Американцы, которые тоже считают кино самым важнейшим из искусств, в начале второй половины прошлого века решили, что показ насилия на экранах может понизить уровень насилия в обществе. Посмотрит, мол, агрессивный зритель мордобой в кинотеатре, клапан сработает и агрессия выйдет из него прямо в зрительном зале, а на улицу он выйдет добрым и человеколюбивым. Потом, правда, другие учёные выяснили, что насилия в обществе меньше не стало, и вообще что-то пошло не так. Но это было уже потом, когда маховик Голливуда раскрутился и остановить его было очень трудно. К тому же, оказалось, что насилие на экране - очень прибыльное дело. Да и не только на экране.
Сейчас не могу подтвердить такую информацию ссылкой, потому что читал об этом ещё до интернетовской эры, а рукописи такого рода, даже напечатанные, очень даже горят. Так что, хотите верьте, хотите нет...
Насилия на экранах с тех пор стало намного больше, да и стало оно куда изощрённее. И продвигает его не только Голливуд, но и наши казахские соседи, которые, скажу без лишней деликатности, в этом преуспели. Не буду обобщать, скажу только о тех фильмах, которые упомяну в этом обзоре. Важно, на мой взгляд, то, что в отличие от многих (или некоторых?) западных фильмов после казахских остаётся чувство, что так жить нельзя. Или, другими словами, навряд ли у кого-то возникнет желание повторить путь киноперсонажей. Педагогический эффект достаточно спорный, если не сказать сомнительный, но какой есть.
«Пацанская история», 2022.
Незатейливая история о том, как мелкие мошенники пересекаются с делами мошенников крупных и что из этого получается. Всё просто. Трое друзей решили заработать деньги и по до сих пор идеально работающему каналу для мелкой контрабанды придумали провернуть крупную операцию с наркотиками. Потому что деньги позарез нужны, а других возможностей для быстрого заработка не видят. Весь фильм они едут по соседней Киргизии и вляпываются в истории. Да и в Казахстане их тоже не ждут с распростёртыми объятиями.
Всё время не покидало меня ощущение, что видел я это в американских криминальных боевиках. Даже подумал, что режиссёр снимал пародию на те фильмы. Пародию не в смысле высмеивания, а в смысле подражания. Чтобы продвинутый зритель смотрел, угадывал «цитаты» из предшественников, повышал своё самомнение и, заодно, отметил бы эрудицию мастера.
Шустрый, динамичный фильм. Звёзд с неба не хватающий, но и не претендующий на это. Как ни странно, но казахское исполнение мне ближе по атмосфере, чем американское. И плевать на мастерство.
«Чёрный двор», 2023
В начале я писал, что казахские криминальные драмы не вызывают желания у зрителя последовать по пути персонажей. (Если сказать осторожнее, то, по моему мнению, не должны). Но в этом фильме герои вдохновились примером великолепной четвёрки из российского сериала «Бригада», который придал их смутным желаниям более определённую форму.
Начало 2000-х. Пацаны лет пятнадцати-шестнадцати. Двор в депрессивном районе. Атмосфера, пропитанная криминалом. Где-то, наверное, есть другая жизнь с правильными мальчиками и девочками и правильными папами и мамами. Где-то, но не здесь. Сложившаяся организационная структура легко подхватывает пацанов и втягивает их в криминал. Сначала мелкий, а потом - по нарастающей. Пацанская мораль цементирует связи в этой неформальной структуре.
Незаметно и не желая того, наши персонажи попадают в такую ситуацию, из которой нет хорошего выхода. Не желая с одной стороны, но, с другой стороны, они были обречены попасть в неё. Потому что очень трудно выбраться наружу, если коготок увяз.
Фильм, вроде бы, о пацанском мире, но не меньшую роль играют и взрослые. Напряжённый, жёсткий, даже жестокий сериал. Такое вот кино у казахов.
Обычно я не смотрю незаконченные сериалы, но тут бес попутал - думал, что пять серий, а оказалось десять. Отсмотрел только шесть, сегодня планирую седьмую, буду ждать выхода остальных.
Счастье, 2022
Этот фильм не стыкуется с двумя предыдущими по наполнению, хотя тема одна и та же. Тут в центре внимания режиссёра насилие семейное. Как написано в заключительных титрах, это серьёзная проблема в Казахстане, где мужья избивают и всячески третируют жён. Фильм и должен смягчить эти нездоровые традиции.
Всё познаётся в контексте. Одно дело, когда я смотрю это кино как драматическое произведение. Другое - что хотел показать и сказать режиссёр. Фильм получил приз зрительских симпатий на Берлинаре. Может, эта картина и рассчитана на фестивальную аудиторию? Что-то вроде «Левиафана» по-казахски? К тому же, и в феминистическую струю всё укладывается? По большому счёту, мне всё равно, что хотел показать режиссёр. Важнее, что увидел я сам.
Небольшая семья. Жестокий муж с расшатанной психикой, смиренная жена, терпеливо выносящая побои и оскорбления, а также беременная дочь, которую надо выдать замуж, да вот жених этого не хочет, потому что не уверен, от него ли ребёнок. Репутация, оказывается, у девочки так себе. В отцы можно весь район записывать. «Свадьбы не будет!» - кричит разгневанный жених. И если бы не сестра того самого мужа и, по совместительству, отца невесты, так бы и случилось. Но эта сестра - большая шишка в городе, а в традиционном укладе (против которого выступает этот фильм) статус многое значит. В общем, две уважаемые семьи породнились. Свадьба удалась в том смысле, что было интересно наблюдать за обрядами этой процедуры в казахском исполнении. Что касается действия фильма, то эта свадьба стала сигналом для освобождения жены от власти жестокого мужа. Но и тут что-то пошло не так. Не так просто сбросить вековые оковы...
Странное дело. Ни к одному из персонажей я не испытал устойчивой симпатии. Ситуативно - да, но не более того. К тому же, мне показался навязчивым публицистический запал режиссёра. Возможно, я ошибаюсь, но, возможно, и нет. Что касается феминистического посыла, то тут тоже не всё сходится. Чуть ли не самым главным злом я назову сестру мужа. И то, что она сама действует в рамках своего статуса, личной вины с неё никоим образом не снимает.
П.С. Фильмы используют все возможности русского языка. И если третий фильм ещё можно смотреть с запикиванием (Я не пробовал, но думаю так), то как будет выглядеть цензурированный вариант озвучки для двух первых, мне трудно представить. Сплошной писк, как в комнате с мышами? Или кто там в зверином царстве самый пискун?
==================================