Интересный юбилей приходится на 8 февраля. Ровно 160 лет назад в Крыму началось строительство первой железной дороги. Хотя по нынешним меркам это была лишь маленькая ветка в 32 км (включая запасные пути, повороты и ответвления) следующая по маршруту Балаклава-Сапун-гора.
Строительство было вызвано коммуникационными трудностями в ходе Крымской кампании. Прибывшие из Англии корабли выгружали войска, боеприпасы и продовольствие на набережной Балаклавы, которую союзники часто называли не иначе как «английский порт». Расстояние от береговой базы в Балаклаве до передовых позиций английских войск под Севастополем превышало 10 км. Грузы приходилось доставлять по грунтовой дороге. Пока была погожая погода, транспортировка не доставляла хлопот. Однако будто сама природа стояла на защите Севастополя. В ноябре 1854 года почти ежедневно шли дожди. Оборудованные английскими саперами траншеи оказались залитыми водой. Грунтовые дороги полностью размыло...
В декабре выпал снег и наступили морозы. Непогода застала врасплох англичан. Ухудшилось не только снабжение армии. Около 150 англичан ежедневно ложились в госпиталь, а 40-50 человек умирали каждый день.
Недостаток транспортных средств и плохие дороги затрудняли доставку не только орудий и боезапасов, но и провизии к позициям англичан. Так было принято вынужденное решение о строительстве железной дороги на земле противника, да еще и в предгорной местности. Небывалый риск для расчётливых англосаксов.
За стройку взялась частная фирма «Пето, Брассей и компания». В качестве рабочей силы были задействованы 150 солдат 14-го и 89-го полков под руководством гражданского инженера. Из Константинополя ожидалось прибытие нескольких сотен хорватов, а из Англии 29 января корабль «Леди Элис» на помощь солдатам привез первую партию рабочих.
Затем морем пришел и груз, в состав которого входили: 1800 т рельсов, 6 тыс. шпал, 300 т досок, два локомотива и машина для забивания свай. В разобранном виде из Англии была привезена даже целая пристань.
Работы осуществлялись днем и ночью. Ночная работа производилась при свете особых жаровен, устроенных на высоких подставках. При экспедиции состояли врач и три фельдшера.
Компания обставила дело так, что строители дороги могли работать при любой погоде. Выдавалась спецодежда, действовала переносная кухня на 6 человек. Для жилья была выделена палатка из непромокаемой материи на 40 человек. Для подогрева каждому рабочему полагалось- 1/3 бутылки рома в сутки.
Основное строительство завершили за семь недель - к 26 марта 1855 года. А уже на начало апреля планировались новые бомбардировки города…..
…В 1856 году перед уходом из Крыма англичане на скале в районе Кады-коя установили мраморную доску с мемориальной надписью в честь постройки железной дороги. Однако уже летом 1860 года ее вырвали из скалы и разбили. Саму дорогу разобрали и продали турецкой компании. Правда, кто это сделал до сих пор не ясно. По одной версии - сами англичане, по другой - русские.
И только в 1875 году в город русской славы была проложена железная дорога. Новая «Лозово-Севастопольская» магистраль помогла ускорить восстановление города от разрушений и способствовала развитию курорта на Южном берегу Крыма.