Колыбель русской авиации

Nov 21, 2014 17:14

Казалось, что в тот хмурый день 9 мая в Севастополь съехалось пол Крыма. Все автотранспортные пути были перегружены, а самые отчаянные добирались в город на забитой до отказа электричке. Еще не один военный парад за всю историю города не знал такого количества зрителей. Многие ехали в тот день специально из-за кульминации военного парада - авиашоу, которое впервые прошло в городе-герое. Взоры десятков тысяч людей на протяжении 40 минут было устремлены в небо, где свое мастерство показывали асы пилотажных групп «Стрижи» и «Русские витязи». Так русская авиация в этот день вернулась …домой. Ведь зародилась она именно здесь, чуть более 100 лет назад.
«Севастопольская офицерская школа авиации» была торжественно открыта 24 ноября 1910 года на Куликовом поле (ныне район проспекта Острякова), а через два года перебазировалась в Качу...






Шефом авиаторов России стал вице-адмирал, князь Александр Михайлович Романов. Первые лётчики-инструкторы прошли обучение в лётных школах Европы.

Подготовку отечественных авиаторов решили проводить у себя на родине. Это было дешевле и соответствовало интересам государства. На «народные деньги» (пожертвования) во Франции были заказаны 11 аэропланов. Первый выпуск состоялся уже через год, 8 ноября 1911 года. 24-х выпускников в своей летней резиденции в Ливадии приветствовал лично император Николай Второй.

Школа росла. Местный аэродром со временем оказался слишком мал для практического обучения. В связи с освоением скоростных аэропланов «Ньюпор-4», способных разгоняться до 110 км/ч, более прочных и безопасных, чем «Соммер», «Блерио» и «Антуанетт», школа военных лётчиков была переведена «за 12 вёрст (13 км) по воздуху от Севастополя» на побережье.


Под строительство нового аэродрома здесь нашли участок земли 650 десятин (более 7 кв.км) земли, расположенный в 20 км от Севастополя. Здесь же планировалось возвести постройки для будущих корпусов училища. Ко второй годовщине основания училища 21 ноября 1912 г. состоялась торжественная закладка капитальных зданий на новом месте. Во имя благого дела отслужили и молебен.



Дата была выбрана не случайно, ведь именно в этот день отмечается престольный праздник архистратига Михаила, объявленного Русской Православной Церковью покровителем школы авиации. Рядом с аэродромом со временем был основан и целый посёлок авиаторов - Кача.



А курсанты стали называть свою школу Качинской. Строительство вновь велось на «народные деньги». Необходимые 900 тысяч рублей собрали сразу. На эти деньги в офицерской авиашколе оборудовали ремонтные мастерские, ангары для самолётов, полевой и морской аэродромы, что позволило обучать взлёту и посадке на воду.


В 1913 году школу закончили 67 офицеров, из них восемь - морских. Так зарождалась и отечественная морская авиация. Ну а всего за первый этап существования школы в период с 1910 года по 1917 год было подготовлено 609 летчиков.
В марте 1914 года на аэродроме Качинской школы мастер-классы давал и легендарный русский летчик, автор знаменитой «мертвой петли» - Петр Нестеров. Затем в качестве наставника его сменил и другой выдающийся русский летчик, в прошлом выпускник Качинского училища - Константин Арцеулов. Здесь же он лично учил молодых летчиков осваивать свой авторский «штопор».



Учения и подъемы продолжались в Каче с 9 часов утра начались подъемы и продолжались, с небольшим перерывом для обеда, до наступления темноты.
Надо сказать, что эти первые подъемы были невысоки и недолги - 200-300 метров, 8-10 минут. Правда, самолеты авиашколы поднимались в небо до 60-70 раз в день.




На должность главного инструктора первой авиашколы великий князь пригласил первого летчика России - знаменитого Михаила Ефимова. Его имя в те годы было у всех на слуху, российская пресса писала о нем много и охотно, даже в стихотворной форме:


Он простодушен, как ребенок.
Стал авиатором с пеленок.
Он ветру верен, звездам верен,
На Марс отправиться намерен...

В 1909 г. Ефимов уехал во Францию для обучения в аэроклубе и стал первым русским, получившим диплом пилота.



Пионер французской авиации легендарный Анри Фарман считал Ефимова своим лучшим учеником и именно ему поручил обучать пилотажу французских офицеров. Так что к тому моменту, когда Ефимов возглавил Севастопольскую авиашколу, у него имелся опыт не только авиатора, но и педагога. Кроме того, он оказался хорошим администратором. К слову, именно Ефимов первый обратил внимание князя на неудобный и маленький аэродром Севастополя.
А в октябре 1917-го он стал первым, кто официально признал революцию и перешел на сторону большевиков. Через месяц его примеру последовал весь личный состав школы, который впоследствии успешно участвовал в борьбе за установление Советской власти на полуострове.



В 20-30 годы Качинская летная школа считалась одной из главных кузниц кадров отечественной военной авиации. Достаточно сказать, что в числе ее выпускников были более 170 генералов, а также трижды герой Советского Союза - маршал Александр Покрышкин и дважды герой СССР- полковник Амет-хан Султан. Первые женщины летчицы, отважные Полина Осипенко и Вера Ломако также были выпускницами «Качки».



О том, что школа была элитной, свидетельствует и другой список выпускников. Ведь в свое время именно здесь учился летать Василий Сталин, три сына Анастаса Микояна и два наследника Михаила Фрунзе.





Вплоть до 1941 года летняя школа обучала летчиков. Перед оккупацией полуострова она была эвакуирована в Саратовскую область в город Красный Кут. Впрочем, на родину Качинскоя школа так и не вернулась. Было принято решение оставить учебную базу в Поволжье, где уже после войны было основано "Краснокутское летное училище гражданской авиации". Хотя, его воспитанников вплоть до закрытия училища в 1998 году по старой памяти все равно называли… «качинцами»...

С Крымом связанные судьбы

Previous post Next post
Up