Sep 17, 2010 22:25
О том, что в Окситании действительно сложилась особая модель общества, открытая для «чужих» интеллектуальных влияний и припитанная религиозной толерантностью, свидетельствует история с графом Раймондом IV Тулузским во время участия его и его людей в Первом Крестовом походе, особенно при взятии осажденного Иерусалима 15 июля 1099 года. Он выявил по отношению к мусульманским властям западной части города, за взятие которой он нес ответственность, такт и куртуазию. Видя неизбежную капитуляцию города перед крестоносцами, Ифтикар-ад Давла, фатимитский губернатор Иерусалима, стал вести с Раймондом Тулузским переговоры об условиях сдачи. Это позволило арабскому военоначальнику и его людям беспрепятственно покинуть город и избежать поголовной резни, жертвой которой стало почти все мусульманское и еврейское население Иерусалима, попавшее в руки других христианских рыцарей и их солдат, убивавших всех на своем пути. Хронист Раймонд д’Ажильс, сопровождавший графа Тулузского в Палестину, оставил нам свидетельства очевидца о событиях взятия Иерусалима во время Первого Крестового похода в своей Historia Francorum qui ceperunt Hierusalem, в которой он четко различает Provenҫals и Francigeni, то есть солдат из Окситании и других крестоносцев - из Франции и Германии. Арабский историк Ибн-Аль-Афир (1160-1223) рассказывает о капитуляции и спасении Ифтикара и части арабских войск называет всех крестоносцев франками, однако и он делает различия между ними, называя французских и немецких крестоносцев «другими франками», признавая добродетели и рыцарское поведение за окситанскими рыцарями : «Франки согласились пощадить их жизни и сдержали свое слово, позволив им ночью уйти в Аскалон, где они остановились. В то же время в мечети Аль-Акса другие франки убили более десяти тысяч людей». Уважение, оказанное Раймондом Тулузским побежденным мусульманам вызвало резкую критику со стороны его современников, задокументированную хронистами, расписывающими грубые и кровавые деяния крестоносцев.
Из статьи «Окситания как зеркало Аль-Андалус и убежище сефардов»
Мануэль Форкано, Доктор семитской филологии, университет Барселоны.
Из книги La royame oublie, Centre Robert Gerhard, 2009
Окситания в эпоху катаризма