Медвежьегорск и Повенец

Nov 01, 2018 00:23

Закончу сегодня рассказ о Медвежьегорске. Как ни странно, само появление городка связано с войной. Во время Первой мировой войны у России возникла потребность в железнодорожном сообщении с северными портами на побережье Баренцева моря. Началось строительство дороги. Тогда и появились станция Медвежья гора и поселение рядом с ней. В 1915 году был построен деревянный вокзал, который и до сих пор цел.


[Ещё фотки вокзала]








Прекрасный образец деревянного модерна! Рядом с вокзалом сохранились деревянные дома того же времени и того же стиля:









Само название "Медвежья гора" происходит, говорят, от находящихся рядом живописных холмов, похожих на прильнувших к воде медведей. Не уверена, что это так, но по версии экскурсовода - так. А вот и холмы:




Обратите внимание на человека рядом с машиной. Его зовут Алексей, и я вспоминаю его с огромной благодарностью. Это был наш проводник по Медвежьегорску. История приключилась такая: по программе нам положена была автобусная экскурсия по городу (Медвежьегорск в 1938 году получил статус города). В качестве экскурсовода с нами ехала весьма пожилая и грузная дама в широкополой шляпе, которой явно уже давно пора на пенсию (даже с учётом нынешней пенсионной реформы). Даме было жарко и лень, она что-то невнятно бормотала, глядя в исписанные листочки блокнота и постоянно сбиваясь и повторяясь. Впрочем, сваливать на неё всю ответственность за плохо организованную экскурсию я не стану. А фишка мероприятия была в том, чтобы завезти туристов в сувенирный магазин на полчаса, а потом быстренько на автобусе провезти по городку и отправиться назад - в Повенец, с заездом, правда, в урочище Сандармох. Спасибо им хотя бы за это! В сувенирном магазине были те же вещи, что и во всей остальной Карелии, к тому же явно дороже, чем в других местах. Я углядела, однако, путеводитель по Медвежьегорску с фотографиями и тут же его купила. Даже бегло просмотрев его, увидела, что в городе много чего есть посмотреть. Но на мой вопрос, покажут ли нам всё это, наша дама презрительно сказала, что Медвежьегорск - совершенно не интересный город, и смотреть в нём нечего. "Обычный провинциальный городок со сталинской архитектурой"!Короче, вернувшись через час в Повенец и имея в своём распоряжении два с лишним часа, мы решили ещё раз вернуться в Медвежьегорск и погулять там самостоятельно! Стали расспрашивать местных торговцев на пристани, где найти такси, и тут один из них (это и был Алексей) предложил: "Дадите тысячу рублей, я сам вас отвезу и всё вам покажу"!Конечно, мы согласились, и потом не пожалели об этом, более того - поездка была такой насыщенной и интересной, что мы сочли необходимым заплатить больше за такую прекрасную экскурсию. Итак, мы в машине, упоительно пахнущей копчёной рыбой, едем обратно в Медвежьегорск, и Алексей рассказывает нам о себе и о своей земле. Он местный, родился и вырос в Повенце, а учился в Москве, имеет два высших образования. Но вот - вернулся в Карелию. Меня поразило, как он знает историю своего края, всю дорогу он рассказывал нам о Повенце и Медвежьегорске, о Повенецком заливе Онежского озера и обо всех поселениях и местах, которые мы проезжали. И о Сандармохе - так, как не рассказала нам наша тётенька, которой было всё равно... И о том, что, идя в местный лес за грибами или ягодами, почти наверняка наткнёшься на солдатские останки - наших, финнов - до сих пор лежат повсюду.
Прежде всего он привёз нас в тот музей, о котором я уже поведала в прошлом посте. Потом - на вокзал, на станцию Медвежья гора. Там рядом ещё стоит чудный паровоз:


Показал и тот посёлок, в котором снимали фильм "Любовь и голуби". И голубятню ту самую:






Он рассказал нам о военных укреплениях, оставшихся с финской войны. Правда, доехать туда мы уж не успели. Ну, значит, в следующем году (а мы там будем, даст Бог).

В Повенце мало что сохранилось от старых времён. Дело в том, что во время войны водой из канала затопило весь посёлок - это было сделано по стратегическим соображениям. Но все старые постройки попросту смыло. Остались старые петровские печи - от железоделательного завода, который тут когда-то был:






На обратном пути Алексей провёз нас немного вдоль Беломоро-Балтийского канала. Там до сих пор деревянные постройки.












Когда-то вдоль канала были поселения - здесь жили инженеры, руководители стройки. Сохранились дома, клуб, даже колонка с водой - до сих пор люди набирают. А дома в запустении... Жизнь уходит из этих мест, а сам канал эксплуатируется менее, чем наполовину.










Возле второго шлюза канала стоит сейчас храм. Красивый, деревянный, построенный в традициях северного зодчества.Хотя это новодел, местный уроженец построил. Храм посвящён Николаю Чудотворцу и, как я понимаю, всем строителям Беломорканала.








В Повенце тоже есть музей, посвящённый Беломорканалу. Ведь именно здесь он начинается, так и называется его начало - Повенецкая лестница. Этот музей создала местная жительница. Это тоже я оставила на следующий год. С теплохода мне удалось сфотографировать вход в канал:


Эти места не оставили меня равнодушной. Вот почему я хочу вернуться сюда ещё раз.

Медвежьегорск, круизы, теплоходы, город, важное, Водоходъ, архитектура, Карелия, "Виссарион Белинский"

Previous post Next post
Up