...когда в популярной центральной газете появляется статья, в которой утверждается, что причиной депортации крымских татар был еврейский заговор, это уже в голове не укладывается. «Их высылка не была делом коммунистов, но объяснялась происками американо-еврейского лобби», утверждает в статье «Татар из Крыма выселели ради евреев?», опубликованной в апреле в многотиражном еженедельнике «2000» человек, подписывающийся как «Исраэль Шамир». [...]
Подло натравливая крымских татар на евреев, И.Шамир, конечно, не оригинален. К сожалению, должен сказать, что мне и раньше приходилось встречаться в крымскотатарской среде с идеей об ответственности евреев за сюргюн - и в весьма поучительном контексте.
Не секрет, что необходимость легитимировать претензии на крымскую землю, как вполне конкретные, так и символические, развили в татарском интеллектуальном дискурсе определенный крен на «коренизацию». Утверждение о том, что крымские татары как этнос исторически сложились именно на территории полуострова и не имеют другой родины, вполне справедливо и помогло им избежать ассимиляции и был важным аргументом в риторике, отвергающий навязываемую при советской власти «общетатарскую» национальную идентичность («зачем вам возвращаться в Крым?», лицемерно удивлялись коммунистические чиновники, «зачем возрождать там автономию? Есть ведь в РСФСР Татарская автономная республика на Волге!»). Однако доведенный до логического предела дискурс «коренизации» чреват высоким конфликтным потенциалом: выяснение, кто тут более «коренной», и, стало быть, имеет больше прав, не может привести к конструктивному решению. [...]
Среди прочего, тюркизация крымских караимов органично вписалась в общий дискурс «коренизации», доминирующий в информационном пространстве и коллективном самосознании на полуострове. Так, на основе ряда довольно грубых фальсификаций источников, караимские интеллектуалы успешно распропагандировали гораздо более древнюю, относительно реальной, датировку фиксации наличия общины в Крыму. В глазах поверхностно интересующегося историей крымчанина караимы естественно стали «наиболее древнем из сохранившихся до наших дней тюркским народом Крыма» - и в силу этого самым «коренным» народом полуострова.
Научный проект, к которому я имел некоторое отношение, был направлен на изучение первоисточников, разоблачение фальсификаций и в силу этого - на возвращение караимам их подлинной истории. Однако многие в Крыму встретили эту работу в штыки, увидев в ней проявление еврейского экспансионизма: мол, пытаются тут всякие «примазаться» к двух тысячелетней истории великого караимского народа! То, что сами руководители национальных объединений караимов будут не рады научному изучению их прошлого, было очевидно; а вот то, что некоторые крымские татары оказались готовы поддержать их в попытках сорвать исследование, стало для меня неожиданностью.
В процессе попытки просветительской полемики с оппонентами, в основном, заочной, на различных площадках в Интернете, я неоднократно натыкался на странную логику собеседников. В стремлении вернуть караимскую историю в «еврейский» контекст они видели целенаправленное и системное наступление евреев на Крым. В рамках дискурса, придающего сакральное значение фактору «коренизации», утверждение, что караимы - это такие евреи, было тождественно стремление доказать право приоритетное евреев на крымскую землю (раз «самый коренной из всех коренных народов Крыма» оказывается частью еврейской цивилизации). Не раз и не два в целях мобилизации поддержки из крымскотатарской среды мои оппоненты вспоминали о том, что евреи однажды уже стремились присвоить себе Крым, и именно из-за этого произошла депортация. Извращенная конспирологическая логика вела к смелому выводу: якобы и сейчас научные исследования преследуют стратегическую задачу подготовить обоснование для легитимации эвакуации евреев в Крым в случае серьезных военно-политических проблем, угрожающих существованию «израильского проекта».
Читать полностью