Монахиня Амвросия (Оберучева) "История одной старушки"

Oct 08, 2009 15:34


Читающую публику мемуары людей знаменитых интересуют гораздо сильнее, чем воспоминания людей обычных. Среди прочих причин, притягивает возможность заглянуть, хотя бы через узенькую щелочку, в мир, недоступный в реальной жизни. Неважно, что этом мир  отлакирован автором и подогнан под его собственный размер, а среди мотивов написания мемуаров очень часто присутствует желание приукрасить историю - преувеличить свою роль и оправдать некоторые свои действия в глазах не всегда благодарных потомков и современников. Это, конечно, не универсальное правило, но что-то в нём есть. А с маленького человека что взять? Его жизнь такая же, как и у тысяч других, которые окружают его со всех сторон, да что там - окружают, окружили уже, да так, что дышать нечем. Но есть Москва и есть Козельск, к примеру. И без Москвы и без Козельска жизнь будет неполной, как справедливо отметил классик. Простые люди - объекты истории (в своих глазах, по крайней мере), их видение дополняет общую историческую картину взглядом с другого берега. После этого небольшого вступления можно перейти и к самой теме

Воспоминания А.Д.Оберучевой (1870-1944) как раз и представляют собой воспоминания простого человека. Простого по положению в земной иерархии, но не простого по выпавшей на её долю судьбе.  Александра Дмитриевна была чрезвычайно религиозным человеком и даже успела принять монашество перед самой революцией 1917 года. Поэтому уточнение насчёт её положения именно в земной иерархии несёт вполне понятный смысл. Но меня, как человека светского, больше интересовали жизнь того времени, пусть и воспринимаемая не совсем с привычных позиций. Не буду пересказывать все подробности повествования, остановлюсь на некоторых, больше всего запомнившихся, моментах. В 1897 году А. Оберучева была зачислена в петербургский Женский Медицинский институт. Впечатляет масштаб революционных настроений среди студентов. И не только среди них - профессорский состав либо молчаливо сочувствует студентам, либо также молчаливо поддерживает их, даже вопреки собственным убеждениям, просто опасаясь неблагоприятных последствий. Вспомнилось, что Ленин тоже родился в 1870 году и тоже был студентом, хотя и недолго. После окончания курсов началась изнурительная работа в сельских больницах, но вот что бросилось в глаза - странным образом прошли мимо героини события 1905 года и крестьянские волнения. Или они не затронули смоленскую губернию? Ну ни одного слова - как будто их и не было. А ведь тогда бунтовали не только столицы. В Первую Мировую войну Александра Дмитриевна добровольно записалась в сёстры милосердия и отправилась на фронт. Кровь, раненые, убитые - смерть размахивала своей косой налево и направо, на войне как на войне. Был там один странный и, по всей видимости, характерный эпизод, мимо которого не могу пройти в связи уже с нашим настоящим. Дело было в Польше, несчастнейшей из несчастных, как теперь утверждают их политики. Попечителем больницы, куда поступали раненые, был ксендз. Выяснилось, что он не разрешает принимать на лечение раненых или больных солдат-евреев. Когда же для них удалось найти отдельный дом, возникли другие проблемы - никак не удавалось найти прислугу для ухода за ними, так как польки не соглашались: «говорят, что им никак нельзя: все их будут презирать, и им не будет житья».

Большое место в книге занимает церковная жизнь и, особенно, два монастыря - Оптина пустынь и Шамординский женский монастырь. Несколько удивили внутримонастырские склоки. Оказывается, там всё как у людей - те же интриги, та же борьба за власть. Может, это особенности женского характера? Проверить это у меня нет возможности. Теперь об отношении к митрополиту Сергию оптинских старцев, оставшихся в поле зрения А. Оберучевой после закрытия монастырей новой властью. На вопрос одного иеромонаха, нужно ли поминать его в молитвах, один из старцев ответил так: «…если ты посмеешь вычеркнуть имя митрополита Сергия из твоего поминания, то Господь вычеркнет тебя из Своего». Так же, пусть и не в столь резкой форме, ответили на этот вопрос и другие старцы. В тяжёлые для церкви времена  многие из оптинских монахов попали в тюрьмы и лагеря, не избежала этой участи и Александра Дмитриевна. Выйдя из лагерей, она покинула калужские земли и приютилась в Сергиевом Посаде, где в 1944 году и похоронена на Климентьевском кладбище.

Тому, кто смог дочитать до конца, скажу, что название книги я немного сократил. Полностью оно звучит так:

Монахиня Амвросия (Оберучева)

История одной старушки

Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди тяжёлых испытаний.

Название указывает на другую сторону, которую я оставил без внимания - как вера влияет на поведение человека и как она даёт силы перенести невзгоды Не все приемлют смирение, но есть и такие люди. И знать об этом не помешает.

Если кого-то эта книга заинтересовала и он (или она) захочет её купить, то сделать это будет непросто, во всяком случае, в обычных магазинах. Я приобрёл её в иконной лавке Шамординского монастыря, в окрестности которого заезжаю не реже одного раза в год.  И упоминание Козельска было не случайным. Мне это придало дополнительный интерес к жизнеописанию м.Амвросии.

П.С. (на правах саморекламы :)). Небольшой отчёт о летней поездке по тем местам

Литература, Оптина Пустынь, Шамордино

Previous post Next post
Up