Т
Таинства - Катары отвергали все семь католических таинств (зафиксированных в XIII столетии), поскольку считали, что они являются поздним изобретением Римской институции. Сами катары практиковали единственное таинство, которое, с их точки зрения, было основано на Писаниях Нового Завета. Это было крещение Духом и возложением рук, провозглашенное Иоанном Крестителем, и упоминающееся в Писаниях после Пятидесятницы, то есть в Деяниях апостолов: consolament. Для катаров это таинство имело ценность крещения, посвящения, покаяния, конфирмации, соборования и даже духовного брака. Таким образом, consolament представлял собой собрание всех католических таинств, за исключением евхаристии.
Тайная Вечеря - См. Interrogatio Johannis.
Тамплиеры - Военно-религиозный орден, сформированный из монахов-солдат и основанный после взятия Иерусалима во время Первого крестового похода в качестве христианской милиции в Святой Земле. В 1128 году Бернар из Клерво написал моральные установления этой «милиции Христовой», которую он представил идеалом христианского рыцарства. Во время Альбигойского крестового похода тамплиеры проявили себя как грозные противники еретических сеньоров. Поэтому оккультистская «мифография» наших дней в совершенно извращенной манере пытается рассказывать сказки про тайные связи между катарами и тамплиерами.
[1] Творение - Это слово имеет два смысла: деяния Бога-Творца, а также всё сотворенное Им. Катары, будучи дуалистическими христианами, различали два творения: Царствие, Божественное творение, вечное и благое, как его творец Бог-Отец, и этот мир, злое творение, предназначенное на разрушение и смерть, и, следовательно, произошедшее от злого творца. Первая книга Библии, Бытие, рассказывающая о творении мира и людей Иеговой/Яхве, отвергалась ими как рассказ о злом творении злым творцом.
Телесные тюрьмы - Будучи синонимом «Одежд кожаных», выражение «телесные тюрьмы» означает в словаре катаров физические тела, в которые князь мира сего заключил божественные души.
[2] Тело - См. Плоть, Телесные тюрьмы, Одежды кожаные.
Теократия - Принцип государственного управления священническим сословием. Власть, подчиняющая политику религии. В Средние века после Грегорианских реформ папство разработало настоящую «теократическую» идеологию, достигшую своего апогея при Иннокентии III (Папа с 1198 по 1216 год). Этот Папа заявил про полноту власти Святого Престола над королями и князьями и объявил себя главой Европы в качестве «викария Божьего на земле», провозгласил Альбигойский крестовый поход и осуществил реорганизацию христианской Европы на Латеранском Соборе 1215 года.
Терм (замок) - Когда летом 1210 года Симон де Монфор осадил Терм, вассальную сеньорию Тренкавелей, он обнаружил перед собой густо населенный castrum, хорошо укрепленный и управляемый знатной семьей с явными катарскими убеждениями. Замок был взят из-за нехватки воды у осажденных. Королевская цитадель, являющаяся частью оборонного кольца Каркассона, была возведена в XIII веке на месте бывшего castrum, население которого, как и в Кабарет, вынуждено было поселиться в новой деревне в глубине долины. Крепость была разрушена и срыта в 1652 году по приказу Ришелье. Современные туристы посещают эти руины, часто думая, что это - катарский замок.
[3] Терм (семья) - Сеньоры Терма, вассалы виконтов Тренкавелей Каркассона, связанные с владетелями Минерва и Фенуийет, владели также Дюрфором, Агилларом, Арком и, без сомнения, Керибюсом. Раймонд де Терм, защитник крепости в 1210 году, умер в застенках Каркассона, когда Терм был отдан крестоносцу Алану де Русси. Оливье де Терм, сын Раймонда, получил назад свои владения во время окситанской реконкисты между 1221 и 1226 годами. В то же благодатное время его возможный дядя, Бенуа де Терм, был избран и посвящен как катарский епископ Разес. Королевский крестовый поход заставил Оливье де Терма вновь поднять оружие. Великий фаидит покорился корою в 1241 году, передал ему замок Терм и в 1247 году сопровождал Людовика IX в крестовый поход в Святую Землю. В 1255 году он играл довольно двойственную роль в передаче королю крепости Керибюс.
Теуто - Это таинственное имя, которое, возможно, следует прочитывать как Тенто, принадлежало, согласно свидетельству Раймонда де Перейля и Беренгера де Лавеланет перед инквизитором Феррером, катарскому епископу Аженэ, который отправился в 1232 году в Монсегюр в обществе Гвиберта де Кастра, епископа Тулузен. Больше о нем не упоминается.
Ткач - Унизительный термин, часто ассоциирующийся с «арианином», применявшийся для обозначения еретиков в первой половине XII столетия на Севере Франции. Этот термин был перенесен на Юг благодаря миссии Бернара из Клерво в 1145 году. В 1157 году Собор в Реймсе принял меры против «весьма мерзких ткачей, которые бегут из одного места в другое […] и таскают за собой женщин, отягощенных грехами».
[4] Тленность - В противовес вечности Царства Божьего, смерть и тленность представляют в книгах катаров признак принадлежности этого мира злу, «неспособному сотворить ничего прочного и устойчивого». Катары отличали также «хлеб жизни» - слово Христово от хлеба тленного, которым являлся хлеб материальный.
Традуционизм - Традуционизмом называется система передачи душ путем размножения из единственного божественного творения. Души родителей порождают души детей в то же время, как и создаются тела. Таким образом, становится понятным, что механизм традуционизма выводится из концепции первородного греха. Эта система была распространена в раннем христианстве, начиная с Тертуллиана (II-III век). Она также была характерна для катаризма так называемых умеренных дуалистов. Они считали, что все души произошли от души Адама, падшего ангела. Абсолютные же дуалисты развили постулат о всеобщем спасении вследствие предсуществования и переселения душ.
Тревизская Марка - Итальянское катарское епископство, образовавшееся путем отделения от Церкви Ломбардии под конец XII века. Епископом этой Церкви был Николло из Виченцы, а его последователем стал Пьетро Галло. Последние известные представители ее иерархии были сожжены в Виченце в 1258 или 1259 году.
Тренкавель (Раймонд) - Будучи очень кратковременным виконтом Каркассона, в период между поражением Амори де Монфора в 1224 году до королевского крестового похода в 1226 году, Раймонд Тренкавель провел почти всю свою жизнь в изгнании в Арагоне. В 1240 году вместе с армией фаидитов он неудачно попытался отвоевать Каркассон у королевского сенешаля. В 1246 году он передал королю все права на свои бывшие виконтства, а в 1247 году сломал перед ним свою печать виконта. Он умер между 1263 и 1267 годами.
Тренкавель (Раймонд Рожер) - Юный виконт, сын Рожера II летом 1209 года сделался целью первого удара Альбигойского крестового похода. Он также стал его первым героем и первой жертвой. Взятый в заложники во время осады Каркассона, он умер в ноябре 1209 года, в застенках собственного города, а Симон де Монфор узурпировал его права виконта. Его совсем маленький сын, Раймонд, был передан под протекцию графа де Фуа.
Тренкавель (семейство) - Виконты Альби и Нима, Тренкавели - воинственная фамилия которых означает, возможно, «хорошо рубим» - объединили под своей властью в начале XII века виконтства Безье и Каркассона. Рожер II Тренкавель (виконт с 1167 по 1194 годы) и его жена Азалаис Тулузская проявляли открытую симпатию к катарам - и даже пытались противостоять папскому легату Анри де Марси во время попытки крестового похода 1178-1181 года. Именно доброму катарскому верующему Бертрану де Сайссаку Рожер II доверил на смертном ложе воспитание своего маленького сына, Раймонда-Рожера. Будучи лишены собственности королевским крестовым походом, после которого их владения перешли к французской короне, а Каркассон с 1229 года стал королевским сенешальством, Тренкавели исчезают под конец XIII века вместе с «Рожером де Безье, сыном Тренкавеля, называемым виконтом Безье», участвовавшим в 1269 году в последнем крестовом походе Людовика IX.
Троица - Христианская богословская концепция о том, что Бог един в трех лицах: Отца, Сына и Святого Духа. Речь идет об интерпретации в доктринальном смысле Отцами Церкви формулы крещения «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа», которое находится - без всяких уточнений - в Новом Завете. Соборы IV века, особенно Никейский (325 год) и Константинопольский (381 год) окончательно зафиксировали догмат о Троице, в особенности акцентируя на личности Сына, природа которого также была предметом споров с арианами. Для Римской Церкви Троица состоит из единосущных Отца и Сына, и Святого Духа, который по своей сущности отличается от всех других духов. Христиане-катары использовали тринитарную терминологию, но не вкладывали в нее смысл католической доктрины.
[5] Трубадуры - Окситанское слово «trobador» (на старофранцузском - трувер) означает «искатель». Так называли лирических поэтов,воспевавших любовь на языке Ок между концом XI и концом XIII веков. Будучи создателями чрезвычайно рафинированного литературного жанра, трубадуры также изобрели понятие любви в современном смысле этого слова. Поскольку их часто приглашали ко двору аристократов того времени, они могли там встречаться и общаться с Добрыми Людьми катарами. После крестового похода некоторые трубадуры стали в жесткую оппозицию к «власти клириков и французов» - во имя ценностей куртуазии и paratge.
Труд - Обязанность трудиться, по примеру апостолов Христовых, которые занимались ремеслами, является одним из обетов посвященной жизни катарских монахов. Этим они отличались от других евангелических диссидентских групп XII столетия, которые принимали обет бедности, занимаясь нищенствованием - от вальденсов до нищенствующих орденов. Зарабатывая трудом рук своих то, что было необходимо для жизни, катары были горды тем, что не зависят материально от своих верующих. Они занимались всеми ремеслами, совместимыми с их обетами: от врачевания до сельского хозяйства, были ткачами и пастухами; Добрые Женщины пряли и шили.
[6] Тулуза/Тулузен - Катарское епископство Тулузен упоминается после собрания в Сан-Фелис-Лаурагес в 1167 году. Хартия Никвинты упоминает, что по просьбе Церкви Тулузен - которая уже была создана на то время и, возможно, конкурировала с Церковью Альбижуа - и была организована эта встреча. Иерархия Церкви Тулузен упоминается до начала ХIV века, и насчитывает многих выдающихся персонажей, как, например, Гвиберт де Кастр. После костра Монсегюра в 1244 году эта иерархия смогла восстановиться в итальянском изгнании. Последним катарским епископом Тулузен был Бернар Олив, избежавший облавы в Сирмионе. Некий Раймонд Изарн упоминается в ранге Сына около 1300 года на Сицилии.
Турки - После турецкого вторжения в Восточную Европу под конец Средневековья, поставившего християнство в трудное положение на несколько столетий, богомилы и боснийские христиане или патарены исчезают из документов. В 1393 году пало Тырново, столица Болгарии; в 1463 году пал Константинополь и Византийская империя. Историки считают это событие концом Средневековья. В 1463 была завоевана и Босния.
[7] [1] Аура костра. Орден тамплиеров во Франции был уничтожен Климентом V по приказу Филиппа Красивого в начале XIV века исключительно по политическим и финансовым причинам. Процесс с обвинениями в колдовстве и смерть на костре иерархов ордена в последствие придали тамплиерам ошибочную репутацию таинственной секты, что пропагандируется в наше время не особо щепетильными авторами.
[2] Дух, заключенный в тюрьму. «О Господь, осуди и покарай пороки плоти нашей, рожденной из тлена. Но возымей сострадание к духу, заключенному в темнице» (Лионский Ритуал катаров).
[3] Castrum Терм. Возможно, археологи смогут найти под замком Терм, как в Кабарет или в Монсегюре, остатки старой укрепленной деревни - настолько еретической, что, как говорили хронисты крестового похода в 1210 году, в течение тридцати лет там даже не слышали мессы…
[4] Оскорбление. Ремесло ткача, как и другие ремесла, часто упоминается как практикуемый катарами труд до начала XIII века. Слово «ткач» стало оскорбительным под пером католических клириков, поскольку они имели в виду, что еретики всего лишь обычные ремесленники, осмеливающиеся проповедовать, а не настоящие монахи и богословы.
[5] Тринитарная терминология. Замечательно, что в формулировке Adoremus, самой распространенной молитве катаров, перечисляются все три лица Троицы: «Поклонимся Отцу, и Сыну, и Святому Духу».
[6] Эксплуатация. Во времена преследований некоторые Добрые Женщины, травимые Инквизицией, могли сделаться жертвами экономической эксплуатации со стороны недобросовестных верующих, которые таким образом зарабатывали на своей защите. Они бесконечно приносили этим женщинам, прятавшимся в убежищах, тюки шерсти и мотки льняных нитей для пряжи.
[7] Босния. Современные боснийские мусульмане, возможно, являются наследниками средневековых еретических боснийских христиан. Действительно, в XV веке во время угрозы турецкого завоевания боснийские католики бежали в Австрию, а православные искали защиты у своих собратьев в Московии. Под «турецкое иго» попали одни патарины.