Китайские туфельки-лотосы

Nov 10, 2008 15:05

Туфельки, которые столетия назад носили китаянки, - настоящие произведения искусства, поражающие своими крошечными размерами и изяществом. Чтобы стать обладательницей такой обуви маленьким китаянкам приходилось пройти через жестокий ритуал перевязывания ножек. Это тот самый случай, когда красота требовала неимоверных жертв.

В музеях мира хранится множество туфелек-лотосов - память о неизвестных красавицах Китая, незаменимая деталь старинного женского китайского костюма. Здесь собрана небольшая коллекция этой обуви и интересный рассказ.



Китайская туфелька XIX века
Длина 16.5 см

Она же:


Китайские башмачки ок. 1900 года.
Шелковый верх, хлопковая подкладка.
Длина - 15 см.


Та же пара с другого ракурса:


Другая пара китайских башмачков
Датировка размытая - с начала XIX века до 1940 года.
От пяточки до носка - 13 см.


Для сравнения - китайская женская обувь в XIX веке могла иметь и более узнаваемые формы. К примеру, эта пара обуви из Маньчжурии. Анатомическая колодка, каблучок по центру стопы - стимул для семенящей походки.
XIX век, длина 24 см.


Они же, вид сзади:


Длина этих китайских туфелек-лотосов XIX века - 16 см


А этих - 16.5
Металлически нити вышивки растрепались, каблучки традиционно покрыты узорами...




На всех фотографиях экспонаты из музея Метрополитен (Нью-Йорк).

Древняя китайская легенда гласит:
Однажды императору Тайзонгу из династии Танг (618 - 907 г.г.) приснился чудный сон. Ему явилась танцовщица, исполняющая арабески на прекрасном цветке лотоса. Она так грациозно изгибала ножки, что Тайзонгу показалось, будто он видит полумесяцы. Проснувшись, император приказал изогнуть носки своих ступней, притянув мизинец как можно ближе к внешней стороне пятки, и крепко перевязать лентами - так сильно он хотел, чтобы и его ноги стали словно цветы лотоса.

Это лишь одна из многочисленных легенд о том, как в Китае зародилась фантастическая традиция перевязывания ног, просуществовавшая более 10 веков. В другой сказочной истории говорится о хитрой лисе, которая пыталась выдать себя за императрицу и для этого перевязала лапы, чтобы те стали меньше. По версии, которой придерживаются сами историки, в появлении жестокого обычая виноват Ли Ю, правитель южных земель китайского государства. Одна из его наложниц была искусной танцовщицей. Развлекая своего господина, она танцевала на высокой золотой платформе в форме лотоса, балансируя на больших пальцах ножек (историки утверждают, что это стало прообразом будущего балета). Другие наложницы стали самостоятельно уродовать и перевязывать свои ноги, чтобы быть похожей на фаворитку и получить такие же привилегии.

Крошечная, искусственно деформированная ножка-лотос стала в Китае одним из главных символов женской красоты и принадлежности к высшему сословию (только в начале 17 века, желая сравняться с высшей кастой, к таинству перевязывания начали обращаться все китаянки, вне зависимости от социального положения). Крупная нога долго время считалась признаком уродства, и для многих представительниц высших слоев общества удачное замужество просто не могло состояться, если у невесты были большие ноги. Конечно, были и такие девушки, которые отказывались от повязок, бросая тем самым вызов общественному мнению… Но принять такое решение они могли, только став взрослыми и уже пройдя через боль и неудобства ножки-лотоса, ведь процедуру перевязывания обычно проводили девочкам в возрасте от 3 до 11 лет. Деформация стопы и жесткое перетягивание бинтами приводили к тому, что у взрослой девушки пальцы ступней фактически теряли чувствительность, так как кровь в них попросту не поступала. Многие из китаянок в течение всей жизни не могли передвигаться без посторонней помощи, другие же ходили крохотными шажками, с большим трудом удерживая равновесие.

Боль и беспомощность становились дорогой платой за статус, женственность, красоту и изящество. Лучшие обувные мастера изготавливали уникальные туфельки-лотосы, используя самые разнообразные материалы и украшения. Первую пару уменьшенных вдвое туфелек (сшитых на удачу из красной материи) мама заказывала для дочери перед процедурой перевязывания (которая, кстати, считалась большим семейным праздником). В дальнейшем для маленькой ножки горожанки предназначались шелковые туфли, для жительниц более бедных провинций обувь изготовляли из хлопка. От местности, кстати, зависели и стиль, форма и декор обуви. Цвета же оставались едиными для всех - китайские мастера выбирали красный (для торжественных случаев), желтый (цвет императорской семьи, всем остальным разрешалось носить оттенки миндального цвета), голубой (с оттенками зеленого), белый (цвет траура) и черный (подходящий прежде всего пожилым людям).

Традиционным украшением туфелек-лотосов была вышивка, узоры которой чаще всего изображали цветы лотоса (символ солнца и чистоты), животных и растения. Многие женщины сами проектировали свою обувь, передавая мастерам эскизы с необходимым рисунком, который бы отражал их индивидуальность.

Статья о ножках-лотосах - allshoes.ru

Все это воспринимается как тысячелетняя сказка. Даже XIX век - это как-то очень давно... Старые кости никого не пугают, правда?
После умиления маленькими туфельками насколько же дико видеть, что эти ноги еще существуют...





вещественные источники, обувь, Китай

Previous post Next post
Up