Минная стенка

Jul 29, 2013 14:44




Что первым делом видит любой приезжающий в Севастополь гость? Конечно, корабли! Как и в истории с вояжем Екатерины II - раздвигаем шторки (правда теперь на окошке вагона) и… Перед нами во всей своей многомачтовой красе рейд Севастопольской бухты! Потом поезд ныряет в туннели Корабелки, и уже у самого вокзала перед нами открывается панорама теперь уже Южной бухты - берега которой сплошь причалы с кораблями самых разных мастей! Когда мы впервые приехали в Севастополь, мы представить себе не могли, что можно спокойно прогуляться вдоль этого невероятного нагромождения корабельного железа - всё же, наверняка, секретно! Но время вносит свои коррективы - мы стали больше знать о городе, который всё больше превращается в курорт, и в котором военные моряки всё меньше внимания обращают на назойливых туристов.



Стоянка кораблей Черноморского флота России, начинающаяся прямо от Графской пристани и растянувшаяся аж до вокзала, конечно же, не могла не привлекать нашего внимания и регулярно попадала в прицелы объективов. Но даже глядя вниз, на причалы, от памятника воинам-интернационалистам на улице Ленина, нам и в голову не приходило спуститься вниз по манящей лестнице-спуску - повяжут же! Как пить дать! Пока, кто-то из друзей не посоветовал: «А вы на Минке были?» На что последовала вполне ожидаемая наша реакция: «А что это? А где это? А что, можно?!»






Оказалось, можно. А вот с «где» возникли некоторые непонятки - попытались пройти по Мокроусова, упёрлись в заборы. Потом кто-то подсказал, что спускаться надо от музея ЧФ РФ, и мы снова отправились на поиски. Тут надо заметить, что женская часть нашей компании достаточно равнодушна ко всяким там кораблям, им (очевидно) гораздо интереснее море, пляжи… Пришлось заманивать их незнакомыми двориками - это наша общая слабость.


Итак, наша прогулка начинается от музея Черноморского флота Российской Федерации. Музей Севастопольской обороны, как он ранее назывался, был создан по инициативе её участников и с 1869 по 1895 гг. располагался в пяти комнатах дома генерал-адъютанта Э.И.Тотлебена - напротив современного здания, приблизительно там, где сейчас стоит памятник Екатерине II.

 
 

     Специально спроектированный под музей академиком архитектуры А.М.Кочетовым дворец - пожалуй, самое яркое и привлекающее к себе внимание своей парадностью и обилием декора здание на бывшей Екатерининской. Да ещё и военно-морские экспонаты, расположенные прямо на улице у стен музея! Нам бы пройти вдоль фасада да свернуть на улицу Минную, мы же, увлёкшись рострами на стенах да экспонатами под ними, свернули чуть раньше и не смогли отказать себе в удовольствии сунуть свои носы в гостеприимно распахнутые ворота старого севастопольского дворика.




До чего ж они всё же уютные! Что здесь, что на Горке - гуляешь в тишине и покое, и не верится, что на дворе двухтысячные, а не семидесятые, например... В общем, на улицу мы не спешили, а с удовольствием поплутали по лабиринтам лесенок и узких проходов между домами.

  






  



И вот наконец совсем рядом внизу корабли и спуск на причал. Прямо к корме госпитального судна ЧФ РФ «Енисей». Слева от него всё-таки забор - и, судя по Викимапии, там стоят борта посерьёзней - средние разведывательные корабли «Приазовье», «Кильдин», «Экватор» и «Лиман».






Кстати, где-то над этим местом в 1827 году рядом с церковью Св.Архистратига Михаила была построена Минная башня. Название она получила по имени причала под ней, также называемого «Минной стенкой» или «Минкой». Ранее в этом месте располагалось минное Адмиралтейство, где были устроены мастерские и эллинги для миноносцев. Ещё до революции 1917 года здесь швартовались эскадренные миноносцы Минной бригады Черноморского флота. В начале 1950-х годов на месте дощатого Минного причала был построен новый причал с твёрдым покрытием. Причальную линию новой Минной стенки (причалы № 84 и 85) заняли корабли 187-й бригады эскадренных миноносцев эскадры ЧФ.
     Башня сооружалась из инкерманского камня, имела четыре яруса и въездные ворота в Севастопольское Адмиралтейство. На башне установили городские часы, приобретённые в Англии по распоряжению главного командира ЧФ и портов, военного губернатора Николаева и Севастополя А.С.Грейга.


В оборону Севастополя 1854-1855 годов Минная башня сильно пострадала, а когда союзные войска вошли на Южную сторону Севастополя, по приказу главнокомандующего французской армией маршала Пелисье часы сняли и установили на доме в главной квартире французов, а затем вывезли во Францию. В 1899 году председатель Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны Великий князь Александр Михайлович распорядился восстановить башню. На башне установили новые часы с боем, приобретённые уже не в Англии, а в Петербурге.


Вторая мировая не пощадила и этот своеобразный памятник. При восстановлении Севастополя, в 1946 году, намечалось её возрождение, но… Место, где находилась башня, до сих пор не застроено.


Собственно для прогулки здесь доступен лишь небольшой участок пристани, вдоль которой стоят разнообразные суда явно не боевого, а вспомогательного назначения. Причём, в не очень-то фотогеничном состоянии… Но жизнь кипит - вовсю ремонтируются какие-то катера, яхты… А кто не работает - удит рыбу. И на наши объективы никто внимания не обращает! Несмотря на то, со стороны мы явно похожи на американских шпионов, играющих роль праздных туристов.










Поэтому, когда мы всё же упёрлись в очередной КПП, благоразумно попрятали фотоаппараты. Помнится, на Кастели офицер предупреждал, что охрану там тренируют стрелять на блеск оптики… Тут, конечно, город - стрелять не будут, но зачем нервировать людей? У них служба… Так что причалы противолодочников «Александровец» и «Владимирец» мы обойдём верхом, по улочке.


Спускаемся обратно на пристань аккурат напротив Лазаревских казарм, украшающих панораму Корабельной стороны над Южной бухтой. Ранее, кстати, над бухтой возвышался величественный памятник М.П.Лазареву, установленный на территории казарм, построенных в конце 1830-х под руководством самого адмирала. Казармы предназначались для размещения шести тысяч человек. Перед строительством казарм и сооружением Адмиралтейства срыли верхнюю часть холма и выровняли площадку для восьми 3-этажных и одного 2-этажного зданий. А грунт использовали, чтобы засыпать озеро в конце Южной бухты - где образовалась так называемая Пересыпь. Сейчас на этом месте железнодорожный вокзал.


Так вот - памятник Лазареву представлял собой бронзовую фигуру адмирала во весь рост без головного убора, обращённую лицом к рейду, со зрительной трубой в руке. С надписью на пьедестале: «Адмиралу генерал-адъютанту Михаилу Петровичу Лазареву. Лета 1866». Общая высота памятника составляла 15 м, бронзовой фигуры - 6 м. В 1928 году монумент снесли по рекомендации комиссии, посчитавшей памятник «не имеющим исторической значимости». Но место, где он находился, до сих пор не застроено - сейчас это территория филиала МГУ им. М.В.Ломоносова - и в 2002 году по инициативе ЧФ РФ архитектор А.Л.Шеффер приступил к разработке проектно-сметной документации по восстановлению памятника. Наверное, очень дорого вышло… Но всё же - а вдруг?!


Под казармами пришвартованы непустующие плавучие доки, следом за которыми территория 247-го отдельного дивизиона подводных лодок с одинокой С-49, чуть дальше причалы морских тральщиков… Издалека можно и попартизанить.














А по нашей стороне у причала сплошь малоинтересные ржавые посудины и несколько больших гидрографических судов. Самое интересное тут - просто идти вдоль кромки воды и наблюдать, как играют блики по корабельным бортам. Сверкающую парадную латунь, живописные канаты и якоря тут вряд ли увидишь - зато везде сушат матрацы и чего-то латают да подкрашивают… Какая-то печальная разруха тут творится. Но как раз в год описываемой прогулки (июнь 2011 г.), отвечая на притязания руководства Севастопольского морского порта на сотню метров Минной стенки для приема гражданских кораблей, штаб ЧФ заявил, что Минная стенка является историческим, специально оборудованным местом дислокации кораблей ЧФ, и «в связи с планируемым обновлением корабельного состава флота предстоит совершенствовать его инфраструктуру с учетом новых технических условий». Так что, глядишь, вскорости ржавую рухлядь отсюда уберут, поставят новые боевые единицы - и проходы, конечно же, перекроют…
















Причал как-то сам собой переходит в территорию вокзала - пройдя мимо заброшенных вагонов, мы упираемся в таможню, у которой вполне можно закончить сегодняшнюю прогулку. Тут совсем недалеко до вокзала - можно вернуться на транспорте, можно пойти в Бомборы, отправиться на Корабельную сторону… Мы же, как всегда, простых путей не ищем - вон, над головой «колокольня» Матросского клуба - и по длинной-предлинной лестнице можно подняться прямо на Ушаки…








В рассказе использованы наши фотографии 2005, 2008, 22.06.2011 и 15.06.2013 гг.,
а также иллюстрации и главы из книги В.Г.Шавшина «Каменная летопись Севастополя».

ВМФ, Севастопольские каникулы '2013, история, Севастопольские каникулы '2011, Севастополь, Крым

Previous post Next post
Up