Пожалуй главный юбилей года. Сегодня вся мировая культурная общественность отмечает 200-летие великого мариниста Ивана Айвазовского. Хотя для крымчан их самый известный земляк Ованес Айвазян (настоящее имя Айвазовского), скорее не мастер живописи, а прежде всего яркий пример безграничной любви к своей Родине. Не смотря на триумф, всемирное признание и богатство, он всю свою жизнь прожил в родном городе и используя все имеющиеся ресурсы (любовь и почет со стороны императорской семьи, деньги, нужные связи, а порой и интриги) сделал все для развития маленького уездного города Ф.
"Провинциальное, богом забытое захолустье без воды, современной инфраструктуры и развитой сельскохозяйственной округи. В городе даже не велось строительство, а основу муниципальной архитектуры составляли 200 азиатских сараев, построенных еще во времена Крымского ханства"
Такое описание Феодосии часто можно встретить на страницах российской периодики середины XIX века.
В 1857 г. Главное Общество Российских Железных Дорог, учредителями которого были крупнейшие банкирские дома Европы, начало работы по созданию первой общегосударственной сети русских железных дорог. Одна из ветвей должна была прийти в Феодосию. Но уже в 1860 году работы на феодосийском участке были прекращены из-за финансовых проблем. Между тем, три года стройки изменили город и его жителей: Феодосия превратилась в сказочный магнит, притягивавший людей и деньги. Стоимость земельных участков возросла в несколько раз. Возникли новые фирмы, конторы. Тихую жизнь феодосийского общества буквально взорвали хлынувшие в город иностранцы - специалисты-инженеры, коммерсанты. Уже тогда стало ясно, что будущее развитие города за морской торговлей, которая невозможна без удобного транспортного сообщения с центральными регионами страны. Хорошо это понимал и самый известный житель Феодосии - Иван Айвазовский. На протяжении нескольких десятков лет он был самым настоящим отцом города.
Без его разрешения и указания ничего не предпринималось. Что скажет Иван Константинович, так тому и быть. В его гостиной слагалось общественное мнение, а в рабочем кабинете подвергались предварительному обсуждению все более или менее важные городские дела. Об умении художника открыть любую дверь в столице ходили легенды. Для амбициозных муниципальных проектов (автором большинства которых был сам Айвазовский) нужны были связи и крупные субсидии. И остается только гадать, как он их пробивал…
Здесь будет город-порт!
В 1885 г. было принято решение о переводе коммерческого порта из Южной бухты Севастополя. Порт предполагалось перевести в Феодосию или в Стрелецкую бухту Севастополя. Специальная комиссия, несколько лет изучавшая этот вопрос, так и не смогла остановиться ни на одном варианте. Право окончательного выбора места для главного коммерческого порта Крыма Александр III предоставил комитету министров.
В апреле-мае 1890 г. вопрос о коммерческом порте трижды обсуждался на заседаниях правительства. Сторонников у Феодосии было меньше, чем у Севастополя. Однако император Александр III поддержал проект феодосийцев. И здесь не обошлось без Айвазовского. В последний момент благодаря своему огромному влиянию среди высших столичных сановников и уважению со стороны императора, он смог склонить чашу весов в сторону родного города. В том же 1890 году последовало Высочайшее Императорское Повеление Александра III о строительстве в Феодосии коммерческого порт. Сторонники Севастополя еще долго находились в состоянии шока. В течении нескольких месяцев городская пресса печатала карикатуры на злобного старика-интригана, в котором четко прослеживались черты Айвазовского. Истерика со стороны севастопольской общественности понятна. Решение императора отбрасывало развитие Севастополя на десятилетия назад, многие городские проекты были сверстаны.
Для дальнейшего развития порта была необходима ж/д магистраль. И опять на помощь пришел Айвазовский. Он стал одним из главных акционеров созданного АО «Феодосийская железная дорога». В перспективе постройка ветки «Джанкой-Феодосии» не только создавала удобства для жителей приморского городка, но и в разы могла повысить оборот местного порта. Ж/д вели к порту по краткому маршруту, который с севера проходил по берегу моря, как раз под окнами галереи Айвазовского. Так сбылась еще одна мечта мастера.
Джанкой-Феодосийская линия Лозово-Севастопольской железной дороги была сдана в эксплуатацию в августе 1892 года, а спустя 4 года министр путей сообщения князь М. И. Хилков в торжественной обстановке открыл новый коммерческий порт. Всего за несколько лет Феодосия превратилась в важный коммерческий порт юга России. По воспоминаниям И. М. Саркизова-Серазини: «не было дня, чтобы на причалах порта не стояло несколько судов. Однажды я насчитал в порту у причалов и за волнорезом до 35 пароходов. Целый торговый флот, оживлявший берег Феодосии!».
Через Феодосию за границу вывозилось огромное количество зерна. Сюда стали приходить с торговой целью многочисленные иностранные и отечественные суда, открылось много экспортных контор агентств пароходных компаний, отделений банков, страховых компаний и иностранных консульств. Город стал одним из наиболее быстро развивавшихся городских центров Крыма. Численность его населения за 20 лет возросла почти втрое.
14 ноября 1896 года в центре Феодосии был торжественно открыт памятник покойному царю-миротворцу. На лицевой стороне пьедестала была надпись: «Императору Александру III-му благодарная Феодосия». Главным инициатором и председателем комитета по сооружению памятника выступил Иван Айвазовский. На монумент императору Александру III всего за несколько недель было собрано 28 000 рублей. Половину средств оплатили местные крупные торговцы, заинтересованные в строительстве Феодосийского порта. Другая половина необходимых для памятника средств, была собрана за счет благотворительных концертов, проводившихся в картинной галерее Айвазовского. Памятник простоял 21 год и был демонтирован летом 1917 года. Интересно, что все это время установка памятника постоянно подвергалась критике. Ведь массивная фигура монарха в генеральском мундире Преображенского полка оказалась повернутой спиной к порту, построенному по его «Высочайшему повелению». А вот лицо и протянутая рука с фуражкой были обращены в сторону купеческого трактира.
В честь своей долгожданной победы Иван Константинович написал картину «Торжество Феодосии» и подарил ее родному городу. Полотно размером 2х3 метра было символическим: грозовое темное небо с ярким, пробивающимся через тучи солнечным лучом; скалистый высокий утес среди бурного Черного моря, и на нем - гордая в своем одиночестве, прекрасная женщина в белом одеянии держит в руках знамя. Налетевшая из-за облаков стая черных птиц при виде знамени в страхе взмывает в небо. Жители древнего города сразу же поняли аллегорию художника. Черные хищные птицы - это столичные чиновники, которые препятствовали строительству порта и железной дороги. А женщина со знаменем в руках - Феодосия, торжествующая победу над ними. Хотя на самом деле, эта была личная победа Ивана Айвазовского. Одна из главных в его жизни.
Полотно поместили в большом концертном зале Городской управы, здание которой в 1899 году также было построено по инициативе Айвазовского. К счастью художник не дожил до 19 октября 1905 года, когда в результате беспорядков черносотенцы подожгли здание управы. В пожаре погибла значительная часть городского архива и картина «Торжество Феодосии». И только спустя столетие ее смогли увидеть поклонники творчества мариниста.
В 2007 году картину смог воссоздать местный художник Сергей Коваль. Во время работы он ориентировался на чудом сохранившуюся открытку картины, опубликованной в 1908 года в журнале «Нива». Сегодня копия одной из самых символичных работ Айвазовского хранится в Феодосийской картинной галерее.