Очень часто на пафосно-праведный, бичующий тон докладных эпохи Берии и "борьбы с перегибами на местах" (см. предыдущий пост) после окончания террора 1937-1938 гг. ("большевистская критика и самокритика в силовых ведомствах") покупаются даже вполне умные и квалифицированные люди.
Простой пример фарисейской и половинчатой сущности "борьбы с
(
Read more... )
Общая сторона вопроса -- это желание найти "козлов отпущения", когда ранее проводимая политика приводит к неудачами. Так бывает везде и всюду, так как никому не хочется отвечать за провалы.
Специфика же именно советской системы заключается, предположительно, в следующем:
1. Часто встречавшееся расхождение между реальными и заявленными целям проводимой политики, что приводило к потребности найти "козлов отпущения" даже в тех случаях, когда реальные цели политики были достигнуты. В данном случае реальные цели и заявленные цели политики Большого террора были совершенно разные, что вызывало потребность в дополнительной маскировке.
2. Отсутствие у назначенных "козлов отпущения" возможности публично представить аргументы в свою защиту, как то было не только во время первой бериевской оттепели, но и во многих других случаях. Например:
2а. После ареста Берия в 1953-м году, когда на него остальные члены Президиума ЦК КПСС "повесили всех собак" не только за его действия после смерти Сталина, но и за действия Сталина в последние годы жизни.
2б. После разоблачения "Рязанской афёры" в конце 1960-го года, когда Хрущёв свалил всю вину на Аверкия Аристова.
Reply
Leave a comment