В фильме
"Костлявая Кума" (La Comarre Secca, 1962) нет ничего невероятного, кроме того, что его снял 21 летний Бернардо Бертолуччи по сценарию Пьера Паоло Пазолини.
История убийства римской проститутки рассказывается зрителю через несколько разных линий - героев:
- жиголо, живущий засчет "пробивной" жены
- солдатик, оказавшийся в большом городе, полном прекрасных девушек
- шпана, промышляющая грабежом сладких парочек в парке
- юноши, которым надо раздобыть 2000 лир, чтобы купить продуктов, из которых их юные подруги приготовят самый вкусный ужин (клецки и картофель с помидорами). Для этого они соглашаются "прогуляться" с извращенцем в светлом плаще. Одного из этих невинных мальчиков позже постигнет грустная судьба.
Их пути пересекутся в темном ночном парке, где Блондин в шлепках убьет проститку (неумышленно, конечно, просто она кричала, а он всего лишь хотел отобрать сумочку).
итог
- отличный дебют
- яркий срез общества и молодежи рима 60х
- необычное построение сюжета
- прием когда сквозь фильм 3 или 4 раза мы видим женщину - вот она встает, вот варит кофе, собирается на работу - обычный день той самой проститутки, которая не доживет до следующего утра
- красивые натурные съемки в духе Росселини и Антониони: Парк Califfo, Колизей, Тибр, кварталы и пригород Рима
- фокус на странных шлепающих деревянных сабо, в которых ходит убийца по осеннему Риму
- а еще у жиголо в кабриолете магнитола, в которую вставляются пластинки
Click to view
"Сюжет картины, где полиция расследует дело убитой проститутки, допрашивая разных подозреваемых, тем самым дающих им возможность рассказать свою историю, а в конце фильма найти убийцу, не что иное как срез итальянской публики во времена молодого Бертолуччи. Само же построение фильма напоминает «Расемона», снятого Куросавой ещё в начале 50-х."
© "Пьер Паоло Пазолини в титрах указан как «автор сюжета», но его влияние на фильм куда более сильное. Режиссерский стиль Бертолуччи (его дебютная работа) напоминает стиль Пазолини, особенно «Маму Рому». Но это и не странно, хоть и Пьер Паоло еще не был известным режиссером, но за его спиной уже было несколько картин, а кроме того - он был старше Бернардо почти вдвое и уже работал вместе с Федерико Феллини как сценарист."
© Это если не говорить о его литературном признании. В 1955м Пьер Паоло написал
роман о преступной молодежи "Шпана". По этому роману мы видим , что сама история и герои "Костлявой Смерти" - это чистый Пазолини.
У "Ragazzi di Vita" нет строгого сюжета - это набор зарисовок, но к концу книги мы узнаем о героях все. Отличительная черта ребят, населяющих окрестности Рима и представленных в романе, - патологическое нежелание работать. Они готовы голодать по несколько дней, неизвестно где ночевать, впустую слоняться по улицам, но работать никогда не будут. Работать просто нет смысла - зачем работать, если нет будущего? А в том, что будущего нет, никто из них не сомневается. (Впоследствии Пазолини разовьет эту тему в фильмах «Аккатоне» и «Мама Рома».)
Будни шпаны наполнены сладким бездельем, омрачаемым ощущением безысходности. Большую часть времени ребята проводят на пляже, где загорают, купаются, играют в карты. Естественно, они озабочены вопросом, где бы раздобыть денег. Деньги можно украсть у друга, а можно отправиться «на охоту» в Рим. Деньги можно выклянчить у богатого синьора, а можно и просто отобрать. го. У шпаны нет никаких моральных установок и принципов. Они даже не живут по понятиям. С их языка постоянно срываются проклятия, адресованные товарищам по несчастью. Подобная беспринципность - еще одна отличительная черта итальянских люмпенов, воспетых Пазолини. Да, да, именно воспетых. Сквозь описания жестоких игр, криминальных разборок и грязных помыслов угадывается любовь автора к своим героям.