Творческий отказ и эпоха застоя. История ЭВМ. Часть 1.

Jun 20, 2019 14:38

Написав заметку в которой я заметил что отказ от творческого труда в строительстве - был первым звоночком от отказе движения к коммунизму. Но ведь помимо запрета творческого труда в архитектуре и строительстве - у позднего СССР наблюдался и "творческий отказ" и в других сферах. Сегодня поговорим об ЭВМ - тех самых компьютерах что были нужны для производства и военной промышленности. И якобы ради концентрации на этих сферах- СССР по мнению anlazz'а отказался от "архитектурных излишеств".

Давайте же рассмотрим ситуацию с введением ЕС ЭВМ в СССР. Самым известным плагиатом технологий СССР, ставший началом конца для микроэлектронной промышленности.

Итак - с чего все началось? А началось все с того что в микроэлектронной промышленность существовал определенный разнобой технологий - Например величина битов в байте зависела скорее от желания левой пятки разработчика. В других машинах даже использовали 3ичную логику - как это было например в ЭВМ Сетунь.
Это были годы расцвета технического творчества- что зачастую порождало некий антагонизм ведущих конструкторов которые считали: зачем делать что то что и другие - когда можно сделать нечто свое? В общем военным и промышленности - сначала приходилось сначала найти того кто делает нечто максимально похожее на то что им нужно - а затем заставить их переключится с интересных творческих задач на то что нужно заказчику. Это создавало определенные трудности - но трудности которые можно было решить банальным вливанием денег в создание элементарной производственной базы - как это было например в Зеленограде в начале 60х.

Немного истории. Так в этом городе изначально спроектированном для производства "Тряпок Косыгина" настроили домов - но своершено забыли построить заводы и промышленные мощности благодаря тем самым "гениальным" решениям Никиты Сергеевича Хрущева - который не желал строительства заводов по примеру Сталина. В результате в Зеленоград пустовал - люди туда не ехали ибо там не было рабочих мест. Но все таки в 1962м голос разума тогда еще возобладал - и многие пустующие дома, школы и спроектированные детские сады - отдали под организацию производств микроэлектронной промышленности.

В результате с начало это дало положительный эффект усиления производства микроэлектроники. Но из за расположения производств в отдельных корпусах - привело к тому что из за разделения по разным корпусам через пару лет это привело к появлению новых технологических школ производства ЭВМ стало по факту цвести еще больше, так как все производства оказались весьма удалены друг - что усложняло "обмен опытом" для динамически развивающийся индустрии. И заказчику от государства - приходилось посещать десятки производств, пусть и расположенном в одном городе - что бы найти подходящего... и затем выяснить что нужный обьем производства он не потянет - а соседи имеют свои проекты, и перестраиваться не хотят.

Долго это терпеть не могли и уже в 1966м году было принято решение с этими цветущими десятками технологичных школ(Буквально, ибо производства находились в типовой постройки здания школ) микроэлектроники что то делать. И поэтому в 1966 г. в народнохозяйственном плане появилось задание МРП разработать аванпроект по ОКР “Ряд”. Задание, сформулированное начальником Главного управления по вычислительной технике МРП М. К. Сулимом, предписывало в течение 1966 и 1967 гг. представить аванпроект “комплекса типовых, высоко надежных информационных вычислительных машин с диапазоном по производительности от 10 тыс. до 1 млн. операций в секунду, построенных на единой структурной и микроэлектронной технологической базе и совместимых системах программирования для вычислительных центров и автоматизированных систем обработки информации”.
На это распоряжение почти все институты положили болт - как "Институт точной механики и вычислительной техники" (ИТМ и ВТ). Так и "Пензенский институт математических машин" не желающий заниматься исследованием того что производят коллеги по СССР и вынесения решения по тому что нужно в итоге всем делать.
В итоге - решение по тому что нужно делать с электроникой досталось "Конструкторскому бюро промышленной автоматики" ( КБПА) и "Институту прикладной математики"(ИПМ) Весьма далеких от реального производства.

Так ИПМ на пальцах подсчитало что, что программы, составленные для IBM-360, требуют в 1,5-3 раза меньшего объема памяти, чем программы БЭСМ-6, “Весна”, М-20.
Что в дальнейшем оказалось ложью :

К примеру, наверное, знаменитая разработка С.А. Лебедева - законченная в 1967-м БЭСМ-6, которой суждено было стать одной из самых выдающихся мировых разработок в области вычислительной техники. Директор английского музея вычислительной техники Дорон Свейд в 1996 году писал по поводу БЭСМ-6, что «пресловутое технологическое превосходство США в период «холодной войны» было в значительной степени мифом».

ДА и когда оборудование все таки скопировали по отзывам очевидцев в 1973м это все выглядело как совсем печальным и не лучшим образом :

«Только в 1973 мне довелось увидеть первую машину ЕС-1020. И она... не работала. Ее налаживали, налаживали, налаживали... Наконец, к концу года заработала с горем пополам, и оказалось, что машина по памяти, быстродействию, периферии слабее, чем «Минск-32», который уже лет пять как скромно трудился себе в соседнем зале. ... качество техники было ужасающим, она налаживались месяцами и требовала неустанных усилий для поддержания работы. ... добротная продукция братьев-демократов была каплей в море бессовестного брака, где особенной наглостью отличались «тридцатки» - творения армянских мастеров. Те попросту приходили без трети комплектующих. Шутили, что их «разливают» в подсобном цеху Ереванского коньячного завода»

Так что итоговое решение комиссии по ВТ АН СССР и ГКНТ от 27 января 1967 г. под председательством академика А. А. Дородницына, которым было предложено принять для “Ряда” архитектуру IBM-360 “с целью возможного использования того задела программ, который можно полагать имеющимся для системы 360”. Это решение было принято практически при поддержке присутствующих представителей организаций, которым предстояло работать по программе “Ряд”. Альтернативного предложения на этой комиссии никто не выдвигал, так как все остальные промышленные и научные производства были заняты своими более интересными задачами - и даже не подозревали что их "молчание" по данной теме которую они считали глупой - будет сочтено согласием.

Так началась эпоха копирования IBM 360 - По мере вникания в тонкости копирования - приходилось вовлекать все больше и больше народу на это дело. Как отметил М. Е. Раковский, заместитель председателя Госплана CCCР и председатель МПК по ВТ, отметил в печати, что впервые в истории стран социалистического содружества началась реализация общего проекта, в котором принимали участие 20 тыс. ученых и конструкторов, 300 тыс. рабочих и техников на 70 заводах. И лишь к 1971 г. прошла совместные испытания первая машина Единой системы Хотя планировали это сделать еще в 1968-9м. Вместо экономии тех самых 5 миллиардов долларов якобы потраченных IBM на проектирование IBM-360 СССР по итогу выкинул в мусорку труд тысяч людей и потратил большую сумму в рублях на копирование устаревшей системы 1964го года, сменив акцент разработки с разработки своих производств .

В результате начав с ситуации когда отставание было лишь "в голове" - в итоге СССР пришел к ситуации когда у него возникло отставание от IBM в 7 лет.

Наиболее точно и без излишней дипломатии резюмировал суть ситуации разработчик «Эльбруса-2» Б.А.Бабаян (много лет спустя, в речи 1998 года):
«Расчет был на то, что можно будет наворовать много матобеспечения - и наступит расцвет вычислительной техники. Этого, конечно, не произошло. Потому что после того, как все были согнаны в одно место, творчество кончилось. Образно говоря, мозги начали сохнуть от совершенно нетворческой работы. Нужно было просто угадать, как сделаны западные, в действительности устаревшие, вычислительные машины. Передовой уровень известен не был, передовыми разработками не занимались, была надежда на то, что хлынет матобеспечение... Вскоре стало ясно, что матобеспечение не хлынуло, уворованные куски не подходили друг к другу, программы не работали. Все приходилось переписывать, а то, что доставали, было древнее, плохо работало. Это был оглушительный провал».

Продолжение следует в котором будут более подробно расписаны последствия столь глупого решения.

СССР, Заблуждения, ЭВМ, Экономика, США, Коммуникации

Previous post Next post
Up