О книге Джеффри Бартона Рассела «Колдовство и ведьмы в средние века» (спойлер - там катары!).
Недавно в одной серьезной группе по медиевистике встретила книгу Джеффри Бартона Рассела «Колдовство и ведьмы в средние века».
Поскольку этой темой я тоже в свое время занималась, то решила освежить память… И тут… «Глава V. Демонология, катарская ересь и ведовство с 1140 по 1230 гг.»
После объединения с легкой руки демонов, катаров и ведьм - и все это в рамках 12-13 веков (а ведьмовские процессы активно стали появляться лишь в 15 веке) - я сразу порылась, что это за автор. При том, что автор Претендующий, судя по всему сочинению, рассматривающему феномен ведомства с 300 года аж до 1486! Я решила, может Джеффри Бартон Рассел, скажем, современник Генри Ли? Тогда объяснения всему нашлось бы легко и стоило просто закрыть эту книгу.
Однако, уповая на истинность информации в Сети, оказалось, что данный автор - вполне современный, очень маститый ученый. Получил докторскую степень в Университете Эмори в 1960 году. В настоящее время почетный профессор истории в Университете Калифорнии в Санта-Барбаре, также преподавал историю и религиоведение в Беркли, Риверсайд , Гарварда, Нью-Мехико и Нотр-Дам. Издал семнадцать книг и множество статей по истории теологии.
"Переварив" такое, я не могу не ужаснуться измышлизмам его сочинения… Ибо в нем - помимо традиционных перлов о катаризме - масса новшеств, вероятно, его собственного сочинения. Боюсь, что их Рассел тоже преподавал на в курсе религиоведения своим студентам, подавая как научные факты…
1.«Через иудейскую мысль эпохи вавилонского пленения и позднее через учение ессеев персидский дуализм проник в зарождающееся христианство» - пишет автор, разумеется, о катаризме… И далее очень подробно - от Вавилона до Платона, и через него аж до первых христианских Церквей.
[На дворе какой год, не подскажете? Если 1950е, то все ОК… Но теперь писать такую околесицу в серьезных научных текстах уже - моветон. Оставьте в покое и персов, и есеев, и иудеев, и дуалистов, если можно]
2.«Раннее христианство унаследовало все эти традиции. Раннехристианские произведения, как и иудейские, и гностические писания того времени, содержат подробную демонологию, ставящую знак равенства между демонами и падшими ангелами и отождествляющую и тех, и других с языческими богами».
[Что курил данный автор? И зачем так много?
Какая-какая демонология приравнивает демонов, падших ангелов и языческих богов? И она прямо их гностических текстов? Не видела в текстах ни греческих, ни ранее христианских гностиков таких «песен»]
3.«В 1140-1230 гг. огромное влияние на демонологию и ведовство оказало еретическое движение катаров. Внутреннее, сущностное сходство между катарством и христианством объясняет популярность идей катаров в западном христианском мире. Дуализм персов, нашедший выражение в идее борьбы между духами добра и зла, и дуализм греков, противопоставлявших материю и дух, объединились в своем влиянии на иудео-христианскую мысль еще в I в. до н. э.»
[В каком смысле «сущностное сходство между катарством и христианством»? Мнение о том, что катаризм не был христианством - это атавизм 19го века, и то, возможно, еще раньше. Тот же Генри Ли (которого автор критикует), родом из 19 века, уже признавал катаризм - христианским течением]
4. Далее целый набор классических идиом о катаризме, в настоящее время разбитых в пух и прах всеми возможными научными способами. В частности:
а) «недоверие - у некоторых авторов переходящее в отвращение - к плоти как антитезе духа…»
[не было в катаризме никакого отвращения к плоти - в отличие, кстати, от католичества]
Б) «…и к 1230 г. альбигойская ересь была побеждена»
[а ничего, что последний катарский клирик был сожжен в 1321 году?]
В) «…изолированные очаги катарской ереси, иногда тесно связанны с ведовством… Основные догмы катарского учения внесли огромную лепту в развитие феномена ведовства…»
[за катарами , конечно, иногда оставляли «шлейф» поклонников дьявола - но лишь в веке Тысячелетия, последующие ересиологи уже прекратили приклеивать им этот ярлык. Различия между ересью и колдовством были более, чем серьезными - изучите тексты анти-катарских полемистов с 12 века (например, Монета Кремонский). Автору, вероятно, это неизвестно]
Г) «Самый страшный грех - это грех деторождения, ибо идея продолжения рода делает душу рабом плоти»
[да-да-да, и поэтому у большинства Добрых Людей было множество детей и внуков!]
Д) «Их основным таинством было таинство «утешения», когда путем наложения рук с человека снимали вину за все совершенные им грехи. Как правило, через этот ритуал человек проходил один раз в жизни. Только те, кто в полной мере усвоил наставления Учителя и доказал свою добродетельность, удостаивались «утешения» в середине жизни (остальные принимали его на смертном одре), после чего их причисляли к рангу совершенных и считали абсолютно безгрешными людьми. Все остальные, еще не принявшие «утешение», назывались credentes, что означает «верующие»; им полагалось постигать наставления Христа и неустанно умерщвлять плоть, чтобы скорее заслужить «утешение». Однако некоторые «верующие» нарушали это предписание и жили в грехе и разврате, надеясь снять с себя вину в конце жизни».
[Катарские верующие вовсе даже не умерщвляли плоть - они пили, ели, веселились и рожали детей. Более того, жили даже свободнее, чем католические прихожане. Заслужить Утешение вообще никак не выйдет - Его не нужно заслуживать, это таинство происходит по желанию. Абсолютно безгрешных людей не бывает в помине, среди Добрых Людей тоже оказывались не способные хранить обеты и приводило их к необходимости принять Утешение повторно. Автор, видимо, не знает про необходимое предсмертное Утешение и Гийома Белибаста, который из-за нарушения обетов многократно крестился заново. И да - хватит называть Добрых Людей «совершенными», от этого уже сыпь! «Совершенные» - это унизительная именование для катарских монахов, выдуманное на страницах инквизиторских реестров]
е) «При поверхностном взгляде может показаться, что катары, боявшиеся и ненавидевшие дьявола даже больше, чем католики, не могли иметь ни малейшего отношения к ведовству. Однако связь между катарским учением и ведовством несомненно существует. Именно тогда, когда в Западной Европе появились катары, выросла обеспокоенность властей ведовством. Несмотря на то, что катарское движение достигло своего пика в начале XIII в., а эпидемия ведовства начала разворачиваться только спустя столетие, инквизиция использовала против ведьм те же обвинения, которые прежде предъявлялись катарам. Ведовство получило наибольшее распространение там, где было сильно влияние катаров,- в Нидерландах, в Германии, Франции и северной Италии. В Испании, Скандинавии и на юге Италии, где катарское движение не имело широкого размаха, не было развито и ведовство».
[Автору хотелось бы посоветовать освежить знания основных богословских идей катаризма - Добрые Люди совершенно не боялись дьявола, и уж точно его не ненавидели И как проповедовал Жаум Отье, один из последних Добрых Людей 14 века, никому нельзя делать зла, даже дьяволу. А вот как раз католики-то сделали целый культ из страха ада… Касаемо прямой связи между катаризмом и ведьмами - ни одного аргумента не приведено. Факт одновременного присутствия двух явлений в одном и том же месте не является доказательством их связанности между собой и взаимовлияния! Кстати, чего это на юге Италии и в Англии не было катаризма?]
Ж) «Именно такая логика мышления, извращающая в равной мере и учение катаров, и католическую доктрину, просматривается в доносе 1208-1213 гг., повествующем о верованиях катаров. Согласно этому доносу, некоторые еретики утверждают, будто злой бог наличествует без начала и конца и будто власть его объемлет все протяжение и множество земель, небес, человеков и тварей, равная власти милосердного Создателя. Этот мир, изрекают они, никогда не придет к концу и не обезлюдится".
[Снова нет ссылки - что за донос, его автор, место, год? Идеи «доноса» абсолютно фантазийны, да и действует автор не профессионально, используя пустые ссылки]
З) «Из всех обвинений, связывающих катарство с ведовством, самым распространенным является обвинение в распущенности нравов. В настоящее время мы имеем немало свидетельств, подтверждающих, что во многих дуалистических и гностических сектах поощрялась свобода половых отношений, а Нигран даже предположил, что заявления язычников-римлян о распутстве христиан не были столь уж безосновательными и были справедливы если не в отношении обычных христиан, то в отношении гностиков. Готфрид Кох, который, как и Вернер, является одним из лучших марксистских исследователей средневековой ереси, предполагает, что свобода половых отношений естественным образом вытекает из презрительного отношения дуализма к материи... В любом случае приписываемые катарам вольности поведения можно было с легкостью перенести на ведьм. Жоффруа Осерский писал в 1150 г., что катары проповедуют свободные половые сношения; в 1157 г, реймский собор осудил оргии еретиков. Примерно в 1180 г. Иоахим Флорский, говоря о нравах еретиков, которых он называет «патаринами», намекает на то, что они устраивают оргии, и это мнение о патаринах подтверждает Уолтер Man в 1182 г. К 1150-1160-м годам относится описание чрезвычайно странных ритуалов, исполнявшихся еретиками в Германии. На рассвете, в полдень и вечером еретики совершали торжественный обряд жертвоприношения дьяволу, которого, согласно источникам, они называли Бельфегором (это имя носил языческий бог любви и плодородия, и оно упоминается в Ветхом завете). В его честь они устраивали пиры, на которых после тушения огней вступали в кровосмесительные сношения. Хайзиг считает, что это гностический культ василидского направления и что сперма в данном случае символизировала животворную силу, Святой Дух, отождествлявшийся некоторыми раннехристианскими авторами с logos spermatikos (сперматическим логосом) неоплатоников".
[Все смешалось… И не только люди и кони, как это говорится, но и гностики, марксистские исследователи, оргии Рейнских апостолов, и даже logos spermatikos… Курение чего-то очень крепкого автору нужно прекращать, хотя бы - для начала - в столь неумеренных количествах! Но давайте по порядку…
- В распущенности нравов катаров обвиняли, но опять же только в эпоху Тысячелетия. В 12 веке - уже нет. Даже инквизиторы уже признавали твердость их моральных принципов, обвиняя лишь по догматическим статьям.
- Может быть какие-то «дуалистические и гностические секты» и поощряли свободу половых отношений, но к катаризму отношения это не имеет никакого.
- Готфрид Кох может предполагать, что пожелает, но фраза «свобода половых отношений естественным образом вытекает из презрительного отношения дуализма к материи» снова не о катарах, хотя бы потому, что они не имели никакого презрения к материи.
- Патарены - это никакие не катары. Автору нужно немного освежить ересиологию.
- У Добрых Людей не было отвращения к браку и сексу. До того, как принять крещение у большинства катаров были семьи и дети.
- Ни о каком «гностическом культе василидского направления» катары понятия не имели! И уж явно не творили что-то там со спермой на алтаре… Уважаемый, Джеффри Рассел, надо немного иметь не только научные регалии, но и здравый ум!]
Боюсь повториться, на автору хорошо бы вместо (и, несмотря на) профессорских степеней, вагона изданных текстов и преподавания в известных мировых ВУЗах, иметь здравый ум!
Хочу напомнить, что все это переписал не Пупкин Вася, студент 1 курса, пользуясь одной только Википедией с телефона на большом перерыве, а ныне живущий, западноевропейский профессор религиоведения…
И это снова о ниве современного изучения ереси, и в том числе катаризма. Как это говорится: «Осторожно! Не все «научные тексты» одинаково научны!».
( верхняя иллюстрация - схема из описываемой книги, страница 163)