"Сначала было слово".

Dec 19, 2018 21:28


 Все началось с книг Валентина  Саввича Пикуля «Битва железных канцлеров» и «Барбаросса».

Из «Битва железных канцлеров»

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к закату своему,

Кому ж из нас под старость

День ЛицеяТоржествовать

придется одному?

Их было 29 юношей, выбежавших на заре века в большой и чарующий мир, - старик затепливал перед собой 29 свечей, а потом в глубоком раздумье гасил их робкое пламя пальцами, даже не ощущая боли ожогов. Он торжествовал вдали от родины, в пустынном одиночестве: перед ним, дымясь и оплывая воском, тихо догорала последняя свеча - свеча его жизни



Светлейший князь Александр Михайлович Горчаков!

Он был последним лицеистом пушкинской плеяды.

Он стал последним канцлером великой империи…

Его часто спрашивали

- правда ли, что он занят работой над мемуарами? В таких случаях Горчаков сердился:

- Вздор! Всю жизнь я не мог терпеть процесса бумагомарания. Я лишь наговаривал тексты дипломатических бумаг, а секретари записывали… ноты, циркуляры, преамбулы, протесты.

- Говорят, вы были другом декабристов?



- Нелюбовь ко мне Николая Первого тем и объясняется, что, зная о заговоре, я никого не выдал… День восстания еще свеж в памяти. Я приехал в Зимний дворец каретой цугом и с форейтором, как сейчас уже никто не ездит. Единственный я был в очках, что при дворе строго преследовалось, но для ношения очков я имел высочайшее монаршее разрешение. Помню, когда начали стрелять, мимо меня проследовала императрица Александра и от страха нервически дергала головой. А граф Аракчеев сидел в углу с очень злым лицом, на груди его не было ни одного ордена, только портрет Александра Первого, да и тот, если не изменяет память, без бриллиантов…

- Правда ли, князь, пишут историки, будто вас много лет третировали по службе?Этот вопрос для Горчакова был неприятен:

- Да. И я носил в кармане порцию хорошего яда, дабы отравиться сразу, если нарвусь на оскорбление чести.С большой осторожностью его спрашивали о Берлинском конгрессе, завершившем войну за освобождение Болгарии.



- Ах, не говорите о нем! - отвечал Горчаков. - Именно там я понял, что изъездился и ни к черту не гожусь. У меня была в одном экземпляре секретная карта, на которой имелось три черты. Красная - границы желаемого Россией, синяя - максимум наших уступок, желтая - предел отступления. И вдруг я вижу, что в мою карту тычется носом проклятый русофоб Дизраэли - Биконсфильд! Я шепчу Шувалову: «Что это? Измена?» А граф глазами показывает на карту, лежащую передо мною. Там тоже три черты: красная, синяя, желтая. Но карта английских претензий. Оказывается, мы с Дизраэли по ошибке обменялись тайными планами. Он глядит в мою карту, а я смотрю в английскую, и оба недоумеваем. Тогда-то я и сказал государю: «Finita la commedia… увольте на покой!»

Недавно народовольцы казнили Александра II, и Горчаков показывал гостям карманные часы фирмы Брегета; на крышках часов виднелись профили Наполеона I и Александра I, а под стеклом скрывалась прядь рыжеватых женских волос.- Мне их прислали из кабинета покойного государя. Это личные часы Наполеона, который в Эрфурте подарил их нашему царю. Они идут хорошо, я не жалуюсь. Но в письме из Петербурга не указали, чей это локон. Теперь я часто думаю - может, Жозефины Богарнэ? Или Марьи Нарышкиной, которую обожал Александр, пока она не изменила ему с поручиком Брозиным? Или волосы графини Валевской? Это уже призраки…Наконец Горчаков ослабел; его посадили в поезд и отвезли в Баден-Баден; от курзала неслась музыка Оффенбаха, а старик в забытьи твердил стихи, которые посвятил ему Пушкин:

И ты харит любовник своевольный,

Приятный лжец, язвительный болтун,

По-прежнему философ и шалун,

И ты на миг оставь своих вельмож -

И милый круг друзей моих умножь!



Последний лицеист закрыл глаза и отошел в круг друзей, давно принадлежавших русской истории. Это случилось 27 февраля 1883 года, - XX век уже стучался в крышку гроба. Горчакова опустили в землю, и он тоже стал нашей историей.

Тут меня занимал вопрос - что собой представляла женщина, которая в 37 лет с 5 детьми вышла замуж за холостяка, и не последнего человека в МИДе России?

17 июля 1838 года 40-летний Горчаков женился на 37-летней Марии Александровне Мусиной-Пушкиной (ур. Урусовой) (1801-1853), дочери А. М. Урусова, вдове И. А. Мусина-Пушкина, племяннице своего начальника Д. П. Татищева, московской красавице, которой был увлечен Пушкин[4], таким образом приобретя падчерицу и 4 пасынков, включая Александра Мусина-Пушкина. Ради этого брака ему пришлось выйти в отставку и на некоторое время покинуть дипломатическую службу. У супругов родились сыновья Михаил (1839-1897) и Константин (1841-1926).

Из «Барбаросса».

И тут вопрос  - такие громкие и неизвестные фамилии. Я перелопатила массу материалов, чтобы найти фото его жены - Елены-Констанции Розетти-Солеску, румынской аристократки.



Фридрих Паулюс был сыном счетовода, служившего в тюрьме Отец внушал быстро подрастающему сыну: - Знай , что лучше совсем не иметь друзей, но только бы никогда не иметь и врагов. В 1911 году он стал лейтенантом. Высокий и очень стройный, Паулюс был излишне щеголеват, бдительно следил за чистотой манжет, за блеском своих сапог, за строгоуставным размером мундирного воротничка.

- Милорд, - говорили о нем в Баденском полку, и он даже гордился этим прозвищем, которое заслужил корректной холодностью, одинаково пленявшей и его врагов, и его друзей.
Товарищами в полку были два брата-румына - Ефрем и Константин Розетти-Солеску, сыновья бухарестского консула в Берлине, и Паулюса влекло к братьям, ибо они для него были выходцами как раз из того загадочного и волшебного мира, который для Паулюса всегда оставался недоступным.- Знай, - говорили братья, - что по линии матери мы происходим от племянника римского императора Юстиниана, наши предки из Генуи выехали в Валахию, где и стали боярами. Прабабушка была из рода князей Стурдза, что были господарями Молдовы, а наша бабка из сербской династии Обреновичей, что были королями в Белграде. Наконец, наш родной дядя, Георг Розетти-Солеску, был румынским послом в Петербурге, где и женился на Ольге фон Гире, племяннице русского министра иностранных дел в царствование Александра III...

Да, действительно, было от чего закружиться голове Паулюса! - Вот что, - сказали ему братья Розетти-Солеску, - мы отдыхаем летом в горном Шварцвальде, составь нам компанию для отдыха. Кстати, у тебя такие длинные руки и ноги, что как раз пригодишься сестре для игры в теннис. Усаживаясь во главе стола как хозяйка дома, Катаржина Розетти-Солеску даже и не посмотрела на Паулюса и, заметив пустой стул возле него, недовольным тоном сказала:

- Моя дочь имеет дурную привычку опаздывать…



Елена Розетти-Солеску, в замужестве Паулюс, (родилась 26 декабря 1889 года , умерла 1 сентября 1949 года )(Фото под вопросом, других не нашла).

Елена-Констанция, ее дочь, села рядом с Паулюсом, и он невольно сжался, очарованный ее красотой и напряженный оттого, что боялся ее вопросов, неожиданных для него, на которые не всегда мог ответить. После обеда Елена предложила ему прогулку до водопада в Раумюнцбахе.Стройная и красивая, она долго смотрела вдаль, а внизу, где-то глубоко, струились к вершинам тонкие дымки деревень шварцвальдских крестьян. Кажется, девушка о чем-то думала. Неожиданным был для Паулюса ее вопрос:

- И что же теперь вы собираетесь делать?

- Я хотел бы…«Поцеловать вас», - ожидала она, но ответ был иным:

- Я хотел бы получить адъютантскую должность, ибо склонен к усидчивой кабинетной работе при штабах.

- Это… все? - смущенно спросила она.

- На первые годы - да, я был бы счастлив.



- Вы ошибаетесь. Аксельбант адъютанта от вас не уйдет, а вот я могу уйти и оставить вас на этой горной тропе, где вы изнемогаете от робости и головокружения…

Все стало ясно! Брак предстоял морганатический, неравный для нее, зато очень выгодный для Паулюса, сразу выводящий его из общей шеренги лейтенантов. Паулюсу было не совсем-то удобно представлять жену-аристократку в родительском доме, которую он ласково называл Коко, но она восприняла все как надо - и бедный суп с картофелем, и чтение по вечерам газеты, и даже сестру мужа - Корнелию, которая смотрела на свою золовку во все глаза, как на заморское чудо…



...У фельдмаршала Фридриха Паулюса  и его жены, румынской аристократки Констанции-Елены Розетти-Солеску, было трое детей. Дочь Ольга , в замужестве фон Кутцшенбах, и близнецы Фридрих  и Эрнст-Александр. Оба сына воевали. Фридрих погиб в феврале 1944 года в Италии - во время Анцио-Неттунской военной операции США и Великобритании против немецких войск. А капитан вермахта Эрнст-Александр Паулюс воевал в танковых частях, но после тяжёлого ранения стал непригодным к военной службе и с сентября 1942 года находился в Берлине. Где через несколько месяцев женился на Лоре Динзинген.



С дочерью Ольгой.

После капитуляции Паулюса и его провала перед русскими гестапо выступило против его жены, которое пыталось заставить ее отказаться от имени своего мужа, арестовав ее вместе со своим сыном, капитаном Эрнстом Александром Паулюсом, который был ранен в боях за Харьков.  Хотя Елена Розетти-Солеску была арестована и преследована гестапо , она отказалась развестись  со своим мужем. Елена Розетти-Солеску скончалась в 1949 году в Баден-Бадене в нищете, и не могла видеть, как ее супруг вернулся из советского плена в 1953 году . Эрнст Александр Паулюс пережил войну, но умер от рака 1 февраля 1957 года. Ольга, вышла замуж за фон Куценбаха, умерла в Баден-Бадене в 2003 году.



Скончался Паулюс 1 февраля 1957 года, как раз накануне 14-й годовщины гибели его армии под Сталинградом. Главной причиной смерти, по одним данным, являлся латеральный склероз головного мозга - заболевание, при котором сохраняется ясность мышления, но наступает паралич мышц, а по другим - злокачественная опухоль.На скромной траурной церемонии в Дрездене присутствовали несколько высоких партийных функционеров и генералов ГДР. Через пять дней урна с прахом Паулюса была погребена возле могилы его жены в Баден-Бадене.

Такое вступление, чтобы разобраться - кто есть кто.

Ибо в конечном итоге все оказалось связанным между собой.

история

Previous post Next post
Up