Николай Рерих: «Среди быстрых примеров нашего безверия и веры, среди кратчайших симпатий и отречений, среди поражающего колебания, среди позорного снобизма, на спокойной улице за скромным столом, недели и месяцы облюбовывает Врубель жемчужную ракушку. В этой работе ищет он природу. Природу, далекую от жизни людей, где и сами людские фигуры тоже делаются волшебными и неблизкими нам. Нет теплоты близости в дальнем сиянии, но много заманчивости. Более чем когда-либо в ней подошел Врубель к природе в тончайшей передаче ее и все-таки не удалился от своего обычного волшебства. Не поражающее, а завлекающее есть в работах Врубеля - верный признак их жизнеспособности на долгое время. Подобно очень немногим, шедшим только своей дорогой, в вещах Врубеля есть особый путь, подсказанный только природой. Эта большая дорога полна спусков и всходов. Врубель идет ею. Нам нужны такие художники. Будем беречь Врубеля. 1906»
Идея этой работы появилась у художника благодаря подарку Волошина.
Поэт преподнес мастеру большую морскую раковину гeлиотиса,
покрытую толстым природным слоем перламутра.
Этот непостоянный и переливающийся материал стал источником вдохновения для Михаила Врубеля.
В небольшой картине можно увидеть и море, и ночное небо, и загадочную манящую бесконечность.
Две женские фигуры - как античные богини - спокойно наблюдают за публикой из мира бессмертных.
М.Врубель, "Жемчужина" 1904 г.
Н.Дмитриева, искусствовед: «Фигурки, которые он неожиданно для себя посадил в жемчужной раковине, едва ли достойны такого волшебного грота. Эти жеманные фигурки слишком напоминают своих многочисленных длинноволосых сестёр из типичного декора модерн; художник сам это смутно чувствовал - он не был доволен своими наядами»
М.Врубель,"Садко" майолика, 1900 г.