утверждает, что небывалый подъем живописи на рубеже 14-15 веков был связан с появлением устройств, являющихся прототипами современных фотоаппаратов. Согласно этой гипотезе, художники сначала получали фотографическое изображение объектов, а затем его дорисовывали. Благодаря этой технике им удавалось добиться невиданной ранее точности в передаче даже самых мелких деталей. Желающие ознакомиться с этой гипотезой подробнее могут прочитать соответствующие статьи (например,
http://www.adme.ru/hudozhniki-i-art-proekty/sekretnoe-znanie-543505), а также посмотреть фильмы
http://youtu.be/JKbFZIpNK10 и
http://youtu.be/MDIiVkoTik8.
Я бы не обратил особого внимания на эти публикации, если бы не увидел для этой гипотезы неожиданного подтверждения. Когда-то я читал исследование академика Бориса Раушенбаха о перспективе в живописи. До Ренессанса художники (точнее, иконописцы) пользовались так называемой обратной перспективой - предметы на заднем плане были больше, чем на переднем. Следы обратной перспективы можно обнаружить даже на картинах Джотто, но уже после Джотто произошел перелом. От иконописной обратной перспективы произошел резкий поворот к прямой (итальянской) перспективе.
Учитель в школе заставлял нас использовать итальянскую перспективу, рисовать посередине листа бумаги точку, и изображать все предметы сходящимися к этой точке. Это вызывало у меня протест, потому что противоречило моему восприятию мира. Я постоянно норовил уйти от итальянской перспективы, хотя не понимал, почему.
Борис Раушенбах в своей знаменитой книге "Общая теория перспективы" показал, что итальянская перспектива не соответствует нормальному человеческому восприятию (если только человек смотрит на мир двумя глазами, а не одним). Он назвал "человеческую" перспективу перцептивной. Отклонения от итальянской перспективы вызываются особенностью обработки мозгом информации, получаемой одновременно от двух глаз. Перцептивная перспектива хорошо заметна на полотнах постимпрессионистов, особенно Ван Гога и Сезанна.
Два основных отличия перцептивной перспективы от итальянской:
1) Предметы на заднем плане кажутся несколько крупнее. Например, гора Сен Виктуар на картинах кажется больше, чем на фотографии.
2) Угол зрения приподнят. Может показаться, будто Сезанн залезал на стремянку, когда писал некоторые свои картины. Горлышки кувшинов на картинах Дерена почти круглые, хотя кувшины находятся не под художником, а на удалении.
Так вот, возвращаясь к главной теме нашего разговора. Переход на итальянскую перспективу произошел как раз во времена Реннесанса, примерно в 1420 году, а ведь она, прямая перспектива, характерна для фотоаппарата, а не для человека. Так что я не удивлюсь, если когда-нибудь археологи обнаружат эти древние фотографические приспособления.
Я - полный дилетант в живописи. Буду рад, если откликнутся профессионалы.