Если вечер сулит перспективу читать Кафку именно тогда, когда не хочется вообще ничего читать, тем более Кафку, или того хуже - кого-нибудь из методистов, будь они не ладны, что напридумывали столько никому не нужной фигни, я выбираю, конечно, третье: написать пост в жж. Из обрывков разговоров и комментариев, собранных наконец-то воедино, родилось вот это, давно и тщательно вынашиваемое детище. Почти 2 года назад я писала про своё видение 90-х - из-под стола или с высоты детского стульчика. Однако вот с чем-чем, а с памятью у меня всё в порядке, особенно если дело касается мелочей, ненужностей и всяких бредовых подробностей, о которых, казалось бы, все забыли, но нет! Обо всём помнит Лера, гордо окрестившая себя «сундучком со старьишком». Там такое хранится, братцы, что хоть стой, хоть падай! Выуживать - одно удовольствие! Так что продолжим. Хронологические рамки, правда, расширим: ухватим ещё начало «нулевых».
Вообще, когда речь заходит о 90-х, все люди моего возраста сближаются. То есть происходит такое повсеместное братание: ты живёшь, весь такой серьёзный и взрослый, уникальный, повторяешь фразу «тебе никто не равен никогда», подчёркивая свою значимостьну, я, конечно, не про себя говорю, как вы понимаете, а тут - бац - и напоминают тебе про какую-нибудь фенечку из детства, и её, оказывается, знаешь не только ты, и это так радует, что хочется заорать: «Да-да! Так оно и было! А вот помнишь ещё…» Допустим, у всех были дурацкие «лизуны» - мягкие разноцветные шарики, которые прилипали к потолку и стенам. Все смотрели «Сейлор-Мун», «Лу-Лу - ангел цветов», «Черепашек ниндзя», поглощали киндер-сюрпризы в немереных количествах, радуясь всяким бегемотикам, пандам, крокодильчикам и пингвинчикам и расстраиваясь, если, поднося оранжевую колбочку к уху, в ней звенели какие-то детали: как правило, игрушки, которые нужно было собирать, оказывались не такими красивыми и интересными. А ещё у всех были альбомы со стикерами от вафель Ку-Ку Ру-Ку. Нередко на этой почве происходили всевозможные обмены по принципу «ты мне, я тебе».
Если захватить начало «нулевых», то самой любимой фенечкой этой поры я считаю манипуляции с радио: когда понравившиеся треки записывались на кассеты - с начала, с середины, да хоть бы и последние аккорды - главное - записать! Услышав что-нибудь такое, я бежала к музыкальному центру, жала на rec и удерживала пальцем сломанную к тому моменту вторую кассетную деку. Кстати, записи с конца песни - это даже не так плохо. Ничего лишнего. Так я записала, например, karma police - любимый кусочек про for a minute there lost myself, который перематывался бесчисленное количество раз, видимо, до того самого момента, когда плёнку уже невозможно было засунуть обратно. А ещё забавно, когда мы забывали нажать stop, и на таких кассетах оставались куски рекламы или трёпа ди-джеев. Сейчас было бы интересно послушать. Как я радовалась в гостях у Любы: у неё ещё «жив» музыкальный центр с кассетными деками и - самое главное - живы сами кассеты, такие вот собственноручно наляпанные сборники! У нас, например, был целый ритуал составления таких вот «сборников»: одни, праздничные, предназначались для дней рождения: чтобы поплясать, а другие, путевые, их было больше, чтобы слушать в нашей Тверской глуши, где не ловило радио, а уж тем более наше любимое - ultra. Или «ультрочка» - как мы нежно её называли. Вообще прослушивание Ультры тоже было своеобразным ритуалом. Мне кажется, что я знала какое-то нереальное количество групп, знала, как зовут всех вокалистов, у кого какой альбом вышел и т. д. Обо всём этом возвещала Раиса Ивановна в коротеньких выпусках новостей. А ещё были забавные «Сказки на ночь». В общем, под Ультру мы засыпали и просыпались, всё это, правда, в конечном счёте привело к тому, что я несколько лет вообще не могла слушать западную музыку, но потом ничего, оклемалась.
Но это всё цветочки. Считайте, что это было предисловие. Самое главное, мои дорогие, последует сейчас. Ещё одним характерным признаком для выросших в 90-ые является знание определённой музыки. Так что если такие душещипательные строки, как «ну где же ты, студент, игрушку новую нашёл: не думал, не гадал, а девочку мою увёл» - для вас пустой звук, или вы не слышали композиции Аркадия Укупника и никогда не колбасились под «Самба Дижанейру», то под кат лучше не лезть. Там СТРАШНО!
Я уже не помню, с чего всё началось. То ли с того, что мама периодически напевала что-нибудь душевное типа: «Дева-дева-девочка моя, если бы ты знала, как люблю тебя» или «Плим-плим-плим, я не ревную тебя. Плим-плим-плим, обиды нет», в результате чего мы с сестрой стали вспоминать всех этих феерических исполнителей по принципу «кто помнит больше». По ходу дела подключались все, кто только можно. Бушуева, например, напомнила мне про певицу Каролину, а Любовь Александровна - про Светлану Владимирскую. Это было вообще забавно: идём мы по улице, я пытаюсь припомнить эту Владимирскую, и говорю «а это случайно не та, которая пела про «Магадан, заброшенный рай?», тут выясняется, что никто, кроме меня этой композиции не помнит, и вдруг - о чудо! - какой-то грузчик нам и разъяснил ситуацию. «Простите, пожалуйста, - сказал мужчина. - Это Ветлицкая пела про Магадан, а Владимирская пела «Мальчик мой», она потом ещё ушла в секту Виссариона». Мы, признаться, выпали в осадок. Какая у людей память, какие обширные знания! Вот что значит old school!
Ещё из подобных случаев: сестра рассказывала, как к ней подошли какие-то подвыпившие ребята и спросили: «А вы случайно не знаете, кто это пел - Анне Вески или София Ротару?» Услышав отрицательный ответ, люди расстроились: «Так неужели ж мы такие старые…?»
В общем, я решила сделать сестре презент: записать как можно больше песен детства. Запись происходила в режиме онлайн: Катя что-нибудь вспоминала, я тут же забивала в яндексе и скачивала (это у нас общение по телефону так происходило). В результате «лучшего, любимого и только для вас» набралось на целый диск. А сколько всего туда не попало! Но в наш сборник, конечно, вошло основное: например, наши с Катей любимцы образца 94-95 года - army of lovers. Их постоянно крутили и по радио, и по телику, а мы радостно бегали и подпевали «САВОСЕЙШН РЕВОЛЮШН» вместо hail the sexual revolution.
Общими усилиями мы вспомнили певицу Лику, Натали, Вику Цыганову, «Стрелок», «Божью коровку», Евгения Осина, группу «Кармен», кабаре-дуэт Академию, Богдана Титомира, Кристиана Рея, Таню Буланову, «А-студио», «Дюну». Бушуева тут изрядно меня повеселила: у неё в классе училась дочка кого-то из участников «Дюны». Девочка об этом скромно умалчивала, а «звёздный» папа бил себя кулаком в грудь и кричал на каждом шагу: «Я - музыкант, я - гитарист «Дюны»!» Мы с Александрой смеялись: как будто он - гитарист rolling stones, гордость-то неимоверная - САМА «ДЮНА»! «Наш Борька - бабник, и Сашка - бабник, Серёга - тоже бабник хоть куда!»
И вот представьте себе, сижу я, значит, вечерком и вместо всех методистов скачиваю прекрасные мелодии, а потом ржу на всю квартиру. Вот этот, например, с позволения сказать, текст Минаева заставил меня смеяться до слёз:
А жена его звалась Мари-Елена
Надругать её решил аборигена
Нам известен он как крокодила Гена
Дон Чебурашко-Чебурено
Макарена пил текилу после смена
А жена сидела дома на измена
А в окне возникла крокодила Гена
А соседи всё видали
Чао, мучачос кокодрила-гамадрила
Аста маньяна макароны и текила
В нашей программе целый вечер на арена
Э, Макарена
Макарена, Макарена, Макарена
Виновата буржуазная система
Что теперь слова известного рефрена
Про рогатый Макарена
Чао, мучачос кокодрила-гамадрила
Аста маньяна макароны и текила
Ща будет душераздирающая сцена
У Макарена
Макарена вышел из крутого крена
Все на корриде повалились на колена
Быки от страха наложили на арена
На Макарена
Но Макарена запустил свой автогена
Тут пробирался мимо крокодила Гена
И галогена изуродовала члена
Общества животных Картахена
А наш герой национальный Макарена
Всё колотил и целовал Мари-Елена
Другую серию найдёте по программе
Оставайтесь с нами
Чао, мучачос кушал водку чачу пил
После текилы макароном закусил
Другую песню сочинить нам не проблема
Без Макарена
Я даже потише сделала, чтобы маму не удивлять. А то у меня обычно какой-нибудь арт-рок, брит-поп, трип-хоп, а тут Минаев или душераздирающее - «Два кусочЕка колбаски у тебя лежало на столе! Ты рассказывал мне сказки, только я не верила тебе!»
С того самого момента, как я зарегистрировалась на ласт.фм, я стала осторожнее с прослушиванием подобной музыки:) А то, значит, Лера слушает что-нибудь красивое и заковыристое: de phazz там, например, или tori amos, и тут - на тебе - выползает что-нибудь непотребное вроде Аркадия Укупника:)
Из разговора с сестрой:
-Боже, сколько же в моём мозгу хранится…
- А в моём!
- Да, а если сложить наши мозги, то что будет…
(я, радостно)- Взрыв мозга!
Но что важно: вот приходишь домой уставший, расстроенный, включаешь компьютер, лезешь в папочку shit, а там Пресняков поёт "На Чёрное, Чёрное море уеду я!". А далее по Гришковцу: "И настроение мё улучшилось".