О родственной катаризму Богомильской Церкви.
Часть 4. Окончание
(о формальных различиях в концепциях богомилов и катаров, проистекающих из склонности средневекового Востока к мифологичности, а Запада - к схоластике)
Нельзя сказать, что разница между катаризмом и богомильством совершенно незначительна, но со стороны, "зрительно" ее найти непросто. Единая обрядность и основополагающие богословские идеи заставляют углубиться в вопросы "подачи материала" обеими Церквями, а также деталей "догматики". Материал для анализа также берется в основном из анти-еретических сочинений, поэтому может быть неточным.
Например, Зигабен пишет о сожженном богомиле Василии: "Ересиарх (Василий) утверждал, что в их Евангелиях содержатся следующие слова Господа: «Почитайте демонов не для того, чтобы они были вам полезны, но чтобы они не содеяли вам ничего плохого». Они говорят, что в Евангелиях также содержатся слова: «Старайтесь уцелеть любым способом», что значит "с помощью ловкости и изобретательности притворяйтесь, что разделяете веру тех, кто вас преследует". На самом ли деле Василий утверждал такое - нельзя сказать абсолютно достоверно, но обе приводимые идеи (почитание демонов и ложь во имя спасения от преследований) прямо противоречит катаризму. Возможно, Зигабен пересказывает расхожие в его период мифы о богомилах, хотя формулирует их так, как если бы лично общался с ними: "Я взял в руки книгу Евангелий этого доктора и, хоть старательно ее просмотрел, не нашел ни того, ни другого фрагмента. Те четыре Евангелия были такими же точно, как и наши, и ничем от них не отличались. Я отдал их ему. Тогда как он, обиженный и разозленный, признался, что никогда не мог найти этих двух отрывков, хоть часто читал Евангелия".
Подобные же отрывки, будто слышанные прямо из уст богомилов, приводятся анти-еретическими авторами и по поводу нескольких других радикально отличных от катаризма идей:
1. Дьявол был первичнее Христа, до тех пор пока не пал.
Зигабен приводит следующие "их слова": "Они говорят, что демон, которого Спаситель называет Сатаной, также является урожденным Сыном Отца. Они называют его Сатанаилом, старшим, чем Сын-Слово, и более могущественным, поскольку он - старше. Таким образом, они - братья. Но Сатанаил был управителем и вторым после Отца, и он имел то же обличье и ту же одежду, и сидел он на троне по правую руку от Отца, и отдавали ему хвалу сразу же после Отца. Это упоило его гордыню так, что он сошел с ума... Для подтверждения своих бредовых слов, они цитируют притчу из евангелиста Луки о неверном управителе, который уменьшал долги должникам господина своего".
(катары видели в дьяволе падшего ангела, но никогда не возвышали его над Христом)
2. "Они говорят, что падшие ангелы, услыхав, как Сатанаил обещал Отцу, что заполнит опустевшие их места в небе расой людей (см. Матф. 18:29), стали похотливо смотреть на дочерей человеческих, и взяли их себе в жены, чтобы их семя вернулось на небо, на место их отцов. Ведь сказано: «Сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали [их] себе в жены» (Быт.6:2)… Из этого союза родились гиганты, которые восстали против Сатанаила и заявили людям о его отступничестве. Вот поэтому он, разгневанный, низринул на них потоп и истребил им всякую жизнь. Только Ной, который не имел дочери, не знал о его отступничестве и продолжал служить ему и дальше (Зигабен)"
(никакой мифологии подобного типа в катаризме не наблюдается, для Добрых Людей падшие ангелы не было материальными, поскольку для того чтобы существовать в мире, им понадобилась "одежда кожаная", то есть физические тела)
3. «Они говорят, что низвергнутый сверху Сатанаил, не имея возможности отдохнуть на воде (ведь сказано же «Земля же была безвидна и пуста» (Быт.1:2)), все еще сохранял свой божественный вид, одеяние и могущество творца. Он собрал силы, которые пали вместе с ним, придал им мужества и молвил: «Если Бог сотворил небо и землю (сказано ведь: «В начале сотворил Бог небо и землю»), я создам другое небо, как второй Бог, и всё остальное». И он сказал тогда: «Да будет небосвод», и он появился (и т.д., как это говорится в книге о сотворении мира). Позже он из смеси воды и земли сформировал Адама и поставил его на ноги. К его правой стопе пролилась жидкость, которая через большой палец ноги вылилась на землю, свернулась клубком и приняла вид змия. Сатанаил вложил свое дыхание в созданное им тело и вдохнул в него жизнь. Но это дыхание, пройдя через ногу и большой палец стопы, вылилось на землю и оживило змия, который начал ползать. Вот поэтому змий и является таким мудрым и изобретательным (Бт. 3,1), поскольку у него вместо души дыхание Сатанаила. Видя это, новый демиург понял, что работал зря. Тогда он попросил Отца, чтобы Тот послал Свое дыхание, и обещал, что человек, если получит жизнь, будет принадлежать им двоим, и что его потомство вновь заполнит места, с которых изгнали ангелов. Бог в Своей доброте согласился и вдохнул дыхание жизни (Быт. 2:7) в создание Сатанаила. Человек тут же стал одарен душой живой, которая озарила его тело и наградила его многочисленными милостями. После чего точно так же была создана Ева, которая точно так же была озарена этим светом. Из-за этого завистливый Сатанаил изменил свою позицию, и стал чинить козни против своих же созданий. Проскользнув в нутро змеи, он искусил Еву, соединился с ней телесно и сделал ее беременной, для того, чтобы его семя опередило семя Адама и по возможности заглушило его, не давая ему расти и размножаться. Вскоре Ева стала терпеть боль и родила Каина от своей связи с Сатанаилом, а также сестру Каина, имя которой было Каломена. В свою очередь Адам, обуянный ревностью, соединился с Евой и родил Авеля. Каин его тотчас же убил и привел в мир убийство. Вот поэтому апостол Иоанн говорит, что «Каин был от лукавого» (1 Ио. 3:12).Однако, когда Сатана без стыда соединялся с Евой посредством змия, он тотчас же был лишен своего божественного статуса и одеяния, своей власти демиурга и божеского титула (до того времени его называли Богом). Лишенный всего этого, стал он темным и отвратительным. Добрый Бог сдержал свой гнев настолько, что позволил ему остаться князем мира и господином тех, которых он создал вследствие своего падения".
(катаризм не имел мифологии связанной с Адамом,Евой и змием, поскольку идея первородного греха совершенно отрицалась Добрыми Людьми. Аналогично и с иного рода мифологией родом из Ветхого Завета).
4. "В небе Христос не назывался Иисусом, а носил другие имена и был ангелом. Он был Аминь из Откровения (Откр. 3:14), согласно подшивке анафем из синодальных книг Православной Седмицы: один ангел, называемый Аминь, Сын («свидетель верный и истинный, начало создания Божия»). Согласно Зигабену: Они говорят, что этим Словом и этим Сыном является архангел Михаил. Ведь сказано: «И нарекут имя Ему Великого Совета Ангел». Называют его архангелом, поскольку он выше всех других; Иисусом (на иврите Спаситель) - поскольку он излечивает всякую болезнь и всякую боль; а Христом - поскольку он воплотился. Сын и Святой Дух не существовали до 5500 года. И они снова растворились в Отце, от которого произошли. Начиная с 5533 года, Он снова является единым, бестелесным, но в человеческом образе (Зигабен)".
(в катарской традиции упоминается в некоторых местах, что другое имя Христа, который считался ангелом, было Иоанн. Однако ни архангел Михаил, ни молитвенная формула "аминь" не имели к этому отношения. Мифология, связанная с датировкой возникновения Святого Духа, совершенно отсутствует в катаризме)
5."Верблюжья шерсть - это предписания Закона Моисеева, нечистого, как верблюд, поскольку он позволяет употребление мяса, брак, присягу, жертвоприношения, убийство и подобные вещи.
Кожаный пояс - это для них святые Евангелия. Саранчу они снова трактуют как Закон Моисея. Дикий мёд - это вновь Евангелия и так далее".
(катары трактовали некоторые места Евангелия аллегорически (как в последствие и Ветхий Завет), но не имели установленной символики).
6. "Богомилы говорят, что только перед ними одними убегают демоны, которые, как пущенная из лука стрела, вселяются, каждый из них, в других людей и склоняют тех к греху… То, что в каждом человеке живет демон, они научились от месалиан (Зигабен)"
(вероятнее всего, это расхожие на момент написания текста слухи о богомилах).
7. "(Они говорят, что) не нужно изнурять себя мирскими делами, поскольку Господь сказал: (Матф. 6:25; 30-32). Поэтому некоторые из них ведут праздный образ жизни и не пачкают своих рук никакой работой. Ходят от дома к дому и проедают добро ближних"
(по поводу отношения богомилов к труду существуют противоречивые свидетельства, в то время как катары считали физический руд обязательным для всех членов Церкви)
8. "Когда их спрашивают: «Так ли вы поступаете и то ли говорите?», они тут же отрицают это и свидетельствуют под присягой: «Мы не таковы, за которых нас принимаете». И так энергично отрицают свои практики и свои молитвы, что можно подумать, будто на них нет никакой вины".
(право лгать для спасения своей жизни - принципиальный момент в списке отличий богомилов и катарской Церкви. Неизвестно, на самом ли деле богомилы поступали подобным образом, но сама возможность права лжи была бы совершенно неприемлема для Добрых Людей).
Из приведенных примеров (принимая достоверность свидетельств анти-еретических авторов) видно, что богомилы довольно часто использовали мифологические образы, вместо которых катаризм применял исключительно схоластические методы изложения. Логические выкладки и доказательная база, основанная на рационализации, была, вероятно, чужда богомилам, как не "добрались" они и до четкого оформления дуализма (противопоставление Бога и мира). При чем, нельзя полностью отрицать наличие у катаров мифологии, она существовала в их богословии - но крайне слегка и в основном для упрощенного разъяснения сложных идей простым верующим (см. например катарские мифы о Пеликане или лошадиной подкове).
Достоверно известно о существовании в конце 12 века пяти богомильских Церквей (Церковь Романии (Византия), Драговицы (Македония), Меленгии (Пелопоннес), Болгарии и Далмации) - об этом свидетельствует на Соборе в Сан-Фелис в 1167 году богомильский клирик из Константинополя Никита. Церкви эти были автономными, но дружественными друг другу - чего и желал гость родственным катарским общинам.
Несмотря на то, что на некоторых территориях Восточной Европы богомильство являлось общепризнанной Церковью (например, в королевстве Босния 14-15 вв.), к концу 15 века, после того как Константинополь был взят турками, эта Церковь исчезла.
Но смерть ее была не таковой, как у катарских братьев.
"Посмертная судьба катаров Востока тоже достаточно сильно отличалась от судьбы их западноевропейских братьев. Освободившись в XIX веке от "турецкого ига", современная Болгария увидела в скромных еретиках настоящих национальных героев, символ славной независимости средневековых болгарских царств от византийских и турецких империалистических завоеваний. Сегодня им посвящены два больших зала в Национальном Болгарском музее в Софии. В исторических книгах и на университетских кафедрах богомилы с того времени заняли официальное место - что совсем не так в Окситании по поводу катаров...". (цитата из Анн Бренон "Богомилы: катары Востока", Pirenees cathares, 2004).
(Все цитаты из анти-еретических текстов взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров" Часть 3. Происхождение и сходство.
на иллюстрации изображение любимой богомилами притчи о дурном управителе, 11 век)
Мой комментарий - очень многие свидетельства православных источников о богомилах - это мифы и пропаганда. Но разница между катаризмом и богомильством состоит также в том, что источники о богомильском богословии - более раннего происхождения - 10-12 века, а о катарском - более поздние - 12-13 века. Возможно, здесь сыграло роль также развитие теологии.