Изучение интеллекта кошачьих ведется уже давно, и накоплен значительный объем данных. Многие исследователи, такие как Джеймс Голдштейн (Goldstein, J., 1997) и Пол МакКлинток (McClintock, P., 1999), в своих работах подчеркивают адаптивную природу интеллекта кошачьих, связанную с их охотничьими стратегиями и социальными взаимодействиями. Голдштейн, например, отмечает высокую степень развития пространственной памяти у кошек, что позволяет им эффективно ориентироваться на охотничьих территориях: "Пространственная память у кошачьих является неотъемлемой частью их выживания и развита на высоком уровне, позволяя им запоминать местоположение добычи, убежищ и других важных объектов". (Goldstein, 1997, p. 125). Работы МакКлинтока сосредоточены на социальных аспектах интеллекта, демонстрируя сложность коммуникации между кошками и их способность к индивидуальному обучению.
К сожалению, не существует единой базы данных, сравнивающей результаты тестов на когнитивные способности у широкого спектра дивотных, включая кошачьих. Большинство исследований сосредоточены на отдельных видах или небольших группах родственных животных. Важно подчеркнуть, что результаты тестов могут сильно варьироваться в зависимости от методики, условий эксперимента и индивидуальных особенностей животных.
Исследования показывают, что кошки, особенно домашние, обладают развитой краткосрочной и долгосрочной памятью, способностью к пространственному запоминанию. Дикие кошачьи, вероятно, имеют еще более развитую пространственную память, необходимую для навигации в больших территориях.
Данные о способности к абстрактному мышлению у кошачьих ограничены. Домашние кошки, особенно в условиях обогащенной среды, способны решать простые задачи, демонстрируя определенный уровень понимания причинно-следственных связей. Данные о когнитивных способностях крупных диких кошек (тигры, львы, ягуары) сказы ограничены, хотя наблюдается способность к решению проблем, связанных с охотой и выживанием.
Кошачьи, как и большинство животных, не демонстрируют способности к формальным математическим операциям. Однако, некоторые исследования показывают, что они могут различать количество предметов, особенно в контексте получения пищи. Аналогичные способности наблюдаются у некоторых других хищников, таких как волки и медведи.
Домашние кошки легко поддаются дрессировке, хотя их мотивация может отличаться от мотивации собак. Дикие кошачьи обучаются в основном через наблюдение и подражание, их обучаемость зависит от среды и потребностей выживания.
Оценки рассудочных способностей у кошачьих затруднены, так как требуют сложных экспериментальных методик. Однако, их способность планировать охоту и адаптироваться к изменяющимся условиям указывает на определенный уровень рассудочности.
Исследование "низменных" качеств у животных, таких как склонность к садизму, обману и т.п. - сложная этическая задача, поскольку антропоморфизация может исказить результаты. Однако, наблюдения за поведением кошачьих и других хищников показывают, что все они способны к обману, а некоторым свойственны, если не садизм, то зачатки садастического поведения, сексуальное насилие и т.п. (у кошачьих эти качества не наблюдаются, а «игра кошки с мышкой» не имеет отношения к садизму). В этом смысле, существенных различий между разными видами кошачьих не прослеживается.
Вопрос о наличии разума у животных остается предметом научных дискуссий. Определение "разума" само по себе неоднозначно. Если под разумом понимать способность к абстрактному мышлению, планированию и решению сложных задач, то волки и другие социальные хищники проявляют более высокий уровень разума, чем кошачьи. Кошки, тем не менее, обладают зачатками разума, демонстрируя способность к обучению, решению простых задач и адаптации к различным условиям.
Серые волки и рыжие лисицы также демонстрируют превосходную память, особенно в контексте социального взаимодействия и охоты. Медведи, в свою очередь, показывают хорошие результаты в тестах на запоминание запахов и мест хранения пищи.
Волки, особенно в стаях, проявляют более развитые навыки сотрудничества и планирования, что указывает на более высокий уровень абстрактного мышления, чем у большинства кошачьих.
Волки, благодаря развитой социальной структуре, демонстрируют высокую обучаемость и способность к коллективному решению задач.
Волки и лисицы показывают более выраженные способности к планированию и стратегическому поведению, чем кошачьи.