Начало:
http://coug-art.livejournal.com/2927.htmlЧасть вторая:
http://coug-art.livejournal.com/3260.html:
24/07 День девятый (стоянка на р.Каргы - Бугузунский перевал - стоянка на р. Бугузун) 87 км
Это был самый трудный день по маршруту и самый прекрасный по окружающим пейзажам.
Были очень крутые спуски вдоль обрывов и подъемы, когда пассажирам приходилось забираться на перевал пешком; жуткие,пугающие боковые крены - главная беда для нашей Делики, верховые болота Хиндиктиг-Холя, которые мы прошли от начала до конца пешком, от души поливаемые небесной водой, а водители часа два вытаскивали друг друга и Дениса из жижи.
Я постоянно молилась на улучшение погоды и небо меня услышало: после озера дождь нас больше не мучил. Наверное, только поэтому нам удалось таки перевалить через прекрасный и жуткий Бугузун. По логике времени нам бы следовало заночевать перед ним, но бешеный сайгак сказал: «Осталось немного!» В итоге спускались с перевала вдоль жуткого оврага со страшенными боковыми кренами в сумерках, а стоянку искали и ставились в кромешной тьме! Я была уже невменяема и, когда Денис подошел и спросил как мои дела, тихонько ответила ему: «Отойди, пожалуйста, а то убью. Я очень устала, хочу горячей воды и спать. Поговорим завтра!» Это было лучшее, что я могла сделать в этой ситуации… Меня переполняли усталость и злость, хотя найденный случайно в темноте, у дороги кустик зизифоры, теперь источавший дивный аромат у меня в кармане и обещавший божественно вкусный чай на ночь, а еще родное и близкое, усыпанное звездами теперь уже алтайское небо, помогали мне обрести так желанное спокойствие и умиротворение. Так я и уснула!
Утренний свет над долиной р. Каргы
Утренний гость - побеседовали с ним о жизни
Как впихнуть невпихуемое? и так каждый день!
Первая горка в этот нелегкий ходовой день: маленькая? ...а УАЗ не смог заскочить - сломалась понижайка! ...и превратился он из самоходной машины в прицеп
(С) "а горы все выше, а горы все круче, а горы уходят под самые тучи"
Пассажиры понимаются пешком, чтобы облегчить ход машинам
Заповедное озеро Хиндиктиг-Холь
В поднебесье
Пробираемся по мхам и кочкам - дороги здесь нет
Взаимопомощь - вот что самое главное в таком месте!
Надвигается фронт
Дальше топаем под проливным дождем
И тадаааам! ...за несколько десятков метров до выезда из болота таки застреваем!
Выдернули! во избежание повторения, выплываем вдоль берега...
Дождь закончился, выглянуло солнце...
...и мы бросаем прощальный взгляд на это "гостеприимное" место
Снова перевалы и перевальчики
Спуск с каменного плато в долину р. Моген-Бурен
Та самая Моген-Бурен, что снилась мне, и мост! :)))
оз. Ак-Холь
Стоим на узеньком перевале, а впереди долина и слева (в сааамом углу) грозный Бугузун - нам туда!
Начинаем спуск с Бугузунского перевала. Сначала все хорошо.
Дальше пропасть, огромные камни и хорошие боковые крены - прошли без происшествий!
Очередной подъем с прицепом. Делика штурмует его перпендикулярно горке, из реки.
25/07 День десятый (Дневка на р. Бугузун (высота 2183/2223 м))
Чудесное утро и день были напрочь перечеркнуты пьяным вечерним дебошем с дискотекой. Номинальным поводом к этому безобразию послужил день рождения Гали, для которой мы сделали замечательный стол, шарики-свечи-хлопушки-цветы. Она была очень довольна.
Но мужики пили с обеда, и после бани и ужина началась настоящая вакханалия…
О хорошем даже не можется…
Галя отлично отметила свой день рождения. Два маленьких козленка нашли-таки свою отару. Мы замечательно пообщались с двумя местными казашками: Гулей и Ботой.
Суслика видите? А он здесь есть!
И охотник на суслика прилагается
Самая вкусная в мире вода
Луга эдельвейсов
26/07 День одиннадцатый (стоянка на р. Бугузун - Кош-Агач - ист. Джумалинские ключи (высота 2430 м) 158 км
Вскоре после старта со стоянки долина расширилась и постепенно превратилась в совершенно иссушенную степь. Впереди замаячили Кокоря и Южно-Чуйский… Странно, в Тыве воздух совершенно прозрачный, а здесь видимость низкая. На таком расстоянии Южно-Чуйский выглядит миражом, похожим на облако в небе. Но все такое родное, даже дышится легче, хотя я сегодня «совсем плоха» - чувствую себя букой, разговаривать ни с кем не могу и не хочу. Пожаловалась Оле, она поддержала, но просила не расстраиваться так.
В Кош-Агаче заходили в магазин, начала закупать подарки. В игровой зоне играли две девочки: лет 4-5 и маленькая совсем - я чуть не заплакала. Сил уже нет терпеть, как хочу обнимать и целовать мою девочку. Когда появилась связь, кратко списалась с Максимкой: он сказал, что больше меня от себя никуда не отпустит. Если б он только знал, как я хочу спрятаться в его крепкие объятия. Здесь и тяжело, и, конечно, долго уже.
Но мы все-таки едем на ключи. Денис подходил спросить была ли я там, я сказала ему, что думаю - и про варваров, и про неэкологичное поведение, и про правила не шуметь и не оставлять следов, и даже про походный туалет успела вставить - он напрягся и отмахнулся.
Потом была долгая, местами утомительная, но красивая дорога, паспортный контроль на въезде в ущелье, недоумение «мы вообще доедем до туда?!»… Я ожидала, что это ближе.
А купаться и пить воду мне все равно оказалось низзя. Здесь полноценная база (правда, домики старые) и берут деньги за пользование источниками - 100 руб. с человека, сделаны новые красивые домики над тремя купальнями, есть открытый бассейн и оборудован хороший деревянный помост.
Местный администратор все рассказывает и показывает с удовольствием, меня предупредил трижды, потому что случаи с вертолетной эвакуацией в Горно-Алтайск были при нем. Я ограничилась общением с лечебными камнями, а наши таки залезли в купальни, хоть было холодно и ветрено, а температура воды всего 20°С.
Потом пошел дождь, с переменным успехом продолжавшийся ночью и утром. Конфликт с быдлом перерос в открытую конфронтацию, в которой Денис разбираться опять же не захотел - отсиделся в машине.
Зато нас накормили отменным шашлыком из козлятины и горячим супом. Ира принесла мне все в палатку - спасибо ей преогромное! - и я уже никуда не выходила из своего теплого, уютного домика со свечками. Спала в тепле, но готовилась и укрывалась тщательно. Девочки не выдержали и сняли домик - 200 руб. с человека плюс дрова - старую развалюху 1979 года постройки, но с ровным топчаном во всю стену и с печкой - думаю, им там должно быть хорошо!
Домой уже надо! Домой! Дотерпеть еще одну ночевку…
Дорога на Укок
Пузырьки радона поднимаются на поверхность открытого бассейна, там еще и рыбки живут
Целебная водица
Лентой вьется дорога в сторону священной земли Укока - перевал начинается за поворотом
27/07 День двенадцатый (Джумалинские ключи - стоянка под перевалом Чике-Таман) 383 км
Не терпелось с утра ехать! По «прекрасной дороге» до погранзаставы рванули - аж растрясло всех. Еле доехали эту почти сотню. По дороге лечили скрипы в подвеске, нас обогнали вчерашние мотоциклисты из Нска, переживают все за нас J
А дальше вольница по М52! Заехали на Чаган-Узун - обалденное место, если бродить там не торопясь и в одиночку. Потом была моя любимая Курайская степь, но Северо-Чуйский спрятал от нас свою красоту в грозовых тучах. В Акташе заехали на Голубое озеро - увидеть его вживую я мечтала давно. И мне бы замереть и получить свой кайф, но я, поддавшись общему настроению, сопровождающему нас всю эту поездку, начала щелкать, как сумасшедшая. И на слиянии Чуи с Катунью тоже… Так всю жизнь и пропущу за фотками. Славабо, я хоть не как Оля-фотограф… J
Обедать в Акташском кафе М52 я отказалась, а на ужин меня никто не позвал - спит уже, зачем будить. Купленные в Марии-Ра две банки спасли меня от голодной смерти. Ими же и позавтракала…
Очень печально, что этот дневник превратился в собрание отрицательных впечатлений от организации поездки. А столько всего прекрасного было! Только и остается надеяться, что плохое забудется, а хорошее останется в памяти НАВСЕГДА!
Скорей, скорей в обратный путь, туда, где солнце и тепло!
Знаменитый Чаган-Узун - территория Марса
...и человечек для масштаба
Удивительная растительность - куст Алтарганы с золотой корой (говорят, символ Бурятии)
Голубое озеро в Акташе
Лента Катуни и лента Чуйского тракта
28/07 День тринадцатый (стоянка под Чике-Таманом - Новосибирск) около 700 км и завершение поездки
И было утро… и было прощание с прекрасными Олей и Сашей, Галей, Таней, Аней и Нюшей. Ребята решили посмаковать эти дни и километры, мы же, наоборот, торопились - предстоял путь длиной в 700 км, два перевала, шоппинг и другие прелести дорожной жизни трассы М52. Чике-Таман был загадочен и по-осеннему свеж - говорят, он всегда такой! Семинский и вовсе спрятался в тумане, но шоппинг на нем состоялся. Из остальных дорожных радостей был обед в дорогущем, хоть и придорожном кафе в Баранголе, а потом полдник с восхитительным почти ресторанным меню на Тальменке, но не в раскрученном и поганом уже теперь Дилижансе, а «У дяди Вити» - браво создателям!
И апофеозом всего нашего мегапутешествия стала окончательная поломка УАЗа где-то между Бийском и Барнаулом! Гип-гип-ура отечественному автомобилестроению! Так, под потрепанным флагом #SDT он и ехал на веревке до самого Бердска.
В Новосиб приехали в 10 вечера, билет на ближайший поезд купить не удалось - в кассах был ажиотаж и, постояв немного в очереди, я-таки не выдержала и купила его с карты в киоске самообслуживания, но на утренний поезд. Тут же, на вокзале, забронировала место в ближайшем хостеле через интернет и 2 квартала перла свои баулы на себе. Хостел оказался чудо как хорош! Не знаю, так же ли довольны своим выбором девочки из Москвы, которые выбирали хостел вес день, пока мы были в дороге, но с интернетом.
Спалось, тем не менее, мне плохо, утром сходила в супермаркет за углом, накупила продуктов в дорогу и на завтрак, с удовольствием поела, собралась и пошагала на вокзал. Поезд приехал рано, стоял долго, поэтому мучиться ожиданием на вокзале не пришлось - сразу села. Купе полупустое. Гоша мой никуда не влезает, еле запихала его наверх. Все! Больше без них никуда!
А еще написать отчет, сдать фотки и забыть… Отзывы начинают поступать и сплошь прекрасные. Недовольны, видимо, были только мы с Иринкой…
Послесловие (первая попытка написать отзыв)
И подумать никогда не смела, что за одно путешествие смогу увидеть столько всего: достопримечательностей, памятников, ландшафтов и природных объектов, популярных среди туристов и широко известных лишь в узких кругах, ежедневно пропускающих тысячи человек и за год встречающих хорошо, если сотню… 4100 км за 13 дней!
Иногда дорога казалась бесконечной, иногда захватывающей и красивой настолько, что головой уставала вертеть. Множество километров было пройдено по асфальту, но гораздо более важными и интересными были участки бездорожья: когда от каменистых и крутых перевалов сердце уходило в пятки, а душа парила в небе вместе с орлами, когда мы мокли в болоте, а наши доблестные водители вытаскивали машины, откапывая их по колено в грязи, когда штурмовали каменистые броды многочисленных горных рек и речушек, ложились вповалку на жутких боковых кренах, глядящих в пропасть, проезжали мимо снежников, не тающих даже в июле и дышащих колючим холодом.
Мы проехали популярными дорогами через Кемерово, Абакан, Шушенское, Кызыл, прокатились по любимому и прекрасному Чуйскому тракту в Алтае, побывали на дорогах, где нет ни встречных, ни попутных - Саянский перевал из Хакасии в Тыву, дорога до Мугур-Аксы и дальше на Алтай через грозный, но уютный Бугузунский перевал, дорога на Укок, по которой мы лишь 8 км не доехали до самой зоны покоя, а остановились на минеральных источниках Джумалинские ключи.
Для меня эти суровые и труднодоступные места стали самыми значимыми в поездке, хотя и Ивановские озера, Сундуки, Салбыкская степь в Хакасии, и музей в Шушенском и Саяно-Шушенская ГЭС, и сам Западный Саян были прекрасны настолько, что хочется вернуться туда еще и еще. Но все это «попса» - планируй, садись и едь! А в те дебри можно добраться только на хорошо подготовленном транспорте и желательно не в одиночку, ведь случись что - вокруг ни души на многие километры.
С нами это самое «случись что» тоже происходило неоднократно - в итоге наименее «крепкий» УАЗ не выдержал нагрузки - хорошо, что рядом были верные товарищи и троссссс.
Наш караван из 5 машин встречали везде по-разному: в «цивилизации» лишь чуть удивленно поднимали бровь - мол, откуда в городе колонна таких «заряженных» жипов и куда направляется, в Тыве пришлось пообщаться ночью с группой захвата из почти дестяка машин и кучи людей, приехавших «брать» в нашем лице банду разбойников, терроризирующих их округу уже некоторое время, в Алтае малочисленные жители окрестных юрт, пасущие свои стада на высокогорье, были рады встрече с людьми и общению, рассказывали о себе, о своей жизни в таких трудных условиях и выглядели совершенно счастливыми. Нам только и оставалось удивляться: как можно жить в таких условиях и быть настолько счастливыми?!
Сами мы были счастливы в очень разной степени: кому-то тяжело давалась дорога, тряска, утомительно длинные перегоны, проливной дождь или, наоборот, жара; кто-то не мог привыкнуть к отсутствию душа и теплого туалета и отчаянно радовался, когда на очередной стоянке на берегу появлялся волшебный домик походной бани… этому домику вообще-то радовались абсолютно все! А еще все радовались ухе из язей, пойманных в Енисее, жареным грибам с побережья высокогорного озера Хиндиктиг-Холь и шурпе и шашлыку из высокогорной козлятины. Зато питание в придорожных кафе скорее было необходимостью, чем приятным моментом, потому что накормить вкусно и быстро 20 человек не смогли практически нигде.
Лично мне тяжелей всего давались поздние стоянки, когда едешь-едешь-едешь, солнце садится, ничего уже вокруг не видно, палатку ставишь в темноте и не чаешь дождаться ужина… Пару раз так и уснула голодной. Расстраивало также и то, что времени на общение с природой и тишину катастрофически не хватало: вечная необходимость фотографировать (не потому что надо, а потому что просто невозможно этого не делать) и неприлично короткие остановки… и конечно же доступность аудиосопровождения в автомобиле…
В общем, я свой опыт джип-туризма получила и поняла, что мне там нравится, а что нет, и буду дальше искать «золотую середину» в своих путешествиях - количество, переходящее в качество.
Совершенно всем довольны и счастливы, кажется, были только открытые-всему-миру молодые люди! Такой вид туризма как будто создан именно для них: очень много впечатлений, много азарта, драйва, скорости и экстрима - всего слишком много! Как раз то, что нужно их максималистской натуре, жаждущей получить от жизни всё!
Лишь хочется сказать им в качестве напутствия: БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ - МАТЬ ВАШУ!
А мне остается поблагодарить всех, кто был рядом, за проведенное вместе время, прожитые эмоции, поддержку и опыт! И пожелать всем-всем-всем: Ребята, новых вам, прекрасных путешествий!