О родственной катаризму Богомильской Церкви.
Часть 3.
(о единстве обрядов и таинств Добрых Людей и богомилов)
Рассматривая литургику и практику таинств этой Церкви, нельзя не отметить их фактическую идентичность с катаризмом - причем по многим пунктам, вплоть до молитвенных формул.
О мнениях богомилов относительно крещения, молитвы и таинств в анти-еретических источниках также находим почти прямые цитаты, информация которых исторически вызывает доверие.
В качестве общих положений, проистекающих, вероятно, из неизвестного общего корня обеих Церквей, возьмем, например, следующие:
1. "Они говорят, что наше крещение является крещением Иоанновым, поскольку мы уделяем его водой; их же крещение является крещением Христовым, поскольку уделяют его Святым Духом, как они полагают. Поэтому они крестят повторно тех, кто к ним приходит (Зигабен)"
(катары полагали, что крещение водой не имеет никакой силы, поскольку материальный предмет не может передавать божественного. Катарское крещение Consoloment уделялось Святым Духом, а не водой).
2. "Они предписывают своим ученикам усиленно поститься, произносить семь молитв днем и семь - ночью, носить только одну одежду, воздерживаться от телесных сношений с женой. Когда они полагают, что ученик достаточно долгое время придерживается их рекомендаций и выявляет воздержание, они обещают ему крещение (Евфимий из Периблептоса)".
(в катаризме послушники также проходили довольно долгий период ученичества - минимум 1 год, то есть 3 поста)
3."Обряд крещения делится на две части: Прежде всего, говорят ему пройти период покаяния, очищения и долгой молитвы.Потом кладут ему на голову Евангелие от Святого Иоанна, призывают их Духа Святого и произносят Pater Noster.После этой части крещения приказывают ему снова пройти период более углубленной науки, более аскетической жизни и более чистой молитвы. Через определенное время требуют подтверждения тому, что ученик все это соблюдал. Принимают к сведению свидетельства как мужчин, так и женщин, и если тот все делал правильно, подвергают его повторному ритуалу посвящения.Обернув его лицом на восток, кладут ему Евангелие на голову. Присутствующие там мужчины и женщины возлагают на него руки, произнося их обряд. Это благодарственный гимн за то, что сохранил нечестие, которое они ему передали (Зигабен)".
(в классический период истории катарской Церкви, до гонений, послушники также проходили два обряда. Первый - в процессе обучения, называемый "Передача Святого Слова" и предполагающий, что прошедший его, еще будучи послушником, уже имеет право молиться молитвой Pater (Отче Наш). Второй - по окончании послушничества, собственно крещение Consoloment. Сами обряды проходили подобно богомильским, в обоих из них главное место занимает книга Евангелия, которая, в случае Consoloment, кладется на голову окрещаемого. В катарских обрядах, как у богомилов, принимали участие и члены Церкви обоего пола).
4. "Богомилы одеваются как монахи: Confutatio et eversio, и Евфимий из Периблептоса, как всегда обобщенно, говорит: «Они облекают своих отвратительных священников в монашескую рясу, а потом называют это орденом. Они притворяются, что это христианство, орден, монашество и священничество». Евфимий Зигабен пишет то же самое: «Они одеваются как монахи и пользуются своим внешним видом как приманкой».
(в классический период существования Церкви катарские монахи обоего пола носили монашескую рясу)
5. "Евфимий Зигабен не упоминает о вине: «Они воздерживаются от употребления мяса, сыра, яиц, а также от брака".
(идентично и Добрые люди, не употребляли в пищу мясо, молочное и жир, но свободно относились к вину. Крещение в катаризме автоматически освобождало окрещаемого от брачных уз, половые отношения запрещались).
6. "Зигабен уточняет, чем именно являлся «строгий пост», о котором упоминал Евфимий из Периблептоса: «Они постятся в понедельник, среду и пятницу каждую неделю до самого полудня».
(Добрые Люди также из двух дней один питались только хлебом и водой, однако не до полудня, а полные сутки)
7. "Молясь, они произносят: «Отче Наш, Который на небесах». Они молятся, замкнувшись в своих домах, четыре раза на протяжении дня и четыре раза ночью; В день Воскресения Господнего постятся, кладут поклоны и занимаются физическим трудом» (Козьма)."
(абсолютно аналогично с катарами, за небольшим исключением того, что число раз для молитвы может разниться)
8. "Согласно Зигабену: Они считают единственной молитвой ту, которую Господь дал в Евангелии, Pater Noster. Они произносят ее семижды на протяжении дня и еще пять раз ночью. Произносят ее каждый раз, когда приступают к молитве, одни десять раз, при этом совершая коленопреклонения, другие - пятнадцать, третьи - больше или меньше раз"
(абсолютно аналогично с катарами, число раз для дневных и ночных молитв, практикуемое ими, в источниках также разнится)
9. "Для одного из богомильских учителей, Иоанна Чурилы, историю которого приводит Евфимий из Периблептоса, главной заповедью является «не убий".
(одним из важных принципов Добрых Людей был полный запрет совершения зла во всех формах, включая убийства живых существ)
10. "Они практикуют исповедь между собою. И не только мужчины так делают, но также и женщины, что достойно осмеяния (Козьма)".
(аналогично катарскому обряду Servisi - периодической коллективной исповеди как Добрых Мужчин, так и Добрых Женщин. Это действие было прилюдным, на нем могли присутствовать и верующие)
11. Козьма приводит следующие слова богомилов о евхаристии и мессе: "Бог не устанавливал причастия, а евхаристия не является, как вы, ортодоксы, утверждаете, настоящим телом Христа, но простой едой, такой, как всякая другая. Потому что это не Христос установил мессу".
(полная идентичность с мнением катаров по этим вопросам)
12. "Они называют молитву Pater Noster хлебом причастия. Ведь сказано: «panem supersubstantialem», «хлеб присносущий» (предвечный)...Загибен".
(катары также использовали для молитвы вариант "Отче Наш" из Евангелия от Матфея, для которой характерно выражение «panem supersubstantialem» («хлеб присносущий» то есть нематериальный), вместо «panem cotidianum» в Евангелие от Луки (переводимого как "хлеб насущный", то есть обычный продукт питания).
13. Многие анти-еретические авторы говорят об отрицании ими креста, причем примеры аргументы богомилы приводят прямо идентичные катарским: "Если бы кто-то убил королевского Сына с помощью куска дерева, было бы это дерево мило Королю? - Они разбивают кресты на куски и делают из него орудия (Козьма). Они пренебрегают божественным крестом, поскольку тот убил Спасителя (Зигабен) . Если бы кто-то лишил жизни твоего отца, повесив его на дереве, любил бы ты и почитал это дерево? Конечно же нет! (Герман II)".
14. "Те, которые почитают иконы, подобны грекам-язычникам (Козьма)
Они не празднуют ни одного праздника Господня, ни поминовений святых мучеников и Святых Отцов (Козьма)".
(аналогично Добрым Людям, которые отрицали все материальные объекты поклонения, включая иконы и статуи святых, а также праздники, установленные католической Церковью).
15. "Если вы (православные) имеете на себе благодать Божью, как утверждаете, то почему не живете так, как вам предписано жить?... Но ваши попы поступают как раз наоборот: упиваются, грабят и предаются тайком другим дурным обычаям, и нет никого, кто бы возбранил был им совершать эти дурные поступки (Козьма)".
(без сомнения, такое же мнение имели Добрые Люди относительно римско-католического клира)
Если читатели после стольких перечислений остались в недоумении, почему же, при всех общих чертах, катары и богомилы - это все же не одно и то же течение, то дождитесь заключительной части.
(Все цитаты из анти-еретических текстов взяты из Жан Дювернуа "Религия катаров" Часть 3. Происхождение и сходство.
на иллюстрации православная фреска "Богомилы изгоняют Св. Наума". Монастырь Святого Наума, Македония)