«Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир: вера наша».
(1 Ио. 5:4)
Человек античности (до Рождества Христова) жил в своей системе координат: были боги, которых следовало бояться и ублажать, как ревнивых и жестоких самодуров. Но страшиться следовало и ангелов - непонятных, но высших существ. Увидев их, люди падали ниц и «убоялись страхом великим» (Лук. 2:9). От простых смертных эти ангелы отличались кардинально. Смертные же должны были соблюдать закон, данный Моисею, ибо за несоблюдение полагалась кара, неминуемая уже в этом мире. Уделом простых смертных - для человека античности - было прозябать в этом мире. Он был прах и, сотворенный из праха, к праху возвращался. А ангелы жили вечно. Таким образом, между небом (Богом и ангелами) и людьми существовала непреодолимая пропасть. Не существовало в Ветхом Завете и у древних эллинов понятия Бога-Отца. Благого Отца, для которого все люди - его дети.
Но настал Час Милосердия, как называли Добрые Люди приход Христа в этот мир. «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человекам» (Ио. 1:4). А позже Господь так сказал о себе, уча в Капернауме: «Я есмь хлеб жизни, сошедший с небес. Ваши отцы ели манну в пустыне и умерли. Но кто будет есть хлеб, сошедший с небес, жить будет вовек» (Ио. 6) Что означает эта фраза, так шокировавшая учеников, что многие из них отошли от Него (Ио.6:66)?
Церкви мира сего возвели в доктрину постулат о «обожествлении» плоти человеческой через приход Христа в этот мир. Якобы Он, появившись в теле младенца, снял с человечества первородный грех. А предложив свое Тело в виде облатки, Он снимал и с каждого конкретного человека все грехи. Но постулат этот с точки зрения богословия катаров был очевидно глупым и нелогичным. Если бы Бог, Отец Небесный, спустя тысячелетия, вдруг решил простить людей за грехопадение Адама и Евы, Он бы сделал это просто, а не таким оригинальный способ, посылая Сына Своего Единородного на страсти и крестные муки. И к тому же, люди как болели и умирали до прихода Искупителя, так продолжают до сих пор так делать, к великому прискорбию. Природа человека, природа его биологического вида, осталась неизменной. А облатка, кусок теста, сделанный человеческими руками, не может снять грехи с совершившего их.
Так в чем же, все-таки, состояла цель Рождества? Почему Сын Божий не явился в силе и славе, во главе воинства небесного, как того ожидали израильтяне? Ведь многие из них хотели «взять Его и сделать царем» (Ио. 6:15). Однако Иисус Христос пришел не для того, чтобы сделаться царем в миру людей, но чтобы людям дать Царствие. И не взять в небо, в свой «Олимп», как Геракла и героев древности, некоторых избранных, но возвратить всех, абсолютно всех, наделенных душой, в дом Отчий, как сказано об этом в притче о блудном сыне (Лука 15): «Сын мой был мертв и ожил; пропал и нашелся».
Потому Добрые Люди и говорили, что Спаситель пришел в подобии человеческого тела, и с виду был как человек, чтобы и других человеков призвать идти за Собой. Он пришел в образе слабого младенца, чтобы показать: вот, простой смертный, не герой, не плод любви бога и нимфы, а обычный смертный человек может стать Сыном Божиим. «Всякий, кто слушает слова Господа и исполняет их, и есть сын Божий» - говорили Добрые Люди. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.» - говорится в Евангелии от Матфея (5:9). Таким образом, катарское богословие говорит нам, что ангелы - всего лишь наши братья, оставшиеся подле Отца. Разве не сказано в Псалмах (81:6): «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы»?
Закон Моисеев держал людей в жестких рамках повиновения верховному божеству. Пастыри фарисейские стали ворами и разбойниками, и о них говорит Христос (Ио. 10:1-11), что они приходят лишь для того, чтобы украсть, убить и погубить. И делают они это, уничижая достоинство человека, низводя его до праха земного. А Спаситель есть пастырь добрый, Он полагает жизнь Свою за овец, и никто не похитит их из рук Его.
Христос вернул нам память о нашей небесной Родине, Он сказал, что мы - ангелы, те, кто был предвечно (то есть до создания этого мира). Когда-то мы пали в этот мир из-за козней дьявола и были облечены в тела забвения. Но сейчас должны пробудиться и понять, что этот мир - не наш дом, что наш дом далече. Ибо Христос изначально противопоставлял Себя миру, и в Писании есть тому немало примеров (Ио. 18:36, Ио. 14:30) Мы должны стать такими, какими наш Отец нас знал, обрести вновь те тела славы, которые мы когда-то утратили.
Вот великая радость Рождества: мы - не прах, к праху возвращающийся, но ангелы, которым уготовано Царствие. Когда-то мы все, все без исключения, увидим своих братьев - «многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!» (Лук.2:13-14).