Mar 18, 2013 22:10
"Явись сам святой Павел на землю и исповедуй он пресвитерианство - через три месяца и ему не миновать стать мятежником. Это у них в крови"
Майор Майлс Белленден
Собственное невежество частенько любит сыграть со мной злую шутку. О существовании романа я узнал от пастора Марка Дрисколла, который в одной из проповедей сказал, что любит по вечерам уединиться с этой книжкой. И я взял в руки книгу с приятным ожиданием окунуться в атмосферу покорения своей плоти и Новой Англии христианами, отличавшимися особой строгостью собственных взглядов, которым не нашлось места на родине Роберта Бернса.
Но до Новой Англии читатель так и не добрался, заблудившись в холмах Шотландии XVII века - страны с труднопроизносимыми хоронимами и астионимами. На этих холмах потомки Уильяма Уоллеса убивали друг друга на глазах читателя только потому, что одни были вигами, а другие - тори. Первые, будучи пуританами, выступали за пресвитерианство, свободное от контроля светских властей вероисповедание, а последние искали дружбы с католиками, считая, что епископальная модель церкви для этих целей подходила лучше всего. Понимая Бога и его Слово по-своему, они рубили друг друга на куски. Первые - во имя свободы и своей веры, вторые - в защиту своего положения в обществе. Собственно, на этом можно было и закончить урок истории, и воздать автору должное за то, что написал столь захватывающий исторический роман, пожурив, конечно, за невозможность провести черту между правдой и вымыслом, но надо признаться: я просто влюбился в Шотландию.
Нет, ну серьезно. Я всегда считал историю Североамериканских Штатов - верхом романтики, присущей tabula rasa. Она восхитительно богата, но при этом проста и понятна: невозможно запутаться, чего хотели те или иные группы американцев, ибо у них попросту не хватало фантазии поделиться больше, чем на две полярные группы. Но насколько богата история Великобритании! И красота традиций Короны теперь не кажется тяжким бременем для поверхностного исследователя, напротив, она манит своей глубиной и величием.
P.S. Но до Джона Буньяна я все же обязательно доберусь, т.к. очень хочется узнать поближе духовную сторону пуританства.
books