Имперская тюрьма vs советская тюрьма:цитаты.

Apr 06, 2012 16:13

Поскольку моим профильным интересом является сравнение тюремных систем поздней Российской Империи и СССР, а компаративистика весьма лукавая наука, условная левая часть читающий аудитории и общественно-политического спектра меня иногда пытается упрекнуть в некорректной методологии.

Мол, ну как можно сравнивать? Разные государства, разные режимы, бессмысленно и некорректно.

Закономерным ответом, на мой взгляд, является простой факт. Поскольку Российская Империя непосредственно предшествовала Советскому Союзу, а в СССР сильно не жаловали всех борцов против самодержавия кроме самих же большевиков, в 1920-1930-е появилось предельно любопытное явление,- целая когорта людей, в основном, представители социалистических дореволюционных партий, успевших посидеть и при царе, и в новой, обновленной пролетарской тюрьме.

И вот эти люди почему-то сравнивали. И я бы не сказал, что методологически некорректно. Опирались на свой личный эмпирический опыт.

И вот рефлексия этих людей по поводу условий пребывания в местах лишения свободы при двух режимах, да и вообще концептуальных обобщений "за что боролись, на то и напоролись" меня почему-то всегда сильно вдохновляла.

Существует несколько цитат от людей, которые умудрились посидеть и там, и там. Которые очень точно выражают мое, скажем так, итоговое мнение относительно царской тюрьмы по контрасту с тюрьмой советской. Хочу поделиться ими с общественностью.

" По личному опыту должен сказать, что тюрьма в старом режиме была более патриархальным и мягким учреждением, чем усовершенствованная тюрьма в советском режиме. Были, конечно, ужасы Петропавловской крепости и Алексеевского равелина. Этого опыта я не имею. Но в среднем соотношение мне представляется таким. В старом режиме стража тюрьмы состояла из довольно добродушных русских солдат, которые видели в заключенных не "врагов народа", а врагов правительства, начальник тюрьмы управлял патриархально, если не был особенным зверем, что, конечно, случалось. В режиме советском, революционном стража тюрьмы видела в заключенных "врагов народа" и революции, и управление тюрьмы было отнюдь не патриархальным, оно отражало диктатуру и террор.(Н.Бердяев," Самосознание")

Эсер М.Вишняк : "Лишение свободы это - особое состояние, которое надо пережить, по описанию о нем судить нельзя. Как здоровье или воздух, свободу ощущаешь и особенно ценишь, когда ее нет. Конечно, тюрьмы царского времени, если исключить прославленные своей жестокостью Рижский и Орловский централы и некоторые другие, не могут идти ни в какое сравнение с советскими тюрьмами, изоляторами, исправительными домами и концлагерями. И в тюрьмах царского времени было несладко сидеть, но в той форме и мере, в какой тюремный режим признавал известный минимум прав за заключенным, соблюдение этого минимума было обязательно для тюремщиков, которым вовсе не всегда внушали, что заключенный классовый враг и «гад», которого надо обезличить, унизить, истребить."конец цитаты.

(В камере) Был один народоволец, фамилии не помню. На этого я смотрел, как на святого. Он отсидел 25 лет в Шлиссльбургской крепости, это еще до революции. При советской власти на первых порах пользовался даже какими-то льготами. Но потом был арестован. Он говорил, что в Шлиссельбурге сидеть было легче, чем здесь, на Шпалерке. (Ботвинник М. С. Камера № 25 / лит. обработка Н. В. Ларцевой // Уроки гнева и любви : Сб. воспоминаний о годах репрессий (1918 год - 80-е годы). Вып. 7 / сост. Т. В. Тигонен. - СПб., 1994. - С. 67-74.)

“”За два-три дня до 7 ноября по расписанию нам полагались очередная выдача книг и получение продуктов из тюремной лавочки, но администрация тюрьмы по неизвестным причинам отложила выдачу, несмотря на то, что мы всеми силами старались не допускать ни малейшего нарушения режима. Таким образом, в праздничные дни 7 ноября 1938 года мы оказались без книг и без продуктов. Подавляющее большинство арестованных впервые проводили день Октябрьской революции в своей, советской тюрьме, но среди них было немало старых большевиков, которые до революции побывали в царских тюрьмах и рассказывали, как в дни религиозных праздников в царских тюрьмах даже для политических был облегченный режим: разрешались передачи, свидания с близкими и т.п. Невольно напрашивались сравнения.”
(М.П.Шрейдер "НКВД изнутри:записки чекиста".)
Previous post Next post
Up