Отчет о ярмарке: "Нашим Йоцрот" на Митхам ха-Тахана в Тель-Авиве

Jul 29, 2014 12:43

Вступление: почему мы рассказываем о ярмарках.



Сегодня, перед тем, как перейти непосредственно к отчету о прошедшей недавно в Тель-Авиве ярмарке, я хотела бы сказать пару слов о том, зачем мы устраиваем эти обзоры.

Как я уже говорила, большинство израильских рукоделов в той или иной степени сочетают продажи в интернете с беготней по рукодельным ярмаркам. Полагаю, что и в других странах дела обстоят примерно так же. Поскольку мы с Наташей большие специалисты по израильскому хендмейду, то мы считаем очень важным освещать подобные мероприятия: нам кажется, что эти обзоры помогут нашим израильским читателям определиться с наилучшим местом для продажи их изделий "в реале" и понять многочисленные аспекты и тонкости, связанные с этим. Такие ярмарки, помимо меркантильных интересов, дадут вам возможность пообщаться в живую с вашими клиентами, определиться с целевой аудиторией, "обкатать" ваш товар, проверить свою конкурентоспособность на фоне ваших соперников, а также обогатить вас новыми идеями.

В общем, обзоры рукодельных и околорукодельных ярмарок будут регулярно пополняться и составят отдельную рубрику в нашем журнале. Если вас интересует какая-то ярмарка в Израиле, задавайте свои вопросы прямо здесь, в комментах, и мы постараемся рассказать об интересующем вас месте с точки зрения продавца (если мы там уже работали) или покупателя - ради такого дела не грех и съездить посмотреть новое место.

Но, с другой стороны, интересы нашего сообщества простираются за пределы нашей страны. Если у вас есть желание помочь нам и взяться за описание подобных ярмарок в любой точке мира, мы с удовольствием опубликуем ваш материал в рамках, скажем, обмена опытом. Лично мне очень интересно, как это все устроено в Европе или в Америке.

А теперь я вернусь к основной теме и расскажу вам о ярмарке "Нашим Йоцрот" в Тель-Авиве на "Митхам ха-Тахана", в которой мне посчастливилось поучаствовать.

Другой уровень.

Ярмарки в Израиле бывают очень разные. Как правило, к сожалению, организаторы ярмарок не особо вникают в суть происходящего: общение с ними сводится зачастую к оплате рабочего места. Отбор участников осуществляется по не совсем понятным критериям, часто можно увидеть чуть ли не идентичный товар у трех-четырех продавцов, да и к хендмейду это не всегда имеет отношение. Но бывают и приятные исключения.

Ярмарка "Нашим Йоцрот" ("Женщины создают" по-нашему) относится именно к ним. Это одноразовое мероприятие со своим концептом, атмосферой и особым подходом к отбору участников. Организаторы провели серьезную работу, что отразилось на качестве ярмарке непосредственным образом. Те, кому удалось побывать, допустим, на ярмарках Нетанеллы, поймут, о чем я говорю.



Как известно, львиную долю успеха ярмарки обеспечивает ее местоположение. Объясню на примере. Не так давно я участвовала в замечательной ярмарке: она была прекрасно организована, все было продумано до мелочей, была создана потрясающая атмосфера, но все это перекрывалось одним недостатком. Ярмарка проходила у черта на куличках, в поселке, куда случайно не попадешь, поэтому приехали только те, кто знал о ней из рекламы в социальных сетях.

Здесь же все изначально было по-другому. Митхам ха-Тахана - старая железнодорожная станция Яфо, превращенная ныне в замечательный туристический сайт с магазинами и ресторанами, подходит для таких дел идеально. Это красивое место с особенной атмосферой, и даже при полном отсутствии рекламы по Митхаму постоянно бродят толпы туристов - местных и зарубежных, прогуливаются парочки и семьи с детьми.



Надо сказать, что даже простое посещение такой ярмарки с целью поглазеть на других рукоделов может дать серьезную пищу для ума. Дело в том, что на таких больших, красивых ярмарках собираются люди со вкусом и умелыми руками. Например, когда я побывала на ярмарке Нетанеллы на том же Митхам ха-Тахана, я крепко задумалась о реконструкции оформления моего стола, настолько я была впечатлена и вдохновлена увиденными там идеями.

В общем, это было особенное мероприятие, требующее особого подхода как со стороны организаторов, так и со стороны участников.

Как такие ярмарки находят?

Этот вопрос я слышала постоянно в течении трех дней ярмарки - в основном, от рукоделов, бродивших там в больших количествах. Я еще напишу подробный пост о том, как искать ярмарки в Израиле, где расскажу о специальных сайтах и рассылках, но пока хотелось бы подчеркнуть одну вещь.

Когда ты постоянно крутишься в ярмарочной среде и общаешься со своими коллегами, то узнаешь массу информации, которую сложно найти в Сети, если не ищешь ее специально. Я всегда настоятельно советую вращаться почаще в кругах рукоделов, и это одна из причин, по которым мы открыли это сообщество. Во всяком случае, в Израиле большая часть полезной информации передается с помощью старого доброго "сарафанного радио". Не берусь судить, хорошо ли это, но так это работает. О хороших ярмарках иногда можно услышать от соседей-участников. Они могут рассказать о ярмарке важные детали, о которых умалчивают устроители. В свою очередь, организаторы ярмарок (особенно, хорошие) часто сами крутятся по другим ярмаркам и приглашают понравившихся рукоделов.



Так произошло и в этот раз. Устраивалась какая-то ярмарка, о которой я услышала от друзей и в которой мне захотелось принять участие. Мне отказали по разумной причине: они уже набрали большое количество участников с украшениями. Зато меня внесли в базу данных, и за месяц до ярмарки на Митхам ха-Тахана мне прислали приглашение.

Цена вопроса.

Сразу скажу, что эта ярмарка была одной из самых дорогих из всех ярмарок, в которых мне довелось участвовать за два года существования моего бизнеса. Она стоила 2500 шекелей за три дня участия (четверг, пятница, суббота). Для сравнения, стандартная ярмарка в центре на день стоит в районе 200 шекелей. Такая цена объясняется несколькими аспектами, главный из которых я уже упомянула. Митхам ха-Тахана - место дорогое в принципе, но это оправдано вышеописанными причинами.



Я давно слышала об этой ярмарке и об ее организаторах, поэтому сумма меня не особо огорошила. Для меня здесь был важен не столько заработок как таковой (впрочем, работать себе в убыток я не собиралась), сколько хорошая возможность засветиться в новом месте, приобрести новых клиентов, прорекламировать новый товар, словом, привлечь внимание. Мои ожидания полностью оправдались, и даже больше: например, я не особо рассчитывала на публикации в газетах, но меня заметила журналистка из "Калькалиста", и в результате про меня напечатали небольшую статью.

Моя подготовка.

Мы, рукоделы, существа возвышенные и далекие от реальности. Тем не менее, ежу понятно, что заплатив за участие в ярмарке такой мешок денег, нужно рассчитывать не просто отбить ее стоимость, но и окупить три рабочих дня - вас и ваших помощников. Кстати, помощники, на мой взгляд, просто необходимы на таких крупных ярмарках. Лично я эксплуатирую мужа (он должен был все взвесить, делая мне предложение), но если бы у меня не было такой возможности, я бы обязательно наняла помощника.



Другой аспект - количество товара, которое нужно подготовить. Конечно, точной формулы не существует, но имея обширный ярмарочный опыт, можно сделать примерные выкладки. Я, например, знаю, сколько украшений я продаю на плохой ярмарке, на хорошей ярмарке и на очень хорошей ярмарке. Если у вас нет такого опыта, то предлагаю вам простую математику: прикиньте сумму, которую вы хотели бы заработать, чтобы считать ярмарку успешной. Поделите ее на среднюю цену вашего товара. Умножьте полученную цифру на полтора или на два (в зависимости от вашей жадности). это и есть примерное количество товара, которым вам следует запастись. Если вы в состоянии сделать столько товара за отведенный до ярмарки срок, то считайте, что вы готовы.



Лично я, как человек, всегда готовый грести много денег лопатой, всегда имею некоторый запас товара. И тем не менее, целый месяц до начала ярмарки ушел на доработку. Целый месяц в моей мастерской кипела стахановская работа: пригубив утренний кофе, я окуналась в пары эпоксидки и клея, отвечая только на самые срочные письма. В конце концов, даже Фэйсбук прислал мне горестное письмо о том, что я его забросила. Но к чему я все это?

А к тому, что очень важно понимать, сможете ли вы окупить участие в такой дорогой ярмарке и подготовиться к ней своими силами. Я справляюсь, но, как я уже говорила, я человек опытный. К тому же, я из тех самых ужасных контрол-фриков, которым вечно чудится, что никто не выполнит их работу лучше, чем они сами. Но я знаю, что многие в таких случаях нанимают помощников, особенно для работы, не связанной с хендмейдом напрямую - для закупки материалов, например. Разумеется, стоимость работы таких помощников тоже следует учитывать в ваших расчетах по окупаемости.



Другой важный аспект - это презентация вашего товара. На обычных ярмарках я ограничена одним столом, а тут была возможность расположиться аж на трех. Это потребовало создания в срочном порядке нескольких дополнительных стендов. Впрочем, я давно собиралась освежить свою презентацию, и воспользовалась подготовкой к ярмарке, чтобы сделать новые стенды и улучшить старые.

Организация - предварительный этап.

Естественно, из всего вышесказанного должно быть понятно, что организация такого мероприятия сильно отличается от того, к чему можно привыкнуть на обычных ярмарках.

Для начала, устроители включили меня в секретную группу участников на фэйсбуке, где обсуждались все организационные вопросы, включая рекламу, набора недостающих участников (то есть, вы вполне могли порекомендовать ваших друзей) и прочие детали. В конце концов, там всегда можно было задать вопрос и практически моментально получить на него ответ не только от организаторов, но и от более опытных участников.



С таким я столкнулась впервые и это меня очень порадовало: как правило, соглашаясь на участие в какой-либо ярмарке, все, что вы получаете, это номер телефона организатора и адрес, куда высылать чек. Тут же были и план ярмарки, и советы, где найти продавца-помощника, информация про стоянки, просьбы прислать фотографии товара для рекламы в печатных изданиях и в интернете, но главное - постоянная поддержка в течении всего подготовительного периода.

Помимо секретной группы, на фэйсбуке была сделана и страничка самого мероприятия, которая довольно активно раскручивалась как самими участниками, так и устроителями.

Отбор участников также проходил скрупулезно. Во-первых, что очень важно для самих участников, организаторы ярмарки старались не брать нескольких рукоделов с конкурирующим товаром. Допустим, что касается украшений, помимо меня было всего два участника, но их украшения кардинально отличались от моих, таким образом мы не конкурировали друг с другом, но предоставляли посетителям широкий выбор.



Во-вторых, что, в принципе, следует из первого условия, было очень много разнообразного товара, который редко можно встретить на обычных ярмарках. Были всяческие товары для детей, сумки, косметика (в том числе и духи, которые можно было смешать из разных запахов специально для вас), постеры, плакаты и картины, все, что связано с декором - дизайнерские вешалки, цветочные горшки, деревянные скворечники, маленькие скульптуры, керамика и прочее.

Короче, все было организовано так, чтобы посетитель мог выбирать между самыми разнообразными товарами во всех областях. Обычно большинству организаторов глубоко чихать, на то, что вы продаете, лишь бы вы исправно платили, тут же явно чувствовалась заинтересованность в успехе продавцов. Не могу сказать, что все продавцы преуспели в реальности, так как организаторы гонясь за разнообразием, зачастую не понимают, что некоторые товары просто не подходят для такого типа ярмарок. Такие вещи, как арт-объекты или дорогие картины лучше все-таки продавать в галереях, где покупатель морально готов услышать их цену, на рукодельных же ярмарках эти вещи иногда смотрятся неуместно. Поэтому, если вы делаете подобный товар, вам следует хорошенько задуматься, подходит ли он для того, чтобы принимать участие в таком мероприятии.



Еще одна фишка организаторов для привлечения покупателей: за какие-то несложные действия на фэйсбуке можно было выиграть 3 сертификата на покупку стоимостью в 300 шекелей, что привлекло дополнительную клиентуру.

Также было развешано некоторое количество рекламных плакатов по городу, дана какая-то печатная реклама (я, к сожалению, не особо слежу за печатными изданиями, поэтому не могу сказать, насколько она была эффективна), также про ярмарку написали несколько известных израильских блогеров. Не могу назвать точное количество народу, которое пришло по рекламе, но лично у меня создалось впечатление, что большинство все-таки попало туда случайно. И это, безусловно, минус, но так как место было подобрано грамотно, то людей было много. И все же, есть разница между случайными посетителями и людьми, пришедшими по рекламе, готовыми потратить определенную сумму на вещи, которые они успели присмотреть заранее.

Организация на месте.

Итак, что же участники ярмарки получали за немалую сумму, уплаченную за участие? Каждому предоставлялось пространство 2Х4 метра и до трех столов, расставленных в заранее оговоренном порядке. Вдоль прилавков были в изобилии расставлены большие зонты, дававшие столь необходимую у нас защиту от солнца. Позади прилавков тянулись электрические кабели с розетками.



По большей части, ярмарка проходила в дневные часы, а вечером включалось освещение - рукоделы, продающие мелкие вещи, впрочем, должны были озаботиться дополнительными источниками света (об этом предупреждали заранее).

Не могу не упомянуть один из бросившихся в глаза минусов. На Митхам ха-Тахана нет банкоматов, поэтому у продавцов, не принимающих к оплате кредитные карточки, могли возникнуть проблемы. Впрочем, не могу не отдать должное организаторам: на всех рекламных плакатах и баннерах они честно предупредили посетителей, что было бы неплохо прихватить немного налички. Право, такую заботу со стороны устроителей не часто встретишь.

Помимо собственно рукоделов, организаторы пригласили уличных артистов - "живые статуи", танцоры, живая музыка и прочее. Во время ярмарки проводились различные мастер-классы по лепке из глины, вязанию и т.д. Разумеется, помимо работающих на Митхаме кафе и ресторанов, был устроен уголок с типичным для таких мероприятий фастфудом - для изголодавшихся не только по прекрасному посетителей.



На протяжении всех трех дней на ярмарке находились организаторы, готовые решать возникающие проблемы на месте - поверьте, это не само собой разумеется, и такое отношение вызывает уважение.

Что касается непосредственного обустройства рабочего места. Официально ярмарка начиналась в пять вечера, но приехать на Митхам можно было уже в девять утра. Многим участникам, которые выстраивают сложные конструкции, сколачивая их на месте, это было критически важно. Мы приехали к одиннадцати утра и провели кучу времени в кафешке неподалеку. После этого мы черепашьими темпами обустроили наше место и к трем часам уже были полностью готовы.

Тут обнаружилась небольшая неожиданность (возможно, нас об этом предупреждали, но я как-то не припомню): дело в том, что несмотря на большое количество крутившихся по Митхаму посетителей, начинать продажи можно было не раньше официального начала - пяти часов вечера. Провинившихся торопыг ждал штраф в 700 шекелей, причем за соблюдением этого правила следят специальные такие инспекторы в штатском. Если честно, за два года ярмарочной практики я столкнулась с таким правилом впервые. Хотя логика подсказывает, что это, должно быть, какой-то общий закон для всей страны, просто он нигде не соблюдается. Или это только на Митхам ха-Тахана такие правила? В общем, если кто-то из читателей в курсе, я с удовольствием услышу объяснение. Будучи предупреждены, мы быстренько свернули лавочку в режим "read only" до разрешенного времени.

Итоги.

Три дня ярмарки пролетели незаметно. Я очень люблю тель-авивскую публику - взыскательную, но готовую покупать то, что ей нравится без лишних стонов. Особенно меня порадовало большое количество иностранных туристов, коих я всяко привлекала в свой он-лайн магазин. Среди моих клиентов встречалась даже такая экзотика, как Сербия и Лихтенштейн...



С экономической точки зрения, ярмарка меня вполне удовлетворила: я была готова и к худшим результатам ради возможности показаться именно в этом месте. Как обычно, было и достаточно пищи для размышлений, и в следующий раз я учту многие аспекты при подготовке к такому мероприятию.

Если вам доведется участвовать в такой ярмарке, помните, что это достаточно большой и трудоемкий проект, требующий тщательного планирования.

Я полагаю, что у вас могут возникнуть вопросы по любому из описанных мной этапов, поэтому не стесняйтесь задавать их в комментах, а я постараюсь ответить на них как можно подробнее.

На ярмарке

Previous post Next post
Up