Намедни прислали несколько ссылок, где некто Павел Пряников постулирует ряд любопытных аргументов о моем непосредственном научном профиле - сталинской тюремно-лагерной системе (ГУЛАГе). Также сообщили, что Павел довольно известный в РФ левый 'интеллектуал-просветитель', политический журналист, историк. Беглый поиск по гуглу подтвердил, что тема
(
Read more... )
При обследовании Кемского Отдельного Пункта (Вегеракша) получено свыше 20 жалоб на истязания и на о. Революции - 48. Особенными зверствами на о. Революции отличался командир 5-й карантинной роты заключенный Курилко, печальная слава о котором проникла даже в украинские ДОПРы; наиболее изощренные художества: заставлял заключенных испражняться друг другу в рот, учредил специальную «кабинку» для избиений, ставил голыми на снег («стойка»), принуждал прыгать зимой в залив и пр. Лишь к несколько более легкой форме проявили себя другие «администраторы».
Самое жуткое зрелище предстало перед членами Комиссии на командировке при ст. Разнаволока. Несмотря на усиленную подготовку к приезду Комиссии (экстренное обмундирование ночью раздетых, вывод заключенных из карцера, уничтожение клопов при помощи пожарной команды и проч.), - Комиссии удалось выявить настолько тяжелую картину общего режима, что невольно припомнилось излюбленное выражение знаменитого Курилко: «Здесь власть не советская, а Соловецкая».
Штраф-изолятор, в котором помещается 51 человек, представляет большую комнату, отапливаемую раз в два-три дня; в полу и стенах щели; масса клопов; нар нет совсем; в несколько рядов стоят простые скамьи без спинок в четверть аршина шириной; все арестованные (штрафники перемешаны со следственни-ками) одеты только в белье, в белье же выводятся оправляться (два раза в сутки) и в баню. Режим следующий: с 3 часов утра до 9 часов вечера арестованные сидят («на жердочке») неподвижно и молча; за малейшее нарушение распорядка - побои. В 8 часов вечера - проверка, с 9 до 3 сон на полу. Для укрывания выдается по одному предмету из вещей заключенного. За почесывание в поисках клопа - пинок ногой. Сидят в таких условиях неограниченное время, многие до года. Освободившиеся вспоминают о «жердочке» с ужасом.
Режим следственного изолятора отличается отсутствием "жердочки", наличием нар и тем, что заключенные имеют одежду. Избиения же процветают в такой же степени, как в штрафном изоляторе. При освидетельствовании избитых обнаружены не только ссадины, рубцы, кровоподтеки, но и значительные опухоли, а у одного и перелом ребра. «Особо» провинившихся сажают в «кибитку» - карцер, существование которого начальник командировки тщательно пытался скрыть. В карцере, сконструированном наподобие вышеописанного (лесозавод N° 4), нет нар, сквозь круглые щели пробивается снег. Провинившихся держат в нем независимо от погоды по 2-5 часов, в одном белье. Выпускают только тогда, когда застывающие от холода жертвы начинают исступленно вопить. Один из заключенных в «кибитке» за несколько дней до обследования искромсал себе куском стекла живот. Заключенные в общих бараках также в отдельных случаях жалуются на избиения.
....
Председатель Комиссии Шанин
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. On. 8. Д. 116. Л. 1-3, 61-65, 88-89, 102-112. Копия. Опубликовано: История сталинского Гулага. Конец 1920-х - первая половина 1950-х годов. Собрание документов в 7 томах. Том 4. Численность и условия содержания. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004.
Reply
Reply
Leave a comment