Знойное лето 2019 подходило к концу, а мы даже на речку не выбирались. Работодатели считают, что отпуск не положен, если работаешь всего несколько месяцев, поэтому поездка обещала быть максимально краткой. Хорошо, что до моря всего 500 км, и не нужно тратить слишком много времени на дорогу.
Итак, по-минимуму запаковав рюкзаки, прямо после работы еду на Южный вокзал, где встречаюсь с Ксю.
Несмотря на то, что Южный он не потому, что ведёт на юг, сегодня название и направление совпадают. У 6 платформы на 13 пути уже началась посадка на скорый фирменный поезд «Харьков» сообщением Харьков - Новоалексеевка. Наш вагон в хвосте состава, и помимо длинных переходов в лабиринте северного пешеходного тоннеля нам потребовалось прогуляться и по платформе. Пассажиры не теряя времени стелили постели, ведь поезд в пути всего 7,5 часов, но этому последовали не все - несколько человек постоянно ходили по вагону, разговаривали довольно громко, что не позволяло полноценно расслабиться. В Лозовой данные особи вышли, ехать стало комфортнее. Блин, зачем ты в скорый поезд лезешь, по области ездить? Сядь же ты на электричку, и ори там сколько влезет...
Не особо долгий сон прервала очередная остановка - в Мелитополе выходит довольно значительная часть пассажиров, чтобы на маршрутках отправится по Азовскому побережью - в Кирилловку, Приморск и другие посёлки юга Запорожской области. Вскоре отправляемся, и дальше едем по территории бывшей Крымской дирекции, и в окне наблюдаем таврические степи с редкими лесополосами. Поезд начал тормозить, и вскоре заскрипел на стрелках - впереди конечная, время выгружаться.
Поезд 81 на станции Новоалексеевка
Народ активно рассаживается по автобусам, маршруткам и такси, среди которых абсолютное большинство с пунктами назначения - Геническ, ГенГорка, Счастливцево, Стрелковое, и лишь небольшой процент - Чонгар, Джанкой или Симферополь.
Фотографируем вокзал, и идём навстречу моим родителям, которые уезжают в этот же день на этом же поезде с моря домой - забавно, где бы ещё встретится, как ни в полутысяче километров от дома. Предлагаю пройтись к центру посёлка, посмотреть на достопримечательности. Перейдя железную дорогу по мосту, обнаружили небольшой рынок и несколько минимаркетов - пока ничего интересного. А вот дальше находится весьма знаковое место для народа кырымлы - Мечеть Джума Джами «Аджи Белял», открытая в 2001 году.
Далее родители идти не захотели, несмотря на то, что дальше ещё есть ДК, пару школ, православный храм и высотная застройка. Возвращаемся на вокзал, и через некоторое время сажаем всех в поезд, машем платочком, и понаблюдав отправление, идём в пригородные кассы.
В расписании были указаны почему-то не все рейсы
За 12 грн за человека берём билеты до Геническа, и идём на посадку на дальние платформы в кривой.
Водонапорная башня, на фоне - вокзал
Новоалексеевка - довольно интересная станция, является узловой на линии Мелитополь - Симферополь с ответвлением с обоих сторон главного хода в Геническ. Получается треугольник, где гипотенуза - главный ход, а вокзал находится внутри треугольника. Поезда, у которых данная станция конечная, и прибывают с главного хода, принимаются в основной парк, а следующие в Геническ - на изогнутые платформы
Вскоре прибывает ускоренная электричка 6509 Днепрострой-2 - Запорожье - Геническ.
Всего через 15 минут и 12 километров прибываем на ещё одну конечную. Билеты никто не проверял, что слегка удивительно - обычно на Приднепровской ЖД с этим строго.
Станция Геническ, в прошлом - разъезд 12 км - находится на окраине города, на въезде со стороны Новоалексеевки. В 2016 году была проведена реконструкция станции, добавлена одна платформа, но... несмотря на это, одновременно на станции может находится не более 2 поездов одновременно - третий путь имеет настолько короткую платформу, что туда даже электрички не принимают, и он же служит в качестве обгонного пути для локомотивов. Линия дальше, до станции Геническ-Грузовой закрыта в том же 2016 году, по официальной причине из-за опасности оползня. Так как грузового движения уже не осуществлялось - Морской порт давно перешёл на автотранспорт, линию было решено не «спасать», а просто закрыть. Теперь станция Геническ тупиковая, и тупик находится сразу в горловине - состав не вытянуть, чтобы переставить на 3 путь на время отстоя - поэтому поезда просто стоят на станции, занимая место, а остальные курсируют лишь до Новоалексеевки. Почему бы составы не отогнать на отстой в Новоалексеевку, где построили дополнительные пути отстоя специально для поездов - вопрос риторический. Там, кстати, поезда тоже отстаиваются прямо у платформ. Хочется разработать новый слоган для УЗ - «Мы работаем так, как нам удобно».
Выйдя из электрички, второй раз за день подвергаемся атаке таксистов, желающих отвезти нас хоть на край света. Выйдя на привокзальную площадь понимаем, что городским транспортом и не пахнет - придётся идти пешком.
Спустя некоторое время на Центральной улице наблюдаем Церковь Успения Пресвятой Богородицы
Чуть дальше - монумент «Скорбящая мать»
Тут же - памятный знак жертвам голодомора
Немного поодаль - Биг Бен на Укртелекоме
Всё это значит лишь одно - мы пришли на центральную улицу города, которой «Центральная» не является. Главный тут проспект Мира, который скорее бульвар с парковой зоной посредине
Не знаю, что это за гномы и из какой сказки, но мило
Далее наблюдаем довольно скромный фонтан
Если Сочи - сюда, то Киев - туда?
Далее наблюдаем милую лавочку для влюблённых
Двигаем далее по аллее, встречаем чумаков, которые вместо соли везут бочки
Что у козаков было в бочках, мы не узнаем, а у следующего господина кружка с более выраженным напитком
Каждому найдётся место под солнцем!
Но, если что, заходи к Бу-ра-ти-но
Или к Мальвине с Артемоном
О, грибочек :)
Судя по всему, недавно пробежала Алиса
И убежала по ветру из Простоквашино
А что у нас в Простоквашино? Правильно, корова, хозяйство Матроскина
Печкин обещает пиццу
А у Шарика всё равно получится кость :)
Порадовались необычным скульптурам, и пошли в обычный трёхбуквенный магазин, после чего методом научного тыка сели в маршрутку 2 маршрута, и поехали заселятся.
Это, кстати, был единственный момент, когда нам удалось поймать общественный транспорт в городе. Когда-то на остановках было расписание, но теперь его нет, и чтобы понять, как ездят маршрутки, нужно быть водителем маршрутки.
После заселения выдвигаемся на остановку, но спустя некоторое время понимаем, что ждать с моря погоды можно долго, и пытаемся вызвать такси. Звонок почему-то переадресовался в киевский колл-центр. Мило. С трудом вызвав такси, едем к автовокзалу с целью уехать на Арабатку. С расписанием не густо, но в отличии от городских маршруток, оно хотя бы есть.
За 35 грн с человека берём билеты на рейс в 16.00, и едем в Крым. Арабатская Стрелка - длинная коса крымского полуострова, которая отделяет озеро (хотя по факту это залив) Сиваш от собственно Азовского Моря. Интересна тем, что есть несколько термальных источников, Розовое озеро, солёные озёра и якобы целебные грязи. Также просторные берега используются для кайтсёрфинга - катание на досках под тягой ветра (с помощью кайта)
Спустя где-то полчаса в пути выходим между Стрелковым и Счастливцево, и за символическую плату попадаем на территорию недостроенного бальнеологического центра доктора Козявкина, где есть 2 термальных йодированных источника. Купание в них нас не впечатлило, идём к морю
Несмотря на то, что мы по морьку соскучились, оно нас не радо было принимать в свои воды - волны буквально выносили обратно на берег, а порывы ветра сносили вещи. Устав бороться со стихией, идём обратно на трассу. На остановке стоит минивен, и частник предлагает доехать до города за 40 грн с человека. С учётом того, что легальный автобус стоит 35, и приедет непонятно когда, садимся в минивен, и уезжаем.
Просушившись и отдохнув в месте ночлега, отправляемся на городскую набережную Геническа, по совместительству пляж.
Сама набережная в приличном состоянии, как и всегда - огромное количество заведений, пляж песочный, зонтики, лежаки, всё как полагается, но.. входа в море нет. Есть полутора-метровая бетонная стена, возведённая местными властями в 2016 году для защиты береговой линии после подмыва грунта. С неё есть спуск в воду. Удобства это не добавляет, но берег нужно было спасать. Возле спуска в воду глубина максимум по колено, так что не всё так плохо, как могло бы быть.
Но не для нас - помимо очень холодной воды море нас приветствовало нашествием корнеротов
Опечаленные, мы просидели до заката на бетоне, наблюдая за волнами, и с наступлением темноты пошли обратно в город
Центральный вход на пляж выглядит лучше при искусственном освещении
Снова посетив сине-белый магазин с чёрным оформлением, поймали такси и уехали спать.
Утром, пожаловавшись хозяйке на то, как нас встретило море, получили предложение съездить на солёные озёра - она туда как раз собиралась ехать то ли на соляной массаж, то ли ещё за чем-то. Сели в машину, и снова умчали на крымскую землю.
Данные озёра появились в 60-е годы, по одной из версий - из-за взрыва природного газа при строительстве очистных сооружений. Как бы то ни было, вода там солонее, нежели в море,а грязи на дне - якобы лечебные. Предприимчивый местный люд продаёт грязь в бутылках и банках, а туристы всё это покупают
Собственно, такие озёра, термальный источник и Розовое озеро (которое не всегда и розовое-то) - вот и всё туристическое наполнение этого маленького кусочка Крыма, зажатого между морем и Сивашем.
На сам Сиваш сходить времени не оставалось, хоть до него оставалось порядка 200 метров - не всегда удобно подстраиваться под транспорт или других людей, особенно с учётом ограниченного времени всей поездки.
Вскоре весьма позитивная хозяйка дома забрала нас на машине, и по приезду в доме мы нагло пересидели ещё на пару часов больше оплаченного времени :)
Конечно, съездить за 500 километров, по-сути только ради солёного озера вышло немного обидно, но что поделать. Выселяемся, и перемещаемся в магазин у вокзала.
Перекусив не совсем свежей выпечкой, идём в вокзал, распечатать билеты
Отстояв весьма внушительную очередь, топаем к поезду 280 сообщением Геническ - Жмеринка.
В связи с тем, что мы возвращались в день, когда поезд ИС Геническ - Харьков (730) не ходит (вторник), а поезда из Новоалексеевки либо уходят в раннюю рань (82, 212), лишая нас и так небольшого времени на море, либо забиты под потолок (100), у нас начинается увлекательный трип домой.
Вот так выглядит станция Геническ
Пока ещё поезд стоял, сделал фото станции на память.
Станция Геническ, вид в сторону Новоалексеевки
По отправлению наш вагон был заполнен процентов на 30, ещё примерно столько же село в Новоалексеевке. Народ теснился на верхних или боковых полках плацкарта, а мы гордо отлёживали бока на нижних. Но ехать нам совсем недалеко, и через полтора часа уже выходим.
Тут забились все остальные места, и дальше поезд пойдёт битком.
Что интересно, пока поезд стоял на станции Мелитополь (для смены локомотива), его обогнал поезд 216 Новоалексеевка - Покровск. Довольно интересное было решение попробовать накатать поток из Западного Донбасса на море, но поезд ходил полупустой.
Тем временем наши поиска супермаркета не увенчались успехом (неужели в Мелитополе у вокзала нет АТБ?), взяли каких-то товаров в довольно дорогом магазине у вокзала. Вскоре приехала электричка Тащенак - Запорожье, куда мы и погрузились.
Ехать нам всего пару перегонов, и спустя 40 минут выгружаемся на станции Фёдоровка, которая находится в селе Новобогдановка.
Электричка уехала в Запорожье, навстречу проехала ещё одна, и воцарилась тишина
Фёдоровка - крупная узловая станция на пересечении магистралей Харьков - Севастополь и Николаев - Волноваха. Значительная часть грузовых и пассажирских поездов в Мариуполь и Бердянск следуют именно через Фёдоровку, меняя тут локомотив, тип тяги и направление. В сторону Каховки движение вялое - один пассажирский поезд 317/318 Запорожье - Одесса и 2 пары пригородных поездов до Нововесёлой. На главном ходу (в сторону Мелитополя) по состоянию на 2019 год было 13 пар пассажирских поездов, часть из них не ежедневная, и порядка 10 пар пригорода.
Из проходящих поездов в крымском направлении остановку имеют только электрички, поезда дальнего следования тут не останавливаются.
Что интересно, при следовании из Запорожья в Бердянск или Мариуполь пассажирские поезда имеют по станции только техническую стоянку, а в обратном направлении - полноценную, с посадкой-высадкой пассажиров. Связано это с тем, что пути, на которые можно принять поезд с севера, и одновременно с которых можно уехать на Бердянск не имеют платформы. А к существующим платформам принять поезд с севера не позволяет путевое развитие - просто не хватает одной стрелки в горловине.
Спустя час объявляют о прибытии третьего пазла нашего маршрута - 21-вагонного двухгруппного скорого поезда 69/95 Мариуполь - Харьков, Львов.
Из-за перегруженности линии в Мариуполь УЗ была вынуждена объединить два поезда в один на самом загруженном участке, чтобы освободить «нитку» для грузового. Периодически на данном направлении с пассажирскими поездами работают новенькие ТЭ33АС, но нам попался 2ТЭ116.
Из-за того, что наш поезд меняет направление нечётное количество раз за оборот, наш 21 вагон был между 15 и 20. Ну да, где ж ему ещё быть. Схема выглядела так 1, 2,...15, 21, 20, 19, 18, 17, 16, где вагоны 1 - 15 сообщением Мариуполь - Львов, а 16 - 21 Мариуполь - Харьков. При следовании из Харькова группировка поезда происходит тут же, в Фёдоровке, а при следовании из Мариуполя разделение происходит в Днепре, поэтому из Харькова поезд не заезжает в Днепр, и меняет направление 2 раза, а из Мариуполя - заезжает, и меняет направление 3 раза. УЗ так удобно, не лезьте со своими советами.
Загрузились практически в пустой вагон, и вскоре помчали на север. В Запорожье наш вагон забился битком, и нам пришлось занимать свои верхние полки. Что интересно, пока стояли в Запорожье, нас обогнал поезд 80/79 Новоалексеевка - Днепр - Киев, чтобы потом нас пропустить на участке Синельниково - Днепр.
По прибытию в столицу Приднепровья мы не стали ждать, пока поезд будет расцеплен (а стоянка в то время в Днепре у нашего поезда была более часа) , и отправились в супермаркет на привокзальной площади купить готовой еды на ужин. Поедая пищу на свежем воздухе, наблюдали за движением поездов и пассажиров днепропетровского вокзала, и в частности, за прибытием скоро поезда 38 Запорожье - Киев, сформированного из вагонов-трансформеров.
Вскоре загрузились обратно в поезд, и легли спать - прибытие в Харьков в пол-пятого утра... По прибытию в город транспорт ещё не ходил, нас ожидала 30-минутная прогулка до дома, где мы досыпали прерванные сны.
Вот такой сумбурной была эта поездка, в большинстве своём - поездка ради поездки, сказать, что мы отдохнули - не получится, необходимо хотя бы пару полных дней.