(к 150-летию Николая Краснова)
5 декабря исполнилось бы 150- лет главному Архитектору Высочайшего двора. Именно такое звание получил Николай Краснов в 1913 году, после того, как двумя годами ранее возвел в рекордные сроки потрясающе красивый белый Ливадийский дворец - летнюю резиденцию Романовых. Хотя мало кто знает о его других уникальных архитектурных проектах, которые до сих пор радуют глаз гостей и жителей полуострова. В Крыму Н.Краснов проработал чуть более 20 лет и за это время отстроил около 60 объектов. Почти 15 лет он был главным архитектором Ялты. На молодого зодчего легла полная ответственность за решение широкого круга вопросов, связанных со стремительным развитием Ялты, как общероссийского города-курорта.
Архитектор Краснов начинает свою работу с расширения набережной, которая к 1913 году стала главной улицей Ялты. В 1889 году он приступил к разработке нового плана развития города. Под его опекой была сооружена городская канализация и осуществлена прокладка новых улиц. Он лимитировал ширину улиц и высоту зданий, устранил хаотичность застройки в городе, построил гимназию, детскую больницу, благоустроил Пушкинский бульвар, укрепили берега р. Учан-Су подпорной стенкой и каменным парапетом, через речку построили два железобетонных моста, реконструировался порт. И параллельно строил свои шедевры, среди которых:
1. Ливадийский дворец - летняя резиденция императора Николая Второго и его семьи, который был построен в рекордные сроки (с 1909-1911гг.) За это т проект Краснов получил звание академика архитектуры и чин статского советника. Впрочем, говорить о здании дворца - излишне. В 2011 году в рамках празднования его 100-летия вышло большое количество публикаций об истории главного шедевра Николая Краснова.
2. Церковь Святой Равноапостольной Нины в Гаспре. Именно этот проект сам Николай Петрович считал одной из лучших своих работ. Когда поднимался вопрос о присвоении ему звания Академика Императорской Академии художеств, Николай Петрович обращал внимание только на Ливадийский дворец и церковь в Хараксе. И, наверное во многом благодаря чудо, связанном с этим строением. В 1904 г. владелец имения Харакс - великий князь Георгий Михайлович, двоюродный дядя Николая II, генерал-лейтенант, директор Русского музея в Петербурге, историк и нумизмат, решил развернуть здесь широкое строительство.
Нина - имя старшей из двух дочерей Георгия Михайловича и Марии Георгиевны, урожденной принцессы греческой. Летом 1905 г. четырехлетняя девочка заболела дифтеритом. Спасла ее от верной гибели операция, проведенная 6 августа немецкими хирургами. В честь чудотворного спасения дочери Романовы заказывают архитектору строительство церкви на территории имения. А учитывая, что ангел-хранитель маленькой княжны Равноапостольная Нина была покровительницей Грузией - то стиль будущего храма был понятен. Он выполнен был выполнен в характерном для грузинских церквей архитектурном стиле и сложен из местного известняка в виде штучных камней, с высечкой орнаментальных частей из того же камня. Строительство церкви продолжалось с 1908 по 1912гг.
3. Еще один храм на ЮБК авторства Николая Краснова - римско-католический костел, который был построен талантливым зодчим ровно 100 лет назад в самом центре Ялты. Проект был выполнен в готическом стиле с использованием композиционных и пластических приемов западноевропейского средневекового зодчества. По своим архитектурным чертам храм напоминает знаменитые костёлы Европы, выдержанные в готическом стиле.
Над входом написано по-латыни: «Богу и Непорочной Богородице Марии посвящается». Костел Пресвятой Богородицы действовал до 1928 года.
Несколько десятилетий в его помещении располагались сначала экспозиции, а потом и хранилище Ялтинского исторического музея. В 1993 году здание вернули верующим.
4. Дворец в имении Харакс. Получив данный заказ в 1904 году, Николай Петрович Краснов выбрал для здания будущего дворца стиль позднего модерна, который был довольно популярным в то время.
Дворец был выстроен в современном на то время шотландском вкусе из местного известняка с применением мозаичной кладки, в которой присутствовали орнаментальные части, высеченные из того же камня и покрыты английской черепицей.
5. Другой, не менее величественный дворец авторства Краснова - «Дюльбер». Он был построен зодчим в мавританском стиле для великого князя Петра Николаевича Романова, дяди императора. Дворец строился с 1895 по 1897 год в крымском имении великого князя Петра Николаевича, дяди императора Николая II.
Проект Краснов выполнял по эскизам, сделанным самим великим князем во время путешествий в страны Ближнего Востока и Магриба. Великий князь Александр Михайлович сравнивал дворец Дюльбер с замком «Синей Бороды». Над входом во дворец располагалось изречение из Корана с пожеланием благополучия его владельцу. Постройка была украшена серебристыми куполами и зубчатыми стенами.
6. Вилла "Ксения" в Симеизе, построенная по заказу жены богатого помещика Варвары Чуйчевич в 1911 году. Дачу в модном на то время Симеизе она назвала в честь своей внучки. Вилла «Ксения» была оформлена в стиле «шотландского шале» возведенного в духе так называемого северного модерна с элементами готики. Об этом свидетельствуют высокие конусообразные крыши, шпили, серая штукатурка, имитирующая грубую каменную кладку как в средневековых замках.
Однако и здесь, также как в Хараксе, Краснов попытался оживить этот суровый стиль некоторыми южнобережными деталями. К примеру, один из фасадов здания усеян террасами, лоджиями и широкими светлыми окнами. Ныне одна из главных визитных карточек курортного поселка пребывает в аварийном состоянии…
7. В начале ХХ столетия самый модный и успешный архитектор своего времени становится и любимым архитектором самого богатого россиянина - Феликса Юсупова. В частности именно для последнего Николай Краснов проектирует два имения: в Кореизе и в Коккозе (ныне с.Соколиное Бахчисарайского района). В 1909 г. архитектор перестроил «Розовый дом» в имении Кореиз. С тех пор его называют не иначе, как Юсуповский дворец.
Сам дворец был выполнен в неороманском стиле в сочетании с элементами итальянского ренессанса. Вход в здание и арки украшены скульптурами львов из мрамора, а также персонажами древнегреческой мифологии. В 1920-х годах дворец национализировали, и он попал в распоряжение ведомства Всесоюзной чрезвычайной комиссии как дом отдыха сотрудников. В 1945 г. дворец стал резиденцией Сталина во время проведения Ялтинской конференции союзников. И по сегодняшнее время во дворце сохранилась часть интерьера, письменный стол и бильярд Сталина. Более 20 лет дворец находился в подчинение Службы безопасности Украины. С марта 2014 года был национализирован и передан в подчинение Республики Крым.
8. Еще один крымский архитектурный шедевр Николая Краснова, выполненный по заказу Феликса Юсупова - охотничье имени в деревне Коккоз (ныне село Соколиное Бахчисарайского района) примечателен уже тем, что в разное время его посещали император Николай II, король Мануэль Португальский, Сеид-Абдул-Ахад-хан - эмир бухарский. «Охотничий дом» был построен Красновым в 1910 году среди леса, у северного склона Главной горной гряды.
Здание Краснов стилизовал под восточный «караван-сарай» с элементами ханского дворца и татарских хижин. В комплекс дворца входили: мост через реку Коккозку, стоящая перед ним мечеть - подарок князя местному населению, гостевой корпус с башней (ныне искаженный до неузнаваемости), хозяйственные корпуса - людская, конюшня, прачечная, ограда и два фонтана - фонтан у ворот (1883 год), фонтан «Голубой глаз».
До войны охотничий дом-дворец был отдан под интернат для детей со слабыми легкими. Во время Великой Отечественной войны - штаб майора Генберга на одном крыле, а на другом - публичный дом для офицеров карательных отрядов, под вывеской «Казино»….
9. Единственный проект Краснова в Феодосии - вилла «Виктория», построенная на Набережной города по заказу самого влиятельного в начале ХХ столетия человека города - Соломона Самойловича Крыма. При строительстве Виллы «Виктория» использованы мотивы средневековой испано-мавританской архитектуры с замысловатыми украшениями на фасаде. Главной особенностью отделки ее фасада является обильное применение лепки и резьбы орнамента по камню включающего в себя элементы традиционных орнаментов Крымского Средневековья. Впрочем, и по сей день проект здания считается незаконченным. Основная часть отделки пришлась на 1914 год. Но после начала 1 мировой войны, в сентябре рокового для России года - заказчик расторгнул контракт с архитектором и все средства, запланированные на окончание строительства виллы, направил на помощь семьям погибших и лечение раненых во время войны крымских солдат. Ныне в здании виллы «Виктория» находится лечебный корпус санатория «Восход».
10. Еще один из немногих не южнобережный проект Н.Краснова - здание банка Общества взаимного кредита в Симферополе (1914-1915 гг.). Внешний вид здания должен был олицетворять надежность и достаток этого банковского учреждения Крыма.
В архитектуре прослеживается эклектика нескольких стилей: так окна здания оформлены в стиле ренессанса, балясины - в романском стиле, а во внешнем оформлении этого здания столицы Крыма доминируют восточный и византийский орнаменты. Строительство нового здания банка продолжалось до 1913 года.
После установления советской власти, здание Общества взаимного кредита было национализировано и в нем находился государственный банк Страны Советов. Затем 23 года здесь располагалось отделение Национального банка Украины. Сейчас - Крымское отделение ЦБ РФ.