"На рубеже XIX-XX веков Врубель работал нал циклом картин, который называют «Сказочным».
В него входят картины «Пан», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужная раковина» и «Сирень».
Помимо присутствия на них сказочных существ, все эти работы объединяет время действия - ночь, из-за чего их еще называют ноктюрнами. Hочные сюжеты позволяют художнику выжимать все возможности из своей любимой палитры: любых оттенки синего и фиолетового цветов."
Одна из самых тёплых его работ, несмотря на мрачный и прохладный цветовой ряд:
М.Врубель, "Сирень" 1900 г.
Неожиданный, но очень важный аспект взаимоотношений одного из самых ярких мастеров изобразительного искусства и художественной фотографии прошел мимо внимания всех крупнейших знатоков творчества Врубеля. Тема эта весьма своевременна именно теперь, в эпоху глобальной компьютеризации и новых сложных взаимоотношений между индивидуальностью художника и мощной индустрией визуальных технологий.
Михаил Александрович был сыном своего времени и чутко относился к новым техническим изобретениям, в том числе - и к фотографии. Художник часто использовал фотографические снимки как подсобный материал для создания своих произведений, став, пожалуй, первым в России, кто широко использовал как подсобный материал художественные фотографии при работе над пейзажами, декоративными панно и станковыми произведениями (например, в «Пане», «Сирени» и «Демоне»).
При взгляде на удивительно красивые по форме, выразительно написанные кущи цветов в «Сирени» или фантастические горные пейзажи-кристаллы в «Демоне» даже искушенному зрителю не приходит в голову мысль о том, что они написаны по черно-белым фотографиям. В них нет и намека на натурализм или документальность. Это и есть работа гения, подчиняющего своей высшей цели не только природу, но и фотографические снимки того времени.