашей двери до двери на улицу было ровно два шага. Прямо за дверью открывалась улица с узким тротуаром и проезжей частью, а прямо за стеной нашей комнаты был магазинчик, так что выходить туда можно было при желании прямо в халате и тапочках. Это нас позабавило, и впоследствии Лена много и с удовольствием снимала из холла распахнутую дверь, за которой шли люди, с любопытством заглядывавшие в наше жилище.


Пока супруга Гочи - Гуранда - наводила в нашей комнате финальный лоск, мы узнали от хозяина, что помимо нас в доме проживает пара украинцев из Луганска, а также азербайджанка и армянка. Такой вот дружный интернационал. Как выяснилось позже - действительно дружный! Украинцы, правда, уехали на следующее утро, зато с армянкой Лаурой и азербайджанкой Айгюль нам в скором времени предстояло познакомиться. А пока - Гоча, оказавшийся человеком очень общительным, рассказывал нам о Тбилиси, мы располагались в нашей комнате, очень удобной и уютной, и разглядывали карту города, висящую в холле. К нашему тихому восторгу, в хостеле обнаружились стильные байкерские ботинки и пара мотоциклетных шлемов. Гоча и Гуранда оказались заядлыми байкерами, и мы узнавали о том, что хозяева в дома по ботинкам у двери, шлемам - и нарядной сине-чёрной Гочиной мотоциклетной куртке.
     Подстывший накануне на Севане Андрей остался дома, а Лена не могла удержаться - выпрыгнула в солнечное пространство города. Ах, эта восхитительная свобода первого дня! Это море возможностей, эти муки выбора - куда пойти, куда свернуть, когда тебя не сдерживают и не ограничивают намеченные планы и маршруты, а кругом - бередящая душу новизна и неизвестность! И закружило по городу, завертело в водовороте улиц.


Сперва, памятуя о соседствующем с нашей улицей проспекте Давида Агмашенебели со станцией метро Марджанишвили, Лена свернула на разведку туда. Проспект был красив! Мостовая, нарядные фонари, невысокие дома, свежепокрашенные, с иголочки, все в лепнине, колоннах, барельефах… Толпы празднично одетых людей, яркие витрины… Но тут же - подпрыгнувший человек, словно чёртик из табакерки - с биноклем наперевес. «Мадам!» Нет, только не это! И для чего на мне такая яркая куртка?! Зачем все эти люди: что-то предлагающие, сующие в нос, просящие?.. Ой нет! Прогулка по проспекту стремительно теряла своё очарование. Любое движение руки к фотоаппарату - и вот ты уже словно в перекрестье прицелов. Нет, нетуристическое равнодушие на лицо - и прочь отсюда!


Лена миновала площадь перед метро - и сбежала в спасительное безлюдье узкой улочки Константина Марджанишвили. До чего ж хороши в Тбилиси дома! Правда, здесь они уже не так вылизанно-гладки, как на проспекте, здесь всё правдивей, со следами времени. И тем интересней, живее. На каждом доме - лепнина, головы львов, женские лица… Кованые причудливые балконы, нарядные колонны… Лена прошла квартал-другой - и неожиданно попала в зону тотальной реставрации. На несколько кварталов вперёд пугающе-оживлённо кипела работа. Пыль стояла столбом, вовсю шумели какие-то машины, бетономешалки, всюду были леса - но при этом в нижнем ярусе продолжали работать магазины. Гулять, однако, в этом строительном аду не было никакой возможности, и пришлось снова эвакуироваться в поисках затишья.


Затишье нашлось через пару кварталов, пройденных по направлению от реки. Здесь было умиротворённо, тихо и красиво. Цветы на клумбах, гирлянды плюща на деревянных верандах, старинная мебель выставленная антикварами вдоль узкого тротуара. Деревянные балкончики, арки в солнечные дворы… а там - лесенки, веранды, глицинии...










Улица нанизывалась на улицы, переулки манили наперебой. Так сладко было заплутать в их разнеженных солнцем недрах! В конце концов Лена свернула в узенький переулок - просто так, из любопытства. И очутилась в туннеле, упрямо ведущем вверх. Совсем рядом с переулком шла вроде бы сначала параллельная улица, ну просто черед один дом. Но отворотов теперь уже не было ни вправо, ни влево. Да не очень-то и хотелось, если честно. Дорога всё круче забирала вверх, идти было очень интересно. Хотелось заглядывать на каждую лесенку, в каждый подъезд. А в подъезде вдруг открывался вид на город внизу! И уже очень внизу! Там текла Кура, плавились в солнечном золоте горы.





    





А дорога - всё дальше, вверх и вверх. Вот узкий коридор между домами, длинная лесенка, с которой так славно глядеть на солнечные крыши, на сияющий в контрсвете фонарь - и на рассевшегося посреди тротуара кота. И над всем этим - горы, горы, горы…








Лесенка вывела в простенок между домов. Вот тебе и здравствуйте! Ну чисто севастопольская Аполлоновка! Тропа пересекала полотно железной дороги.




Ну разумеется, надо было непременно перебраться на ту сторону! Там дорога изгибалась над зелёным, заросшим деревьями оврагом. Из крон выглядывали ветхие крыши. Овраг был просторен, на противоположном его берегу висели над кручей частные домики. И следовало уже остановиться, начинать искать дорогу к дому. Но хотелось ещё хоть чуть-чуть вперёд, выглянуть за поворот… На площадке, где дорога в очередной раз изгибалась над оврагом, под соснами бил фонтанчик с питьевой водой. И даже была надпись, кому этот фонтанчик посвящается. Да только Лена имени не запомнила. Попив из фонтанчика, она решила, что следует сворачивать назад.


Знакомой улочкой-туннелем Лена отправилась вниз. Теперь солнце делалось вечерним, и оттого город становился ещё привлекательнее. Потому и маршрут Ленин петлял всё отчаянней в поисках лучших ракурсов. Она даже сделала жалкую попытку фотографировать номера домов и названия улиц, чтобы потом восстановить траекторию своего движения - для Андрея. Увы, толку от этих манипуляций было чуть… Зато сколько получилось радости от встречи с новыми уголками города! И улица Горького (ныне ул. Терентия Гранели, но кое-где сохранились ржавые аншлаги советских времён) окончилась совсем уж неожиданной встречей. На залитой медовым светом низкого солнца стоял сам Алексей Максимович! Во всей красе - Лена даже глазам не поверила и принялась разглядывать надпись на постаменте памятника. Тоже в том числе и на русском. Как есть Горький! Чудеса…






Восторг от знакомства с Тбилиси был омрачён только одним обстоятельством. Цены на продукты на первый взгляд оказались неожиданно высокими. Так что Лена ещё немного попетляла по магазинам в поисках гуманных вариантов ужина и завтрака. Заблудилась ещё сильнее, разумеется - хотя по-настоящему заблудиться в стоящем на склоне городе было сложно. Следовало просто идти вниз, к реке. Витиеватая траектория выкинула Лену к приметной арке, под которой мы днём въезжали на нашу улицу на такси. Обрадовавшись, Лена воспользовалась счастливой возможностью запечатлеть изображённого на стене Джима Моррисона, запримеченного ещё из окна машины. И вскоре уже отворяла нашу фирменную дверку-телепорт - с улицы в холл.


За приготовлением ужина мы очутились на кухне вместе с Лаурой и Айгюль - нашими замечательными соседками. Девушки оказались очень общительными и компанейскими. Они тут же настоятельно пригласили нас отужинать вместе, водрузив на стол внушительную кастрюлю щей, приготовленных на травах. Выяснилось, что уже который год они приезжают сюда на психологические курсы - каждые три месяца - и за это время успели по-настоящему сдружиться. Они действительно прекрасно сочетались между собой: рассудительная интеллигентная Лаура и темпераментная бойкая Айгюль. Совсем скоро мы чувствовали себя в их компании абсолютно комфортно, пили вместе привезённое из Армении вино и о чём-то болтали. Так что наш первый вечер в Грузии сложился вполне удачно…

Ереван - Тбилиси. 22 апреля 2016 г.

ЧИТАТЬ ПРОДОЛЖЕНИЕ...

город, дорога, Тбилиси, По ту сторону Кавказа, Армения, Грузия

Previous post Next post
Up