Обратимся к фундаментальному труду Иванова. Высшая школа России в конце XIX - начале XX в. М., 1991, с. 318-319: на 1913 год
Юристы - 2624
Врачи - 2042
Педагоги - 1747
Офицеры * - 444
Священнослужители (православной, католической и евангелической церквей) - 236
Востоковеды - 53
Инженеры фабрично-заводского производства - 1277
Инженеры
(
Read more... )
Насчет того, что двигатели были импортные,- это известный аргумент, в ЖЖ он в каждом втором посте, призванный доказать отсталость РИ в авиастроении. Признавая определенную его оправданность, Я пока этот вопрос разбираю, как водится, в контексте, посему никаких еще категоричных суждений делать не буду и вообще я в военной истории далеко не профи, а уж тем более в промышленности. Но активно интересуюсь. Безусловно, в плане мобилизации двигателестроения мы продули в пух и прах в ходе ПМВ мировым лидерам. Но не так все однозначно.
Суть здесь вот в чем, как мне кажется. РИ в плане авиационной индустрии была худшая из лучших, скажем так. т.е мне кажется Сапрыкин имел ввиду то, что в РИ существовала уникальная для тех лет технологичная, как сейчас модно выражаться, инновационная индустрия, пускай в зачатках, но такого в других странах, кроме "мастадонтов"-5-ки мировых лидеров еще нигде не было. И мы занимали не такое уж и плохое 5-ое место. Не 194-ое же.
А насчет двигателей, сейчас попытаюсь найти материалы, которые мне удалось нарыть, просто выскажу свои соображения, а уж покажутся они Вам убедительными,- не знаю.:)
Reply
А в остальном как-то не ясно. Пыхалов и ко ставят Россию после США, Англии, Франции, Германии, Италии по развитости. И Вы ставите по развитости туда же. А в чём отличие-то?
Reply
Дело-то не в мобилизации, а в том, что авиапромышленность у нас была объективно слабая и слабость её в ПМВ просто проявилась. В сущности никто не готовился к мобилизации авиапромышленности, потому тут говорить о некой отсталости России странно. ---
Я все ищу свои материалы, как найду, отвечу Вам здесь:)
А в остальном как-то не ясно. Пыхалов и ко ставят Россию после США, Англии, Франции, Германии, Италии по развитости. И Вы ставите по развитости туда же. А в чём отличие-то? ---
Смотря в чем. Прямо вот такого некого общего интегрального показателя "развитости" все-таки нет,- уж очень много всяких специфических отличий, на мой взгляд.:)
Пыхалов и ко считают, что РИ страшно отсталая и постоянно этим педалируют,- для них распад РИ,- однозначное благо, потому что потом пришли "наши" и все стало зашибись.
Для меня гибель РИ,- катастрофа, при всех негативных чертах этой монархической государственности. Я для себя придумал некую концепцию негативных прецедентов и антирекордов. И через эту призму смотрю и сравниваю два государственных образования. Негативные антирекорды раннего СССР для меня вообще тихий ужас,- это прежде всего катастрофа 1932-1933гг, с его невиданными даже для отнюдь не благостной Империи миллионными жертвами, расстрелы политических по тыщи в день в течении года, создание негативных прецедентов в пенитенциарной системе и т.д и т.п.
Я ни в коем разе не пытаюсь идеализировать Империю,- там была масса крайне острых социальных, экономических, политических проблем, но мне не нравиться, что статьями вроде пыхаловских подводиться фаталистическая, якобы неизбежная, база под революцию,- стараются доказать, что ее было срочно нужно проводить, ибо "не было инженеров, хлеба, спичек, женщин, а еще в царской России умирали миллионами от голода" и пр. Особенно раздражает, когда прибегают к вранью.
Reply
Созвучно моим мыслям. Поддерживаю.
Reply
Reply
Reply
Reply
Что как бы подводит к мысли если и о неизбежности, то уж точно о закономерности (неслучайности) революционного взрыва 1917 года. Нет?
Reply
Reply
Reply
В остальном- считайте как угодно. Я что хотел сказал. Sapienti sat.
Reply
Reply
-в системности и катастрофичности отставания
Reply
Плюс "традиционная" для России бюрократия, препятствовавшая внедрению инноваций.
Reply
Reply
Но ваша (и хозяина этого ЖЖ) сила и уверенность кроется именно в НЕЗНАНИИ материала :-)
Аналогом российского ИМ являлся итальянский многомоторный "Капрони", выпускавшийся с начала 1914 года, причем в куда больших количествах (он даже поставлялся на экспорт во Францию). Более того, уникальность "Муромца" -- именно в его ОТСТАЛОСТИ: схема тяжелого самолета с бипланным расчалочным крылом большого удлинения устарела уже к 1916 году и никем более не использовалась -- хотя в самом деле давала бОльшую весовую отдачу. Увы, для тяжелого военного самолета надежность конструкции и скорость полета важнее формальных цифр грузоподъемности на лошадиную силу.
Да, массовый выпуск двигателей большой мощности (свыше 150-200 л.с.) для ИМ мы наладить так и не смогли. Так что хвалиться высокой отдачей на мощность -- это выдавать нужду за добродетель...
Я вам открою более страшную тайну: если начать разбираться по другим областям техники, ситуация будет в точности та же самая. Вы в курсе, что заказ броненосца в Англии обходился в два раза ДЕШЕВЛЕ, чем постройка аналогичного броненосца на отечественных верфях? Вы знаете, что свою рекордную скорость в 37 узлов знаменитый "Новик" получил с ИНОСТРАННЫМИ машинами? Для остальных эсминцев серии мы такие сделать не шмогли... Но если опускать вот эти подробности, РКМП в самом деле станет родиной слонов...
Reply
Leave a comment