Накануне Дня города мы получили приглашение в Тульский историко-архитектурный музей (проспект Ленина, 27) на презентацию обновленного выставочного проекта «Старая тульская аптека». Музей уже открывался весной - тогда сотрудники музея объединили музейную экспозицию и действующую аптеку. Судя по теперешнему представлению, похоже, что действующей аптеки (в советское время называемой, кстати, «дежуркой»), впервые с XVIII века, в старом здании более не будет. Хотя, поживём - увидим, есть же загадочная лестница, ведущая на второй этаж… Постоянная экспозиция будет открыта для посетителей с 8 октября, ну а нам повезло познакомиться с ней в числе первых зрителей!
Здание по проспекту Ленина 27 представляет ценность не только как памятник архитектуры конца XVIII века, но и как памятник истории тульского аптекарского дела. И во вновь открытом музее интерьер аптеки приближается к традиционной планировке рубежа XVIII-XIX вв., - здесь и отреставрированная мебель (а не стилизованная под старину!), аптечные прилавки, люстры и бра. Всё это воссоздано по фотографиям прошлого и позапрошлого столетий.
Посетителей угощали настойками на лечебных травках...
Последними владельцами «Старой тульской аптеки» был Фердинанд Белявский и его наследники - Ольга и Фридрих Адерман. Сохранилось даже меню торжественного обеда, который давали в те годы по случаю открытия аптеки - среди прочих документов, входящих в экспозицию выставки: рецепты, выписанные врачами самого начала XX в., медицинские каталоги и справочники, фотографии и многое другое.
Среди экспонатов много интересных аптечных предметов. Например, старинные штангласы (стеклянные посудины с притёртой пробкой) для хранения медикаментов. Они изготовлялись различной формы из фарфора или стекла. Вплоть до 1917 года на каждой такой склянке выбивался двуглавый орел - эта традиция была распространена по всей России ещё со времён Петра I. В штанглас наливалась целебная жидкость, а ёмкость закупоривалась пробкой, которую покрывали тканью или бумагой и запечатывали воском или сургучом. Если вещество летучего свойства, сверху надевался еще бычий пузырь. Аптекарские сигнатуры (этикетки, что клеили на штанглас) были двух цветов - белого и жёлтого. Белый цвет означал, что это лекарство внутреннего применения, жёлтый - наружного.
Кроме того, в витринах представлено много аптечных и врачебных приборов, приспособлений для осуществления судебно-медицинской экспертизы (скальпель, немецкий микроскоп) - эти функции в прошлом веке были возложены также на аптекарей. В аптеках же изготовлялась косметика, средства гигиены, бытовая химия: тут и духи, и мыло более чем вековой давности, зубной порошок, гуталин и даже средство для борьбы с тараканами.
А ещё здесь можно увидеть бутылочки из-под киндербальзама - детской настойки на спирту со смесью лавандового и ментолового масла. Аналог нынешних настоек боярышника и тому подобных жидкостей, потому что киндербальзам был очень популярен среди алкоголиков прошлого. Им часто травились, и на склянке можно даже прочитать предупреждение о том, что его нельзя использовать не по назначению…
В подвале аптеки раньше было организовано производство искусственных минеральных и фруктовых вод - сохранились склянки из-под этих напитков. Кстати, кофе и какао в XVIII веке можно было купить только в аптеке, поскольку эти напитки считались целебными.
Вид из окна аптеки в XIX веке
Ну а мы после посещения нового музея в спорах о том, где и как раньше было, поспешили на площадь, чтобы хоть краешком прикоснуться к внезапному продолжению «Театрального дворика»...