Если вы так же, как и я, думали, что магический реализм начинается с Маркеса, ну, или максимально полно выражается Маркесом, то вы просто не читали Жоржи Амаду. «Лавка чудес» представляет собой жгучую бразильскую смесь из жизнеописаний простого люда и рождаемой его традициями и обычаями магической силы. Герои «Лавки чудес» - это бразильский народ, сражающий с нищетой, угнетением, расовыми предрассудками, сражающийся за свое право ходить с поднятой головой, будь ты негр, метис, мулат или еще какая-нибудь удивительная помесь, за свое право учиться, работать, достигать, верить в своих богов, быть носителем своей уникальной культуры. Народная стихия, наполненная страстью, смехом, танцами, песнями, выпивкой, праздниками, трудами и подвигами, противостоит лицемерному миру высшего бразильского общества.
Что касается части, описывающей народ Бразилии, то здесь автор подключает все свое мастерство, настолько сочно описывая бразильские традиции и обычаи, сформировавшиеся под влиянием огромного множества культур, что хочется сорваться с места и махнуть в Бразилию, чтобы пройтись по ее захолустным улочкам, вдыхая аромат столь пьянящей настоящей жизни. Здесь, среди простого люда, и оживают легенды. Прекрасные женщины превращаются в богинь танца, дьяволицы совращают бразильских мужчин, которым удается удовлетворить этих ненасытных порождений ада, обреченных никогда не достигать удовлетворения, на народных празднествах сами божества нисходят к людям, вселяясь в них, чтобы защитить от произвола властей.
Немного портят эту роскошь периодические славословия в адрес красной идеологии, но ничего не поделаешь, в то время Амаду был страстно увлечен идеями коммунизма, впрочем, он разочаровался в нем, побывав в России и осознав, какой мир, на самом деле строят красные идеологи. Совсем не тот мир, о котором мечтал писатель для своего простого народа, а мир, в котором места настоящей жизни было еще меньше, чем в бразильских университетах, наполненных профессорами-расистами, мечтавшими очистить Бразилию от цветных. Высшее общество показано писателем, как общества ханжества и отрицания собственных корней. Амаду не боится высмеивать его, особенно прекрасны его выпады против мира рекламы, окончательно поглотившего современность и служащего интересам пустозвонов и бездарей, мечтающих пролезть наверх.
Амаду - оптимист, он верит, что постоянная борьба, которую ведут люди на всех уровнях, ведь и в высших слоях общества есть те, кто стоит на стороне правды, обязательно приведет Бразилию, человечество, к новому лучшему миру. Пусть она повторяется десятилетие за десятилетием. Борьба каждый раз выходит на новый уровень. Сегодня впереди сражаются одни, завтра на их место заступят другие. Настоящая жизнь обязательно победит, и ради этого не жалко никаких жертв. Любопытная работа. В чем-то противоречивая, но компенсирующая недостатки такой страстной жаждой жизни, которой хочется заразиться самому, читая «Лавку чудес».